МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Для студентов по направлению подготовки
020800.62 Экология и природопользование (4 года) (уровень бакалавриата)
Профили подготовки: «Экология»
очная форма обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Тобольске
Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания
Д.В. Таратынов
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЮРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Для студентов по направлению подготовки
020800.62 Экология и природопользование (4 года) (уровень бакалавриата)
Профили подготовки: «Экология»
очная форма обучения
Филиал ТюмГУ в г. Тобольске
2014
Таратынов Д.В. Методы исследования и обработки информации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 020800.62 Экология и природопользование (4года), профилю «Экология». Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методы исследования и обработки информации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, экологии и методики преподавания естествознания. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Тобольске.
ОТВЕТСВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Таратынов Д.В., заведующий кафедрой биологии, экологии и методики преподавания естествознания.
© Тюменский государственный университет, 2014
© Таратынов Д.В., 2014
Содержание
1.Пояснительная записка. 5
1.1.Цели и задачи освоения дисциплины.. 5
2.Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата (магистратуры) 5
3.Требования к результатам освоения дисциплины.. 5
3.1.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 5
3.2.В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 5
4.Структура и содержание дисциплины.. 6
4.1. Структура дисциплины.. 6
4.2. Содержание дисциплины.. 7
5. Образовательные технологии. 7
6. Самостоятельная работа студентов. 8
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства. 9
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля. 9
7.2.Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания студентов……………………………………………………………………………………………… 9
7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ. 10
7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов. 10
7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов. 11
7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. 12
7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации. 14
7.3.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. 14
7.3.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 14
7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций): 19
7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания: 20
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 23
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 24
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). 24
11.Паспорт рабочей программы дисциплины.. 25
Приложение 1…... 26
Приложение 2…... 33
Пояснительная записка
Курс «Методы исследования и обработки информации в природопользовании» включает два раздела: «Введение» и «Программные средства». В первом разделе даются теоретические основы, затрагивающие классификацию методов научных исследований, применяемых в природопользовании. Во второй части большое внимание уделяется современным программным средствам обработки экологической информации в природопользовании и реализации за счет них методов картографирования и моделирования.
Цели и задачи освоения дисциплины
Основная цель курса – изучение и освоение компьютерных средств, методов и технологий организации и проведения геоэкологических исследований, а также методов статистической обработки их результатов с целью принятия управленческих решений и рационального использования природных ресурсов.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- формирование знаний о сущности различных методов исследований в природопользовании и экологии,
- формирование знаний о методах обработки полученной информации,
- формирование навыков по использованию различных методов исследований и комплексного анализа в природопользовании и экологии.
Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата (магистратуры)
Курс «Методы исследования и обработки информации в природопользовании» относиться к циклу дисциплин по выбору.
Курс базируется на знаниях, полученных бакалаврами географии и других смежных направления при изучении дисциплин: «Основы экологического проектирования и экспертизы», «Экологический менеджмент и аудит.», «Промышленная экология», «Эколого-географический анализ территории» и других дисциплин естественнонаучного цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;
ПК-11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования;владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике.
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,
- восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и
- экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен
- анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- иметь базовые знания в области информатики и современных
- геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.
уметь:
- пользоваться учебно-методической и научной литературой для подготовки к предмету и самостоятельной работы;
- ориентироваться по общегеографическим и тематическим картам и глобусу;
- читать и анализировать физико-географические и тематические карты;
- определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- выявлять взаимосвязи природных, физико-географических компонентов в географических комплексах разного ранга;
- обосновывать закономерности распределения природных ресурсов в мире;
ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии, готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития физико-географических процессов
Владеть:
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
- обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;
- методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки
идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными
методами количественной обработки информации;






