Этапы работы над проектом

    Стадии работы над проектом - это - это «пять П»: Проблема -Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

    Существует несколько вариантов этапов выполнения проекта. Рассмотрим один из них.

    1 этап – Подготовка. Учитель выбирает тему проекта; определяет его тип, количество участников; продумывает возможные проблемы, которые он предложит исследовать учащимся в рамках выбранной темы. Здесь особое значение имеет презентация учителем на установочном занятии предстоящей проектной деятельности. Педагог представляет общую информацию о проекте. Особенно это важно, если учащиеся в первый раз будут работать над проектом.

     Учитель организует обсуждение темы и цели исследования. Наводящими вопросами помогает обучающимся выдвинуть частные проблемы для исследования. Это дает возможность определить тематику проектов, формы представления готового проекта, критерии оценки результатов и хода работы. Здесь же уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы. Сроки могут регламентироваться датой проведения научной конференции учащихся (общешкольной, районной, городской, республиканской или международной интернет-конференции).        

    2 этап – Планирование. Важнейшая задача на данном этапе — создание проектных групп, которые будут выполнять части проекта. Например, по теме «Наш парк» могут быть созданы такие группы: историческая, социологическая, экологическая, экономическая, компьютерной графики и др.

    Группы могут создаваться различными способами:

а) случайным образом;

 б) по проявленному интересу к работе по той или иной части проекта;

в) путем предварительного опроса (каждый пишет на листочке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех своих одноклассников).

    Так можно укомплектовать психологически совместимую группу. Для успешной работы группы важны ее соорганизация и сплочение участников. С этой целью обучающимся может быть предложено, например, составить для своей группы «кодекс разработчика проекта». Возможна также спортивная эстафета, участие в которой поможет формированию в группе командного духа. Обучающиеся в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему, формулируют задачи, выбирают и обосновывают свои критерии успеха, определяют способы взаимодействия, график работы, Прогнозируют конечный результат. На этом этапе распределяются роли и функции в группах.

    3 этап – Исследование. Самостоятельная работа участников по своим индивидуальным или групповым частям проекта и планам. В зависимости от темы проекта характер работы будет существенно различаться.

    Например, в исследовательских проектах деятельность может включать: изучение литературы, формулировку гипотез, выдвижение основных идей и определение направлений работы, проведение теоретических оценок, построение математической модели явления, планирование и проведение эксперимента, обработку его результатов.

    В информационных проектах для поиска информации ребята проводят анкетирование, устные опросы, изучают литературные источники, широко используют возможности Интернета; собирают и систематизируют данные. Учитель осуществляет координацию деятельности групп, организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах, проводит индивидуальные и групповые консультации. Могут использоваться консультации других специалистов.

    4 этап - Анализ и обобщение На этом этапе обучающиеся готовят индивидуальные, групповые отчеты и, если весь класс работает над одним общим проектом - общеклассный отчет.

    Примерная структура отчета может быть такой:

 1. Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

2. Оглавление.

3. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта).

4. Основная часть (она в исследовательских работах состоит из двух разделов — теоретического и экспериментального). Здесь представляются теория, действия, методы, промежуточные результаты.

5. Заключение (выводы по всей работе).

6. Список использованной литературы.

7. Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др.

 8. Сведения об авторах и роли каждого из них.

    5 этап - Представление проекта. Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей, что потребует значительных усилий по его подготовке. В этом случае целесообразно для всех разработчиков проекта (проектов) и гостей подготовить и растиражировать программы защиты с краткими аннотациями к проектам. Возможно предварительное рецензирование работ учащихся и ознакомление с отчетами специально приглашенных на защиту оппонентов.   Авторы проекта могут позаботится о подготовке раздаточных материалов, которые помогут присутствующим глубже понять основные положения доклада

    В докладе разработчики проекта раскрывают:

1. Актуальность темы проекта.

2. Цели работы и задачи, которые решались в процессе работы над проектом. 3. Теоретическую и прикладную части проекта.

4. Методы исследования.

5. Выводы по работе.

    6 этап - Оценка результатов и процесса. На этом этапе оцениваются как результаты, так и ход выполнения проекта. Этап осуществляется после публичной презентации проекта.

    Могут быть приняты во внимание следующие критерии оценки доклада.

1. Значимость и актуальность проблемы, по которой выполнен проект.

2. Полнота и глубина изложения материала, аргументированность основных положений и выводов.

3. Последовательность изложения.

4. Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов.

5.Мультимедиа или визуальная поддержка доклада.

 6. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

В зависимости от предметной области и типа проекта могут учитываться дополнительные критерии:

1.Музыкальное оформление.

2.Наглядность и убедительность демонстрируемых опытов.

3.Наличие и качество раздаточных материалов.

4.Эмоциональность речи и др.

    Важно, чтобы совокупность критериев была известна заранее [7, c.103].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: