МАТЕРИАЛЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Особенности, направления и принципы социальной политики в отношении пожилых людей.
2. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года.
3. Федеральная целевая программа «Старшее поколение».
4. Понятие, формы и механизмы социальной защиты пожилых в России.
В Европе можно говорить о том, что внастоящее время социальные проблемы пожилых решаются с использованием различных ресурсов (economics mix). «Смешанная экономика» социального обеспечения обычно включает четыре главных агента/субъекта: государство (welfare state), рынок (обязательное и добровольное социальное страхование), гражданское общество (добровольческий сектор), неформальные объединения (семьи, соседи, друзья) (Abrahamson P., 1993; Григорьева И.А.,1998). Эволюция системы социальной защиты пожилых людей в Европе привела к тому, что акцент переместился от государства, как субъекта обеспечения и обслуживания, к государству, которое уполномочивает, активизирует и покупает услуги у разных поставщиков.
|
|
В России проблемы социальной защиты пожилых людей получили особую актуальность в середине 90-х годов, когда в результате социально-экономических реформ обнажились фундаментальные социальные противоречия и проблемы.
Изменение возрастной структуры населения России в период 90-х годов поставило целый ряд вопросов перед социальной политикой. Одновременно можно говорить, что сложились разные подходы к решению данных проблем. В частности мнения российских ученых также различны: от необходимости готовиться к новым вызовам (Слепухин А.Ю., Ярская-Смирнова Е.Р., 2005, с.338-340) до уверенности, что уменьшение количества детей и, соответственно, затрат на них, компенсирует рост затрат на поддержку пожилых (Вишневский А.Г., 2004, с.3-12).
Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей, содержит три вида норм:
1) нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
2) нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;
3) нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).
С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов ("Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих") обогатились нормы законодательства, адресованные непосредственно гражданам пожилого возраста.
|
|
Интересы пожилых людей в социокультурной сфере нашли отражение в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Законе Российской Федерации "Об образовании", федеральных законах "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О библиотечном деле", '"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер (политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера), направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
Генеральные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения:
- гарантированное государством обеспечение социально приемлемого образа, уровня, качества жизни граждан старшего поколения с учетом их социокультурной дифференциации;
- последовательное осуществление на государственном уровне стимулирования граждан старшего поколения к участию в полноценной социальной жизни, заботе о сохранении собственного физического и психического здоровья путем обеспечения необходимых для этого правовых, институциональных, экономических условий;
- широкое информирование общественности, включая граждан старшего поколения, о государственных мерах социальной поддержки пожилых людей, результатах; и социальных последствиях их реализации.
Принципы построения государственной социальной политики
в отношении граждан старшего поколения
1. Принцип равенства всех граждан старшего поколения - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.
2. Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения - сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.
3. Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.
4. Принцип социального участия - стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных, благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.
|
|
Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года.
http://uni.ulsu.ru/OLD/concept.htm
Проект Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года (далее именуется - Концепция); разработан во исполнение пункта 1 Перечня мероприятий федеральной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы".
Обсуждение основных положений Концепции в предварительном порядке состоялось на заседании организационного комитета по проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей 9 ноября 1999 года.
В проекте Концепции цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения формулируется как устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
В проекте Концепции впервые обозначены принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей, сформулированные через призму интересов пожилых людей как многочисленной социально-демографической группы населения. Принципы государственной ответственности, равенства всех граждан старшего поколения, преемственности и стабильности политических мер, единства политики на федеральном и региональном уровне дополнены важными принципами соединения правового и этического регулирования социальной эффективности, социального участия и социального партнерства.