Сущность понятий «проект» и «проектная деятельность». Преимущества метода проектов

    Мы уже говорили о том, что в настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

    Понятие «проект» переводится с латинского языка – как «брошенный вперёд». В «Толковом словаре русского языка» Т.С. Ожегова указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

    К данному понятию обращаются многие современные педагоги и исследователи. Обратимся к некоторым из них.

    Кандидат педагогических наук С.В.Митрохина понимает «проект» –как мыслительное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде проекта, услуги, творческого акта или действия.

    Проект по мнению Е.Г. Новолодской – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися актуальной и интересной для них.

    Проект по мнению Е.Н. Землянской – это обоснованная, спланированная, осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

    Единой трактовки данного понятия не существует. В целом, понятие «проект» определяют, как целенаправленное, фиксированное во времени,управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной проблемы и жизненной ситуации, с целью формирования ключевых компетентностей.        

    Проектирование или проектная деятельность – процесс создания проекта. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

    Понятие «проектная деятельность» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания [11, c.38].

    Понятие «метод проектов» включает в себя две составляющие –

«проект» и «метод». Метод – это способ, путь обучения. Таким образом, под

проектным методом можно понимать способ обучения через организацию

проектов.

    Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная проектная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы, который должен завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами.

· Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

· На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

· Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

· Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: