Философия постмодернизма

       Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия.

Дословно этот термин означает «послесовременность» (или «постсовременность»).

Но нужно иметь в виду, что само понятие модерн («современность») является при этом не совсем определенным.

       Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившего безграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовном знамени знаменитое декартовское «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Другие этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которой явились наука, разум и социальный прогресс.

Основные положения философии модерна

• Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявлениях проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическими категориями и понятиями.

• Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. Стремление открыть всеобщие научные законы природы и общества.

• Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности (мифологии, религии, предрассудков).

• Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.

• Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.

• Провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве.

На современном этапе самые выдающиеся представители постмодернизма Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари

Общее для них в стиле мышления:

- отдается предпочтение не постоянству знания, а его нестабильности

- ценятся не абстрактные, а конкретные результаты опыта

- утверждается, что действительность сама по себе, т. е. кантовская «вещь в себе», недоступна для нашего познания

- делается акцент не на абсолютность истины, а на ее относительность

- никто не может претендовать на окончательную истину, ибо всякое понимание является человеческим истолкованием, которое не бывает окончательным. Кроме того, на него оказывают существенное влияние такие факты, как социально-классовая, этническая, расовая, родовая и т. д. принадлежность индивида.

- мир не существует отдельно от интерпретатора и интерпретации, и представление о нем реализуется через беспрерывную цепь интерпретаций.

- объект и субъект познания оказываются нераздельными. При этом объект познания мы воспринимаем таким, каким он уже дан нам в интерпретации предшествующих познающих субъектов. И любой объект познания уже изначально оказывается включенным в определенный до нас истолкованный контекст.

- человеческое познание происходит посредством знаков и символов, которые в своем происхождении и своих смыслах и значениях обусловлены также человеческими факторами: историческими и культурными условиями, интересами, психологическими свойствами и т. д. Поэтому на объекте всегда лежит печать субъекта.

- всякое познание жестко связано с субъективностью познающего, которую невозможно преодолеть в познании, но которая искажает истинный смысл, значение и характер объекта.

 

Основные положения философии постмодерна

Несмотря на имеющиеся в рамках постмодернизма различия, попытаемся выделить его некоторые общие черты:

1) Плюрализм, отсутствие какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Ни в познании, ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интегрирующих идей. Всякое единство носит «репрессивный» характер и связано с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута.

2) Неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей. Любые наши проекты преобразования действительности обречены на провал.

3) Отказ от попыток привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы. События всегда идут впереди теории.

4) Отказ от модернистского способа мышления посредством оппозиций и утверждение мышления вне оппозиций (вне бинаризма): субъект-объект, целое-часть, внутреннее-внешнее, центр-периферия, власть-подчинение, верх-низ, мужское-женское, научное-обыденное, высокое искусство-китч и т. д.

5) Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, т. е. отрицание центра как такового.

6) Поскольку отрицается оппозиция «субъект-объект» и субъект перестает быть центром познания, то утверждается «философствование без субъекта», что в рамках классического философского мышления является нонсенсом.

7) Представление мира и культуры как совокупности текстов. Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинного» смысла текста быть в принципе не может.

8) Отказ от понятия «прогресс» как в знании, так и в социальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: