Одна из важных проблем, возникающих при выборе участка под аэродром— ориентирование летных полос по ветровому режиму. Как правило, взлет и посадка современных тяжелых самолетов должны производиться против ветра (только в исключительных случаях допускается взлет и посадка с попутным ветром, но при этом попутная составляющая ветра не должна превышать 5 м/с). Большое значение для устойчивости и управляемости воздушных судов особенно при ограниченных коэффициентах сцепления и (или) наличии на поверхности ВПП осадков имеет боковая нагрузка, обусловленная давлением боковой составляющей скоростного напора, возникающей под воздействием боковой составляющей ветра. Скорость бокового ветра (боковой составляющей скорости ветра) не должна превышать предельно допустимой (критической) величины, зависящей от конструктивных особенностей
воздушного судна на сухой ВПП. При наличии на ВПП осадков или при пониженных коэффициентах сцепления допустимая боковая скорости ветра резко уменьшается. Встречный ветер может быть достаточно большим, но для надежной устойчивости взлетов и посадок его величина также ограничивается и составляет: для самолетов 25—40 м/с; вертолетов — 15—20 м/с.
|
|
Характеристики ветрового режима местности обычно задаются в климатологических справочниках по восьми или шестнадцати румбам с градациями, иногда не совпадающими с принимаемыми в аэродромных расчетах. В большинстве случаев каждая ВПП может использоваться для взлетов и посадок в двух взаимопротивоположных направлениях, поэтому при расчетах необходимо знать суммарные повторяемости ветров по противоположным направлениям. Для этого нужно пересчитать ветровой режим по данным градациям и построить таблицы повторяемости ветров по совмещенным направлениям. Оптимальным направлением ВПП является такое, которое обеспечивает возможность взлетов и посадок воздушных судов в течение наибольшего, количества ветреных дней. Для определения ветровой обеспеченности аэродрома существует понятие ветровой загрузки, его количественной характеристикой является коэффициент ветровой загрузки (КВЗ), то есть процент повторяемости ветров, при котором боковая составляющая их скорости не превышает расчетной величины для данного класса аэродрома. В соответствии с требованиями СНиП-11-47-80 установлены* предельно допустимые нормативные значения боковых составляющих скорости ветра и коэффициентов ветровой загрузки (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Класс аэродрома | Предельно допустимая боковая составляющая скорости ветра, м/с | Коэффициент ветровой загрузки, % |
А, Б, В, Г Д Е | 12 8 6 | 98 95 90 |
Для определения коэффициента ветровой загрузки необходимо предварительно подсчитать значение допустимых углов отклонения направления взлета (посадки) и направления ветра при различных скоростях ветра и (рис. 3.1):
|
|
Полученные значения откладываются (в масштабе румба) на совмещенной панорамной розе ветров в обе стороны от намеченного направления ВПП.
Коэффициент ветровой загрузки определяется по формуле: |
Рассмотрим определение допустимых углов отклонения относительно ВПП (рис. 3.2).
Анализируя изменения допустимых углов отклонения ветра, можно констатировать, что с увеличением скорости ветра допустимый угол отклонения уменьшается. Однако боковая составляющая ветра (под углом 90° к ВПП) во всех случаях должна быть в пределах 12 м/с.
Маркировка аэродромных покрытий
Маркировка аэродромных покрытий ВПП, РД, МС и перронов является обязательной для всех классов аэродромов и предназначается для повышения условий безопасности при выполнении взлетно-посадочных операций, рулении и заходе на места стоянки, а также для обеспечения четкого управления наземным движением самолетов и обслуживающей их техники.
Схема маркировки ИВПП (рис. 10) для всех классов аэродромов является типовой и соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). На разных классах аэродромов меняются лишь количество маркировочных знаков их размеры и расстояния между ними.
Рис. 10. Схема маркировки ИВПП аэродрома класса А
Покрытие ВПП маркируется: цифровыми знаками – посадочный магнитный путевой угол (ПМПУ); прямоугольными знаками – порог, зона приземления, зона фиксированного расстояния и продольная ось.
Порог ВПП обозначается параллельными прямоугольными знаками (полосами), располагаемыми в направлении продольной оси ВПП на расстоянии 6 м от торца и 3 м от края ВПП с обеих сторон. Зона приземления для всех классов аэродромов маркируется парами прямоугольных знаков (полос), расположенных симметрично оси ВПП. Парные знаки наносятся с интервалами в 150 м, начиная от начала маркировки порога.
Фиксированное расстояние на ВПП аэродромов класса А, Б и В обозначается парой прямоугольных знаков, расположенных симметрично оси ВПП на расстоянии 306 м от торца ВПП. Ось ВПП на аэродромах всех классов указывается продольными пунктирными полосами одинаковой длины, расположенными на равном расстоянии друг от друга.
Покрытие РД маркируется на продольной оси, в местах ожидания самолетов перед выруливанием на исполнительный старт и на участках сопряжения с ВПП (рис. 11).
Продольная ось РД на прямолинейных участках и поворотах маркируется пунктирной линией шириной 0,15 м с шагом 15 м для аэродромов классов А, Б и В и 5 м для аэродромов классов Г, Д и Е. Места ожидания самолетов на РД обозначаются четырьмя поперечными линиями, двумя сплошными и двумя пунктирными.
Рис. 11. Маркировка РД: размеры в числителе даны для аэродромов классов А, Б, В;
в знаменателе даны размеры для классов Г, Д и Е
Маркировка мест стоянки и перронов состоит из осей прямолинейного и криволинейного руления, Т-образных знаков и цифр, обозначающих место и номер стоянки (рис. 12). Оси прямолинейного руления маркируются так же, как и РД. Оси криволинейного руления маркируются пунктирными линиями шириной 0,15 м с шагом 5 м на МС аэродромов классов А, Б и В и шагом 1 м классов Г и Д, а на перронах с шагом 1 м – аэродромов всех указанных классов.
Рис. 12. Маркировка МС с односторонним заходом
Место стоянки самолетов указывается Т-образным знаком. Для улучшения видимости пилотом Т-образного знака во время установки самолета на стоянку между поперечными и продольной линиями устанавливается разрыв на аэродромах классов А, Б и В в 2 м, классов Г и Д – 1 м. Расстояние между прямолинейной осью руления и поперечными линиями Т-образного знака должно быть равно половине размаха крыла расчетного самолета плюс расстояние «б».
|
|
Сезонное содержание аэродромов