Вопрос 3. Учет условий поставки во внешнеторговых ценах

При зак­лючении внешнеторговых сделок используется совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обя­занности сторон по доставке товара, устанавливают момент пере­хода риска случайной гибели или повреждения товара с продав­ца на покупателя. В них оговариваются расходы, которые несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру.

Эти расходы могут составлять до 40—50 % цены товара и вклю­чать затраты на подготовку товара к следующим операциям:  

от­грузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка); погрузке товара на перевозочные средства внутреннего перевоз­чика различными видами транспорта; перевозке товара от пун­кта отправления до основных перевозочных средств; погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспортера; транспортировке товара международным транспортом; страхо­ванию и хранению груза в пути, при перегрузке и перетарке; выгрузке товара в пункте назначения; доставке его от пункта назначения на склад импортера; оплате таможенных пошлин, налогов, сборов при переходе таможенных границ.

Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными потому, что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень контрактной цены.

Базисные условия поставки длительное время вырабатыва­лись международной торговой практикой и сегодня отражены в системе Инкотермс (International Commercial Terms) в редак­ции 2000г. Они упростили и во многом стандартизировали эк­спортные и импортные операции.

Инкотермс не являются обя­зательными, но представляют собой международные правила для разъяснения наиболее часто используемых условий постав­ки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума раз­личия в интерпретации этих терминов в различных странах, портах, сферах торговли, обусловленные сложившимися торго­выми обычаями.

В системе Инкотермс торговые термины сгруппированы в четыре различные базисные категории Е, F, С и D.

  Группа Е включает условие EXW (франко-завод), согласно которым импортер получает готовый к отправке товар на скла­де (предприятии) экспортера. Экспортер не отвечает за погруз­ку товаров на представленное покупателем транспортное сред­ство или за очистку товаров от пошлины на экспорт. Импортер несет все расходы и риски в связи с перевозкой товаров с пред­приятия экспортера к месту назначения сверх оговоренной в договоре цены. Вид транспорта здесь не имеет значения.

 В группу F входят условия FCA, FAS и FOB, согласно кото­рым экспортер обязан доставить товар до транспортных средств, указанных импортером. Продавец считается выполнившим обязательства по поставке с момента передачи товара в согласо­ванном пункте или порту перевозчика, включая морского пере­возчика (или размещения товара вдоль борта судна). С этого мо­мента экспортер несет риски случайной утраты или случайного повреждения товара.

По условиям FCA (свободно у перевозчика) цена включает расходы по доставке товара перевозчику в обусловленное место или пункт, затраты, связанные с таможенными формальностя­ми, а также оплату всех пошлин, налогов и других официаль­ных сборов, выплачиваемых при экспорте товара. Выбор места поставки оказывает влияние на обязанности по погрузке и раз­грузке товаров в этом месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, продавец несет обязанность и расходы по погрузке. Если поставка производится в другом месте, прода­вец не несет обязанности и затраты по разгрузке. Этот термин используется при перевозках различными видами транспорта.

 FAS (свободно вдоль борта судна) означает, что в цену вклю­чаются все расходы по доставке товара и размещения его вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном порту отгрузки. С 2000 г. продавец несет затраты по выполнению та­моженных процедур, необходимых для вывоза товара.

При условиях FOB (свободно на борту) импортер несет все расходы и риски гибели или повреждения товара с момента, когда товар передан через поручни судна в согласованном порту отгрузки. В цену включаются все расходы, связанные с тамо­женными формальностями, необходимыми для вывоза, а так­же все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выпла­чиваемые при вывозе. Условия FOB используются при перевоз­ках водным транспортом.

  В группу С входят условия CFR, CIF, СРТ и CIP.  В цену на ус­ловиях CFR (стоимость и фрахт) включаются все расходы по то­вару до момента, когда он поставлен на борт судна в порту от­грузки, в том числе стоимость погрузки товаров на борт и любые сборы по разгрузке в порту выгрузки, которые взимаются судо­ходными линиями при заключении договора перевозки, стои­мость фрахта, а также расходы, связанные с таможенными фор­мальностями, необходимыми для вывоза, все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при экспорте. Условия CIF (стоимость, страхование и фрахт) предполага­ют те же затраты, что и при условии CFR, но с дополнением сто­имости морского страхования для устранения риска гибели или повреждения товара при перевозке. Экспортер за свой счет зак­лючает договор страхования и выплачивает страховщику стра­ховую премию. При этом соблюдаются условия минимального страхового покрытия, если иной уровень страхования не следу­ет из контракта купли-продажи.

Условия CFR и CIF использу­ются только для перевозок товара морским или внутренним водным транспортом. СРТ (перевозка оплачена) означает, что продавец оплачива­ет фрахт за перевозку товара до согласованного места назначе­ния, несет расходы, связанные с таможенными формальностя­ми, необходимыми для экспорта, а также все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при вывозе. CIP (перевозка и страхование оплачены) в отличие от СРТ дополнительно включает стоимость страхования товара при пе­ревозке, как и по условиям CIF.Термины CIP и СРТ использу­ются при перевозках любыми видами транспорта.

 Если условия поставки группы С доказывают отправку това­ра, то условия группы D фиксируют прибытие товара и включа­ют такие виды, как DAF, DES, DEQ, DDU, DDP. Согласно усло­виям DAF (доставлено до границы), DES (доставлено с суд­на),DDU (доставлено в указанное место назначения без оплаты пошлины) продавец не должен осуществлять таможенные опе­рации по ввозу, в то время как согласно условиям DEQ (достав­лено на пристань) и DDP (доставлено с оплатой пошлины) он осуществляет эти операции. Условия DES и DEQ применяются только при перевозке водным транспортом.

Вопрос 4. Основные элементы налогового обложения экспорта и импорта товаров

Немаловажное значение при установлении окончательной внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительствен­ными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используется два принципа косвенного налогообло­жения: принцип страны назначения и принцип страны про­исхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает налогообложение экспортируе­мых товаров и освобождение от налогообложения импортируе­мых товаров.

Основные элементы налогового обложения экспорта и импорта товаров – налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз.

Заметное влияние на регулирование внешнеэкономической деятельности оказывает акцизный налог. Перечень подакцизных товаров определяется в законодательном порядке. Ставки акцизов дифференцируются по группам товаров, устанавливаются в процентах от стоимости товаров (адвалорные) или в евро за единицу товара (специфические). Объектами обложения акцизами являются: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов; таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление. При использова­нии адвалорной ставки сумму акциза следует рассчитать следу­ющим образом:

А = (Тс + Пт + Т0) × СА,

где А — сумма акциза, р.; Тс — таможенная стоимость ввозимого товара, р.; Пт — размер ввозной таможенной пошлины, р.; Т0 — сборы за таможен­ное оформление, р.; Са — ставка акциза, %.

Облагаемый оборот при исчислении налога на добавленную стоимость включает таможенную стоимость ввезенного товара, к которой добавляется таможенная пошлина, сборы за таможен­ное оформление товаров, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.  При этом сумма НДС определяется по формуле:

НДС = (Тс + Пт + Т0 + А) × Сндс,

где Сндс — ставка, %.

В последующем при реализации товара на внутреннем рын­ке с учетом сумм, уплаченных при ввозе, рассчитываются раз­меры налога на добавленную стоимость и акциза (кроме това­ров, маркируемых акцизными марками) при реализации товара в соответствии с установленными правилами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: