1. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ и ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ – проверка научности любого знания возможна только путем его опровержения. Если знание опровержению не поддается, следовательно, это объект веры и религии.
2. ФАЛЛИБИЛИЗМ – любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ НАУКИ путем НТР и смены научных парадигм.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (или эволюционная теория познания) является разделом эпистемологии и рассматривает рост знания как продукт биологической эволюции
Эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире — результат постепенного движения по направлению ко всё лучшим теориям.
В 1920–30-х гг. создана синтетическая теория эволюции. Подтверждены принципы естественного отбора, открылась возможность применения хромосомной теории наследственности и популяционной генетики к исследованию эпистемологических проблем.
|
|
Начало положила статья известного немецкого этолога Конрада Лоренца «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии» (1941), где приводился ряд убедительных аргументов в пользу существования у животных и человека врожденного знания, обусловленного организацией центральной нервной системы. Это врожденное знание – фенотипический признак, выработанный человеком в результате естественного отбора.
Впервые термин «эволюционная эпистемология» появился в статье психолога Джозефа Кэмпбелла (1974).
Развивая учение К. Лоренца, Д. Кэмпбелл предложил рассматривать знание не просто как фенотипический признак. Познание ведет к увеличению приспособленности живого организма к окружающей среде (в т.ч. и к социокультурной, если речь идет о человеке).
Тем самым открылась возможность связать биологическую эволюцию с эволюцией когнитивной системы живых организмов, с эволюцией их способностей извлекать, обрабатывать и хранить информацию.
В эволюционной эпистемологии выделяются два относительно независимых уровня исследований.
Первый уровень эволюционной эпистемологии – это скорее биологическая теория когнитивных процессов (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Р. Ридль и др.) и различные концепции когнитивной эволюции живых организмов (включая человека).
Ко второму уровню можно отнести те методологии и метатеории, которые реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели (К. Поппер, С.Тулмин, И. Лакатос и др.)
Карл Поппер
|
|
Эволюция человеческого знания может быть представлена в виде следующей схемы:
P1 → TT → EE → P2
Проблема (P1) порождает попытки решить её с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные ошибки порождают новые проблемы P2.
Расстояние между старой и новой проблемой часто очень велико: оно указывает на достигнутый прогресс.
Однако, отличие процесса выбраковки теорий от естественного отбора заключается в том, что ученые сознательно элиминируют неудачные гипотезы, критически осмысливают собственные теории.
К. Поппер подчеркивал роль «специфически человеческого языка», который выводит теоретическое знание за пределы человеческого организма, работает с теорией, как с объектом, критически осмысливает и при необходимости отбраковывает её.
Современные теории генно-культурной коэволюции (Э. Уилсон, Ч. Ламсден) наметили новые точки соприкосновения между двумя направлениями исследований в эволюционной эпистемологии
С позиций этих теорий не только эволюция познания, но даже исследовательские стратегии или рост научно-теоретического знания, могут успешно изучаться как аспект универсального процесса информационного развития.
Основная задача эволюционной эпистемологии – это разработка всестороннего и максимально исчерпывающего подхода к развитию познания, который существенно выходит за пределы классических философских традиций.
Реально этот подход может быть только междисциплинарным, т.к. он базируется на результатах, полученных в самых различных науках (прежде всего в когнитивной науке), если эти результаты имеют хотя бы некоторое отношение к проблемам познания.