Разработка технологической стороны занятия

Предварительную разработку основных деталей к предстоящей деятельности обучающих и обучающихся и прогнозирование её результатов называют педагогиче­ским проектированием. Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса называют «технологией учебного процесса», т. е. это кон­кретное, научно обоснованное, специальным образом орга­низованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучае­мого. Процесс разработки конкретной педагогической тех­нологии называют процессом педагогического проектиро­вания, выражающимся в следующей последовательности:

– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель.

В процессе разработки педагогической технологии важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на развитие соответствующих компетенций, на овладение знаниями, умениями и навыками, их соотно­шение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний. Основ­ными формами организации учебного процесса являются: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, самосто­ятельная работа студента, конференция, консультация (это формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку); практическое занятие, курсовые работы, все виды практик, деловая игра, научно-исследовательская ра­бота студента, выпускная квалификационная работа (это формы, направленные преимущественно на практическую подготовку).

После выбора формы обучения следует определиться, применение каких методов обучения оптимально для каж­дого конкретного занятия. По характеру познавательной де­ятельности обучающихся выделяют пять групп методов:

– объяснительно-иллюстративные, суть которых со­стоит в организации усвоения информации студентами: преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а студенты воспринимают, осознают и фикси­руют в памяти эту информацию;

– репродуктивные методы: состоят в организации де­ятельности по воспроизведению и применению усвоенных знаний (решение типовых задач, выполнение лабораторных работ по инструкции и т. д.);

– метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает способ разрешения проблемы, а студенты становятся свиде­телями научного поиска (этот метод должен быть ведущим в лекционном преподавании);

– частично-поисковые методы: их цель – приблизить студентов к самостоятельному решению проблем с помо­щью выполнения отдельных этапов задания, поставленного преподавателем;

– исследовательские методы; предполагают сближе­ние методов учебной работы с методами научного исследо­вания, когда студенты полностью и самостоятельно прово­дят исследование неизвестной для них проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и творческий характер дея­тельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: