Семестр 6. Форма промежуточной аттестации экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа), из них (16 – лекции, 32 – практические и семинарские, 96 – самостоятельная работа), в том числе 52 часа контактной работы с преподавателем.
Структура дисциплины
Таблица 1
| № | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | |||
| аудиторные занятия | СР | |||||
| ЛК | ПЗ | ЛБ | ||||
| 1 | Введение | 6 | 2 | 4 | - | 58 |
| 2 | Программные средства | 6 | 14 | 28 | - | 28 |
| Всего | 144 | 16 | 32 | - | 86(+6*+4**) | |
*- зачет; **- экзамен; ***- КСР
Содержание дисциплины
Таблица 2
| № | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
| 1 | Введение | Методы экологических исследований в экологии и природопользовании |
|
2 |
Программные средства | Обзор современных компьютерных программ по экологии и природопользованию. |
| Программные средства серии «Эколог». | ||
| Программы для акустических расчетов. | ||
| Программы для оценки загрязнения воздуха. | ||
| Программы для оценки загрязнения воды. | ||
| Программы для оценки в области обращения отходов. | ||
| Другие программные средства. |
Образовательные технологии
Таблица 3
| № занятия | № раздела | Тема занятия | Виды образовательных технологий | Кол-во часов |
| 1. | 1 | Введение. Методы исследования экологических систем. | лекция-визуализация | 2 |
| 2. | 2 | Зарождение и развитие геотопологических основ ландшафтно-экологических исследований. | информационная лекция | 2 |
| 3. | 2 | информационная лекция | 2 | |
| 4. | 2 | Современное состояние экологического картографирования. | лекция-визуализация | 2 |
| 5. | 2 | Методы оценки экологического состояния почв. | информационная лекция | 2 |
| 6. | 2 | Экологическая оценка поверхностных вод. | информационная лекция | 2 |
| 7. | 2 | Методы экологической оценки атмосферного воздуха. | информационная лекция | 2 |
| 8. | 2 | Методы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. | лекция-визуализация | 2 |
| 9. | 1 | Введение. Экологическое моделирование. | практическое занятие в форме практикума | 2 |
| 10. | 1 | Составление методологических схем экологических проблем. | практическое занятие в форме практикума | 2 |
| 11. | 2 | Анализ экологических карт. | практическое занятие в форме презентации | 2 |
| 12. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 13. | 2 | Экологическая экспертиза по платежам. | практическое занятие в форме практикума | 2 |
| 14. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 15. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 16. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 17. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 18. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 19. | 2 | Создание протоколов состава отходов и токсичности их компонентов с помощью программы «ЭРА- Класс».
| практическое занятие в форме практикума | 2 |
| 20. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 21. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 22. | 2 | Расчет объемов загрязняющих веществ, попадающих в атмосферный воздух от ТЭЦ и котельных с помощью программы «Котельная 1.3.4».
| практическое занятие в форме практикума | 2 |
| 23. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 | |
| 24. | 2 | практическое занятие в форме практикума | 2 |
Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
| № | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
| Введение | Подготовить план-конспект по теме: Статические ландшафтно-экологические исследования на геотопологической основе. | 3 | |
| Введение | Подготовить план-конспект по теме: Использование и усовершенствование метода бонитировки при субстанциональном доопределении экотопов. | 3 | |
| Введение | Подготовить план-конспект по теме: Методика общего экологического картографирования- фиксации экологической обстановки (ситуации). | 3 | |
| Введение | Подготовить план-конспект по теме: Экологический прогноз, его разновидности и методы. | 3 | |
| Введение | Подготовить реферат по теме: Моделирование как элемент системного анализа в экологии и природопользовании. | 4 | |
| Введение | Подготовить реферат по теме: Программы для решения городских экологических задач. | 4 | |
| Введение | Подготовить реферат по теме: Программы, автоматизирующие деятельность территориальных органов природы. | 4 | |
| Введение | Подготовить доклад по теме: Биовентилирование. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить доклад по теме: Лендфарминг. | 4 | |
| Программные средства | Составить план-конспект по теме: Дистанционные методы изучения окружающей среды. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить сообщение по теме: Методика экономико-геоэкологического изучения территориальных социально-экономических систем. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить доклад по теме: Классы задач, решаемых в процессе комплексных физико-географических исследований. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить реферат по теме: Инженерно-геологические методы исследования. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить презентацию по теме:Географические методы исследования в экологии и природопользовании. | 4 | |
| Программные средства | Подготовить реферат по теме: Ландшафтные методы исследований. | 4 |
Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Оценочные средства диагностирующего контроля
Собеседование по разделам «Введение» и «Программные средства» по темам: «Экологические исследования», «Современные компьютерные программы, используемые в экологии и природопользовании».
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая
технология оценивания работы студентов
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
| № Темы | Устный опрос | Письменные работы | Итого количество баллов | |||||||||
| экспресс-опрос | ответ на лекции | ответ на семинаре | План-конспект | лабораторная работа | доклад | реферат | лекция | презентация | сообщение | контрольная работа | ||
| Модуль 1 | ||||||||||||
| Тема 1.1 | 0-5 | 0-2 | 0-5 | 0-10 | - | - | - | 0-1 | - | 0-7 | 0 - 30 | |
| Всего | 0-5 | 0-2 | 0-5 | 0-10 | - | - | - | 0-1 | - | 0-7 | 0-30 | |
| Модуль 2 | ||||||||||||
| Тема 2.2 | 0-5 | 0-2 | 0-5 | 0-10 | - | - | - | 0-1 | - | 0-7 | 0 - 30 | |
| Всего | 0-5 | 0-2 | 0-5 | 0-10 | - | - | - | 0-1 | - | 0-7 | 0 - 30 | |
| Модуль 3 | ||||||||||||
| Тема 3.2 | 0-5 | 0-2 | 0-5 | - | - | 0-6 | 0-9 | 0-1 | - | 0-7 | 0 - 40 | |
| Всего | 0-5 | 0-2 | 0-5 | - | - | 0-6 | 0-1 | 0-5 | 0-7 | 0- 40 | ||
| Итого | 0 - 100 | |||||||||||
Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ
Таблица 6
| Виды работ | Максимальное количество баллов | |||
| Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Итого | |
| Аудиторные занятия | 15 | 15 | 16 | 46 |
| Лекции | 10 | 10 | 10 | 30 |
| Практические занятия | 5 | 5 | 6 | 16 |
| Самостоятельная работа | 10 | 10 | 14 | 34 |
| Итого за работу в семестре | 25 | 25 | 30 | 80 |
| Обобщающий контроль | - | - | 20 | 20 |
| Итого | 100 | |||
Оценивание аудиторной работы студентов
Таблица 7
| № | Наименование раздела дисциплины | Формы оцениваемой работы | Максимальное количество баллов | Модуль (аттестация) |
| Работа на лекциях | ||||
| 1 | Введение | Контрольная работа №1 по теме: «Развитие компьютерных программ в экологии.» | 7 | 1 |
| 2 | Введение | посещение лекций | 3 | 1 |
| 3 | Программные средства | Контрольная работа №2 по теме: «Программные средства серии «Эколог»» | 7 | 2 |
| 4 | Программные средства | посещение лекций | 3 | 2 |
| 5 | Программные средства | Контрольная работа №3 по теме: «Программы для оценки загрязнения воздуха» | 7 | 3 |
| 6 | Программные средства | посещение лекций | 3 | 3 |
| 7 | Итоговая контрольная работа №3 | 20 | Итоговая | |
| Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях | ||||
| 8 | Введение | Защита практических работ (с 1 по 2) | 5 | 1 |
| 9 | Программные средства | Защита практических работ (с 3 по 8) | 5 | 2 |
| 10 | Программные средства | Защита практических работ (с 9 по 16) | 6 | 3 |






