Анализ учебников математики различных учебно-методических комплексов

1. Начнем с УМК «Школа России»

    По программе УМК «Школа России» первые проекты по математике, впервые можно встретить на страницах учебника уже в 1 классе. Всего их два, один из которых тесно связан с изучением геометрического материала.

    Название проекта «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнамент» (Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика» 1 кл.,2 часть, стр.98-99.)

    Проанализировав данный проект и я определила его структуру.

Тип проекта по доминирующей деятельности: творческий

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный (реализация 3-4 месяца – время летних каникул)

Тип проекта по количеству участников: парный или групповой (на выбор обучающихся)

Исполнитель: обучающиеся 1 класса.

Способы работы: наблюдение, в рамках прогулок и экскурсий с целью получения информации; анализ собранной информации.

Результат работы: создание группами творческого альбома «Цветники»

    На страницах учебника ярко, доступно и подробно описаны этапы всех детских действий, которые приведут их к определенному результату. К тому же предполагается привлечение в деятельность родителей обучающихся. Однако, данные действия ориентированы на самостоятельность – например в том случае, когда предполагается распределить роли в группе или предположить примерную дату окончания проекта. Это говорит о том, что проект не совсем соответствует возрастным особенностям школьников.

Во 2 классе, во 2 части учебника представлен проект «Оригами».

В 4 классе, во 2 части учебника проект под названием «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий».

В каждом из этих проектов дан план по которому дети смогут выполнить любой из проектов.

УМК «Школа 2100»

При анализе программы «Математика» Т.Е.Демидовой и С.А.Козловой, образовательной системы «Школа 2100» выяснилось, в данной системе проектная деятельность осуществляется только в 4 классе. Но важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами. Первой из таких задач является проект «Модель машины времени», работая над которым учащиеся собирают информацию о некоторых исторических периодах и с помощью задач-расчетов изготавливают модель машины времени. С помощью этой модели учащиеся в течение всего учебного года побывают в разных периодах времени и пространства.

Вторым по счету идет проект «Страничка из энциклопедии». Учащиеся на машине времени отправляются в Россию XVIII века, где они соберут информацию об этом периоде и оформят ее в виде одной странички. Продуктом этого проекта может являться мини-энциклопедия класса.

Следующим проектом стала «Российская ярмарка XVIII века». Данный проект ролево-игровой, т.е. продуктом будет являться игра-конкурс «Ярмарка», где учащиеся будут представлять исторический материал в виде сценки.

Во втором полугодии четвертого класса учащиеся выполняют такие проекты, как: «Играй и выигрывай» и «Страничка нового учебника». В проекте «Играй и выигрывай» учащиеся создают сборник математических игр, после чего проводится фестиваль. В последнем проекте «Страничка нового учебника» учащимся предлагается поделиться собранными сведениями с другими людьми. Продуктом данного проекта будет являться страничка учебника для любителей истории и математики.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод, что большинство проектов в программе Т.Е.Демидовой и С.А.Козловой имеют ярко выраженную математической направленность, отражая в то же время межпредметные связи. Данные проекты формируют большое количество универсальных учебных действий, которые нужны во всех предметах начальной школы.

Программа «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» и «Гармония» содержат множество краткосрочных проектных заданий, направленных на исследовательскую деятельность обучающихся. Долгосрочных проектов не так много, они встречаются в 3 и 4 классах.

Анализ современных целостных образовательных моделей начального обучения показал, что сегодня проектная деятельность наиболее полно представлена только в двух УМК – «Школа 2100» и «Школа России». В этих УМК темы проектов/проектных задач и предписания к их выполнению включены непосредственно в учебники. В такой программе как «Гармония» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» преобладают проектные задания.

    Таким образом, я пришла к выводу о том, что чаще всего, проекты представленные в учебниках не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся. Для того чтобы эффективно сформировать у обучающихся начальной школы способность к выполнению проектной деятельности, которая обеспечит ему готовность к исследованиям в основной школе, необходимо:

· как можно чаще применять метод проектов при обучении, детально его продумывать;

· в первую очередь учитывать реальные возможности обучающихся, понимание ими происходящей ситуации, осознание цели каждого этапа проекта;

· новые проектные действия необходимо вводить постепенно;

· корректировать проекты, предложенные в учебниках в соответствии с особенностями обучающихся;

· реализовывать проектную деятельность так, чтобы учитель выступал в роли наставника, а родители являлись помощниками, а не исполнителями.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. – 35 с

2. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005.– № 9. – С. 13 – 19.

3. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 21 – 25.

4. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М.: Просвещение, 2005. – 155 с.

5. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. – 2003. – № 6. –С. 15 – 23.

6. Чечель, И. В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 7 – 12

7. Новые системы образоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки/Под ред. С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского. М., 1930, с. 103—14, 128—55

8. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 4-7. 12 26. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

9. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1. 2006.

10. Полат Е.С. "Метод проектов"//Наука и школа. - 1997. - №4.- с. 85-135. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. – с. 94-132.

11. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

12. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: