Ориентирование летных полос по ветровому режиму

Одна из важных проблем, возникающих при выборе участ­ка под аэродром— ориентирование летных полос по ветро­вому режиму. Как правило, взлет и посадка современных тя­желых самолетов должны производиться против ветра (толь­ко в исключительных случаях допускается взлет и посадка с попутным ветром, но при этом попутная составляющая вет­ра не должна превышать 5 м/с). Большое значение для устой­чивости и управляемости воздушных судов особенно при ог­раниченных коэффициентах сцепления и (или) наличии на поверхности ВПП осадков имеет боковая нагрузка, обуслов­ленная давлением боковой составляющей скоростного напора, возникающей под воздействием боковой составляющей ветра. Скорость бокового ветра (боковой составляющей скорости ветра) не должна превышать предельно допустимой (критиче­ской) величины, зависящей от конструктивных особенностей

воздушного судна на сухой ВПП. При наличии на ВПП осад­ков или при пониженных коэффициентах сцепления допусти­мая боковая скорости ветра резко уменьшается. Встречный ветер может быть достаточно большим, но для надежной ус­тойчивости взлетов и посадок его величина также ограничи­вается и составляет: для самолетов 25—40 м/с; вертолетов — 15—20 м/с.

Характеристики ветрового режима местности обычно за­даются в климатологических справочниках по восьми или шестнадцати румбам с градациями, иногда не совпадающими с принимаемыми в аэродромных расчетах. В большинстве слу­чаев каждая ВПП может использоваться для взлетов и поса­док в двух взаимопротивоположных направлениях, поэтому при расчетах необходимо знать суммарные повторяемости ветров по противоположным направлениям. Для этого нужно пересчитать ветровой режим по данным градациям и по­строить таблицы повторяемости ветров по совмещенным на­правлениям. Оптимальным направлением ВПП является та­кое, которое обеспечивает возможность взлетов и посадок воздушных судов в течение наибольшего, количества ветреных дней. Для определения ветровой обеспеченности аэродрома существует понятие ветровой загрузки, его количественной ха­рактеристикой является коэффициент ветровой загрузки (КВЗ), то есть процент повторяемости ветров, при котором боковая составляющая их скорости не превышает расчетной величины для данного класса аэродрома. В соответствии с требованиями СНиП-11-47-80 установлены* предельно допус­тимые нормативные значения боковых составляющих скорости ветра и коэффициентов ветровой загрузки (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Класс аэродрома Предельно допустимая боковая составляющая скорости ветра, м/с Коэффициент ветровой загрузки, %
А, Б, В, Г Д Е 12 8 6 98 95 90

Для определения коэффициента ветровой загрузки необ­ходимо предварительно подсчитать значение допустимых уг­лов отклонения направления взлета (посадки) и направления ветра при различных скоростях ветра и (рис. 3.1):


Полученные значения откладываются (в масштабе рум­ба) на совмещенной панорамной розе ветров в обе стороны от намеченного направления ВПП.

Коэффициент ветровой загрузки определяется по формуле:


Рассмотрим определение допустимых углов отклонения от­носительно ВПП (рис. 3.2).

Анализируя изменения допустимых углов отклонения вет­ра, можно констатировать, что с увеличением скорости ветра допустимый угол отклонения уменьшается. Однако боковая составляющая ветра (под углом 90° к ВПП) во всех случаях должна быть  в пределах 12 м/с.

 

 

 Маркировка аэродромных покрытий

Маркировка аэродромных покрытий ВПП, РД, МС и перронов является обязательной для всех классов аэродромов и предназначается для повышения условий безопасности при выполнении взлетно-посадочных операций, рулении и заходе на места стоянки, а также для обеспечения четкого управления наземным движением самолетов и обслуживающей их техники.

Схема маркировки ИВПП (рис. 10) для всех классов аэродромов является типовой и соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). На разных классах аэродромов меняются лишь количество маркировочных знаков их размеры и расстояния между ними.

Рис. 10. Схема маркировки ИВПП аэродрома класса А

Покрытие ВПП маркируется: цифровыми знаками – посадочный магнитный путевой угол (ПМПУ); прямоугольными знаками – порог, зона приземления, зона фиксированного расстояния и продольная ось.

Порог ВПП обозначается параллельными прямоугольными знаками (полосами), располагаемыми в направлении продольной оси ВПП на расстоянии 6 м от торца и 3 м от края ВПП с обеих сторон. Зона приземления для всех классов аэродромов маркируется парами прямоугольных знаков (полос), расположенных симметрично оси ВПП. Парные знаки наносятся с интервалами в 150 м, начиная от начала маркировки порога.

Фиксированное расстояние на ВПП аэродромов класса А, Б и В обозначается парой прямоугольных знаков, расположенных симметрично оси ВПП на расстоянии 306 м от торца ВПП. Ось ВПП на аэродромах всех классов указывается продольными пунктирными полосами одинаковой длины, расположенными на равном расстоянии друг от друга.

Покрытие РД маркируется на продольной оси, в местах ожидания самолетов перед выруливанием на исполнительный старт и на участках сопряжения с ВПП (рис. 11).

Продольная ось РД на прямолинейных участках и поворотах маркируется пунктирной линией шириной 0,15 м с шагом 15 м для аэродромов классов А, Б и В и 5 м для аэродромов классов Г, Д и Е. Места ожидания самолетов на РД обозначаются четырьмя поперечными линиями, двумя сплошными и двумя пунктирными.

Рис. 11. Маркировка РД: размеры в числителе даны для аэродромов классов А, Б, В;
в знаменателе даны размеры для классов Г, Д и Е

Маркировка мест стоянки и перронов состоит из осей прямолинейного и криволинейного руления, Т-образных знаков и цифр, обозначающих место и номер стоянки (рис. 12). Оси прямолинейного руления маркируются так же, как и РД. Оси криволинейного руления маркируются пунктирными линиями шириной 0,15 м с шагом 5 м на МС аэродромов классов А, Б и В и шагом 1 м классов Г и Д, а на перронах с шагом 1 м – аэродромов всех указанных классов.

Рис. 12. Маркировка МС с односторонним заходом

Место стоянки самолетов указывается Т-образным знаком. Для улучшения видимости пилотом Т-образного знака во время установки самолета на стоянку между поперечными и продольной линиями устанавливается разрыв на аэродромах классов А, Б и В в 2 м, классов Г и Д – 1 м. Расстояние между прямолинейной осью руления и поперечными линиями Т-образного знака должно быть равно половине размаха крыла расчетного самолета плюс расстояние «б».

 Сезонное содержание аэродромов





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: