При заключении внешнеторговых сделок используется совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности сторон по доставке товара, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. В них оговариваются расходы, которые несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру.
Эти расходы могут составлять до 40—50 % цены товара и включать затраты на подготовку товара к следующим операциям:
отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка); погрузке товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика различными видами транспорта; перевозке товара от пункта отправления до основных перевозочных средств; погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспортера; транспортировке товара международным транспортом; страхованию и хранению груза в пути, при перегрузке и перетарке; выгрузке товара в пункте назначения; доставке его от пункта назначения на склад импортера; оплате таможенных пошлин, налогов, сборов при переходе таможенных границ.
|
|
Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными потому, что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень контрактной цены.
Базисные условия поставки длительное время вырабатывались международной торговой практикой и сегодня отражены в системе Инкотермс (International Commercial Terms) в редакции 2000г. Они упростили и во многом стандартизировали экспортные и импортные операции.
Инкотермс не являются обязательными, но представляют собой международные правила для разъяснения наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума различия в интерпретации этих терминов в различных странах, портах, сферах торговли, обусловленные сложившимися торговыми обычаями.
В системе Инкотермс торговые термины сгруппированы в четыре различные базисные категории Е, F, С и D.
Группа Е включает условие EXW (франко-завод), согласно которым импортер получает готовый к отправке товар на складе (предприятии) экспортера. Экспортер не отвечает за погрузку товаров на представленное покупателем транспортное средство или за очистку товаров от пошлины на экспорт. Импортер несет все расходы и риски в связи с перевозкой товаров с предприятия экспортера к месту назначения сверх оговоренной в договоре цены. Вид транспорта здесь не имеет значения.
В группу F входят условия FCA, FAS и FOB, согласно которым экспортер обязан доставить товар до транспортных средств, указанных импортером. Продавец считается выполнившим обязательства по поставке с момента передачи товара в согласованном пункте или порту перевозчика, включая морского перевозчика (или размещения товара вдоль борта судна). С этого момента экспортер несет риски случайной утраты или случайного повреждения товара.
|
|
По условиям FCA (свободно у перевозчика) цена включает расходы по доставке товара перевозчику в обусловленное место или пункт, затраты, связанные с таможенными формальностями, а также оплату всех пошлин, налогов и других официальных сборов, выплачиваемых при экспорте товара. Выбор места поставки оказывает влияние на обязанности по погрузке и разгрузке товаров в этом месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, продавец несет обязанность и расходы по погрузке. Если поставка производится в другом месте, продавец не несет обязанности и затраты по разгрузке. Этот термин используется при перевозках различными видами транспорта.
FAS (свободно вдоль борта судна) означает, что в цену включаются все расходы по доставке товара и размещения его вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном порту отгрузки. С 2000 г. продавец несет затраты по выполнению таможенных процедур, необходимых для вывоза товара.
При условиях FOB (свободно на борту) импортер несет все расходы и риски гибели или повреждения товара с момента, когда товар передан через поручни судна в согласованном порту отгрузки. В цену включаются все расходы, связанные с таможенными формальностями, необходимыми для вывоза, а также все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при вывозе. Условия FOB используются при перевозках водным транспортом.
В группу С входят условия CFR, CIF, СРТ и CIP. В цену на условиях CFR (стоимость и фрахт) включаются все расходы по товару до момента, когда он поставлен на борт судна в порту отгрузки, в том числе стоимость погрузки товаров на борт и любые сборы по разгрузке в порту выгрузки, которые взимаются судоходными линиями при заключении договора перевозки, стоимость фрахта, а также расходы, связанные с таможенными формальностями, необходимыми для вывоза, все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при экспорте. Условия CIF (стоимость, страхование и фрахт) предполагают те же затраты, что и при условии CFR, но с дополнением стоимости морского страхования для устранения риска гибели или повреждения товара при перевозке. Экспортер за свой счет заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. При этом соблюдаются условия минимального страхового покрытия, если иной уровень страхования не следует из контракта купли-продажи.
Условия CFR и CIF используются только для перевозок товара морским или внутренним водным транспортом. СРТ (перевозка оплачена) означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до согласованного места назначения, несет расходы, связанные с таможенными формальностями, необходимыми для экспорта, а также все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при вывозе. CIP (перевозка и страхование оплачены) в отличие от СРТ дополнительно включает стоимость страхования товара при перевозке, как и по условиям CIF.Термины CIP и СРТ используются при перевозках любыми видами транспорта.
Если условия поставки группы С доказывают отправку товара, то условия группы D фиксируют прибытие товара и включают такие виды, как DAF, DES, DEQ, DDU, DDP. Согласно условиям DAF (доставлено до границы), DES (доставлено с судна),DDU (доставлено в указанное место назначения без оплаты пошлины) продавец не должен осуществлять таможенные операции по ввозу, в то время как согласно условиям DEQ (доставлено на пристань) и DDP (доставлено с оплатой пошлины) он осуществляет эти операции. Условия DES и DEQ применяются только при перевозке водным транспортом.
|
|
Вопрос 4. Основные элементы налогового обложения экспорта и импорта товаров
Немаловажное значение при установлении окончательной внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используется два принципа косвенного налогообложения: принцип страны назначения и принцип страны происхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров.
Основные элементы налогового обложения экспорта и импорта товаров – налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз.
Заметное влияние на регулирование внешнеэкономической деятельности оказывает акцизный налог. Перечень подакцизных товаров определяется в законодательном порядке. Ставки акцизов дифференцируются по группам товаров, устанавливаются в процентах от стоимости товаров (адвалорные) или в евро за единицу товара (специфические). Объектами обложения акцизами являются: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов; таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление. При использовании адвалорной ставки сумму акциза следует рассчитать следующим образом:
А = (Тс + Пт + Т0) × СА,
где А — сумма акциза, р.; Тс — таможенная стоимость ввозимого товара, р.; Пт — размер ввозной таможенной пошлины, р.; Т0 — сборы за таможенное оформление, р.; Са — ставка акциза, %.
|
|
Облагаемый оборот при исчислении налога на добавленную стоимость включает таможенную стоимость ввезенного товара, к которой добавляется таможенная пошлина, сборы за таможенное оформление товаров, а по подакцизным товарам — и сумма акциза. При этом сумма НДС определяется по формуле:
НДС = (Тс + Пт + Т0 + А) × Сндс,
где Сндс — ставка, %.
В последующем при реализации товара на внутреннем рынке с учетом сумм, уплаченных при ввозе, рассчитываются размеры налога на добавленную стоимость и акциза (кроме товаров, маркируемых акцизными марками) при реализации товара в соответствии с установленными правилами.