Особенности применения метода проектов в начальной школе

    В младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации учебно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность

    Сущность проектной деятельности при обучении в начальной школе заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

    Именно поэтому в большинстве случаев, когда педагоги говорят о детских проектах и их организации, уместнее использовать именно понятие –«проектная деятельность».

    Следует подчеркнуть, что при организации проектной деятельности позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника. Проектная деятельность может быть эффективно  реализована в урочной деятельности, во внеурочное время, в условиях дополнительного образования. Нужно только знать особенности их организации. Лучше всего это сделать через организацию проектных уроков.

    Доктор педагогических наук Евгения Семеновна Полат выделяет основные требования к использованию проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы

(задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска

для еѐ решения.

    2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время.

    4. Структурирование содержательной части проекта (указанием поэтапных результатов и распределение ролей).

    5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

· Выдвижение гипотезы их решения;

· Обсуждение методов исследования;

· Оформление конечных результатов;

· Анализ полученных данных;

· Подведение итогов;

· Корректировка;

· Получение выводов (через использование в ходе совместного

исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих

отчѐтов, защиты проекта и т.д.).

    6. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы.

    7. Обязательно осуществляется планирование действий по разрешению проблемы.

    8. В процессе работы организуется поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

    9. Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы.

    10. Презентация и защита готового проекта.

    11. Рефлексия – как на определенных этапах, так и по итогам реализации проекта.

Методика организации проектной деятельности в начальной школе

    Выделим этапы деятельности учителя при подготовке к организации проектной деятельности обучающихся:

    1. Постановка задачи на использование метода проектов при изучении той или иной темы.

    2. Формулировка творческого названия (темы) проекта и основного проблемного вопроса.

    3. Разработка дидактических и методических материалов в поддержку проектной деятельности.

    В проектной методике появлению интереса, мотивации к изучению нового способствуют предлагаемые учителем творческая тема проекта и его основной проблемный вопрос.

    Проблемный вопрос должен быть интересным, увлекательным, затрагивать воображение и творческие способности личности. Во-вторых, основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта. Интересная постановка учителем проблемного вопроса заставляет обучающихся осознать свою некомпетентность в данной области, обнаружить недостаточность своих знаний, умений; у них появляется установка на получение новых знаний, определяется цель, порождающая дальнейшую активность к деятельности по овладению новыми знаниями [8, c.55].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: