Описание проектов, которые можно использовать при изучении геометрического материала в начальной школе

    Изучив теорию проектной деятельности (с которой более подробно можно ознакомиться в моем реферате), я проанализировала учебники различных учебно-методических комплексов и планируемые результаты изучения курса «Математика» в разделе «Геометрия». В зависимости от того, какой объем геометрического материала вводится в каждом классе и какие требования к результатам освоения предъявляются, я сформулировала темы и способы организации проектов по изучению геометрического материала в 1,2,3 и 4 классах. А также рассмотрела проекты, прописанные в учебниках разных программ, определила их достоинства и недостатки.

    Могу сказать о том, что объем предложенной информации в учебниках недостаточен для усвоения всех, предполагаемых результатов обучения.

    Недостаточный объем материала, предложенный для работы с геометрическими понятиями в учебниках разных программ на каждой ступени обучения в начальной школе можно компенсировать путем применения метода проектов на уроке и во внеурочной деятельности.        Методы проектов помогут наиболее эффективно и быстро достичь необходимых предполагаемых результатов курса обучения.

    Так, усвоение введенных геометрических понятий и приобретенные знания о них в 1 классе на мой взгляд можно успешно закрепить и расширить используя следующий проект.

 «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

    При подготовке к реализации данного проекта, учителю стоит отметить то, что обучающиеся еще не знакомы с данным видом деятельности в полном его объеме. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников в 1 классе, поэтому важно четко, доступно и красочно объяснять обучающимся каждый дальнейший этап их действий (условно для себя разделяя их на этапы проекта).

На подготовительном этапе реализации проекта учитель, заинтересовывает обучающихся и мотивирует их на дальнейшие действия. Для этого он озвучивает следующую ситуацию.

Учитель: - Прогуливаясь по магазинам, я обратила внимание на то, как украшена посуда и создала фотоальбом с различными узорами»

Учитель: - Обратите внимание на то, какие элементы использует художник при росписи? В чем их особенность?

    Можно предложить подумать в парах (тем самым формируя небольшую проектную группу). Деление на большие группы, на мой взгляд, организовывать рано, так же как и распределять роли.

    Путем обсуждения, обучающиеся приходят к выводу о том, что художник использует в росписи точки, различные виды линий, а так же такие фигуры как многоугольник, четырехугольник, треугольник, круг. С данными понятиями первоклассники знакомы.

    Обращаем внимание на то, что геометрические фигуры на посуде различаются по цвету, размеру, форме, сравниваем их. Обращаем внимание на расположение объектов, их чередование.

    Затем учитель подводит обучающихся к следующему шагу проекта – основному этапу или этапу исследования.

    Учитель сообщает о том, что украшение посуды при помощи геометрических узоров возникло в древности. Он подчеркивает то, что данный способ был очень популярен, но иллюстрации не демонстрирует.

    Таким образом он ставит перед обучающимися задачу исследования: самостоятельно (при поддержке родителей) посмотреть в интернете или энциклопедиях, как выглядела посуда наших предков, какие геометрические объекты ее украшали. Также можно расширить задание и предложить рассмотреть домашнюю посуду.

    1-2 недели обучающиеся занимаются исследованием, собирая информацию в виде фотоотчета.

    При проведении заключительного этапа учитель просит обучающихся поделиться результатами своих исследований. Осуществляется коллективное обсуждение.

    Затем учитель предлагает творческое задание: самостоятельное украшение посуды геометрическим орнаментом. Можно предложить изобразить предмет посуды на листе бумаги, выполнить подделку в технике папье-маше, украсить готовые шаблоны из картона или одноразовую пластиковую посуду.

    На этапе подведения итогов обучающиеся, совместно с учителем делают вывод о том, что в окружающем их мире, в повседневной жизни, можно найти объекты (части объектов), имеющие форму геометрических фигур, изученных на уроке математики.

    Таким образом, в процессе изучения в 1 классе геометрического материала можно организовать такие проекты, которые не только поспособствовуют эффективности процесса обучения, но и будут доступными и интересным для обучающихся, возможными для их самостоятельного исследования.    Также можно предложить похожие проекты по исследованию геометрических объектов в одежде, на крыльях и шерсти животных (бабочка, божья коровка, зебра), мебели и так далее.

    Результаты освоения курса математики во 2 классе предполагают то, что обучающийся научится: распознавать виды углов, дифференцировать прямоугольник и квадрат, сможет построить данные фигуры по заданным параметрам. Наилучшему освоению данных операций может помочь применение проекта «Оригами».  

    Подготовительный этап реализации такого проекта вновь начинается с проблемной ситуации.

    Учитель демонстрирует ученикам несколько изделий и говорит о том, что они выполнены с помощью техники – «Оригами», подчеркивая то, что она необычная. Учащиеся сразу могут оценить части подделок – соотнося их с различными геометрическими фигурами.

    Однако учитель просит узнать, в чем заключается главная особенность техники «Оригами». Выяснить, чем она необычна.

    С этого момента начинается основной этап работы с данным проектом:

    Он включает несколько последовательных, взаимосвязанных шагов.

· 1 шаг – обучающиеся самостоятельно узнают о технике «Оригами», применяя для этого различные ресурсы (энциклопедии, интернет, видеоролики, знание родителей). 

· В результате коллективного обсуждения приходят к выводу о том, главная особенность данной техники – это складывание бумаги, без применения дополнительных инструментов.

    Далее обучающимся предлагается выбрать одно из изделий и подготовить мастер-класс по его выполнению.

    В течении 1-2 недель советуясь с учителем выбирают изделие, анализируют этапы его изготовления и осваивают их.

    На заключительном этапе обучающиеся объясняют друг другу порядок выполнения подделок. Учитель обращает внимание на то, что в ходе реализации данной деятельности учениками активно используются названия изученных геометрических объектов. Для достижения результата важны знания о свойствах фигур, их различии (квадрат и прямоугольник), умение распознавать виды углов. Результат – выставка поделок, в технике оригами

    Обучающиеся приходят к осознанию того, что успешная реализация некоторых видов деятельности невозможна без знания геометрических фигур и их особенностей.

    Кроме того, создавая фигурки оригами, ребенок на собственном опыте расширяет знания, он узнает, что такое диагональ, вершина фигуры. У него улучшается восприятие геометрических фигур, а соответственно, ему будет легче воспринимать знания в области геометрии. Сам проект становится более продолжительным, увеличивается количество этапов, обучающиеся учатся планировать свою деятельность при реализации проета.

    Планируемые результаты освоения курса в 3 классе предполагают то, что учащийся научится чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля. Однако заданий для отработки данного умения недостаточно. Данную проблему можно преодолеть, вводя проект под названием «Изонить».

    На подготовительном этапе учитель демонстрирует различные работы, называя технику их выполнения понятием «Изонить». Говорит о том, что техника выполнения тесно связана с умениями, приобретенными на уроке математики. Требуется узнать, какие это умения.

    В рамках основного этапа обучающиеся изучают информацию об особенностях данной техники.

    В ходе коллективного обсуждения выясняется то, что техника «Изонить» требует умения чертить окружность определенного радиуса при помощи циркуля.

              Далее учитель делить обучающихся на группы и предлагает каждой группе тему для изучения:

1- История возникновения техники «Изонить»

2- Этапы выполнения работы по данной технике.

3- Приборы и материалы, используемые при создании работы в технике «изонить»

4- Техника безопасности при работе.

    После этого, в рамках заключительного этапа обучающиеся обмениваются полученной информацией.

    Далее учитель предлагает каждой группе выполнить композицию, используя технику «Изонить» Т.О.продукт: создание творческих композиций.

    В результате учащиеся понимают связь полученных на уроке навыков с другими видами деятельности. Отрабатывают умения работы с чертежными инструментами: циркулем и линейкой, учатся обозначать точки. Этапы проектной деятельности усложняются, предлагается групповая работа. Учащиеся уже способны работать с информацией, представлять её.

    В 4 классе обучающийся знакомится с названиями и свойствами некоторых трехмерных фигур. Они учатся распознавать, различать и называть такие геометрические тела как: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

    Для формирования полных представлений в систему обучения можно включить проект под названием «Мой город».

    На подготовительном этапе проекта вводится проблемный вопрос: Где в повседневной жизни можно увидеть объемные геометрические тела.Предлагается прогуляться по городу, изучая форму окружающих объектов и составить фотоотчет.

    В рамках основного этапа осуществляется коллективный обмен информацией. Далее предлагается задание: конструирование зданий при помощи объемных фигур и оформление мини-города.

    Предлагается следующий план реализации:

· Продумать как выглядит, из каких частей состоит модель.

· Подобрать материалы, детали, из которых будет осуществляться моделирование.

· Обдумывание последовательности оформления.

    На заключительном этапе перед обучающимися встают следующие задачи: Групповое конструирование объемных геометрических фигур.

1. Моделирование построек.

2. Оформление модели города.

3. Презентация результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow