Разработка плана-конспекта занятия

В целом, следует отметить, что проведение аудиторных занятий представляет собой наиболее значимую составляю­щую преподавательской деятельности. В ходе любого ауди­торного занятия преподаватель должен установить контакт с аудиторией и обосновать важность изучаемой темы. Уста­новить контакт с аудиторией можно через постановку про­блемного вопроса, создание игровой ситуации и т. п. Чтобы убедить аудиторию в важности изучаемой темы, преподава­телю следует ответить на три вопроса: в чем сущность рас­сматриваемой проблемы со всеми ее противоречиями? где студенты встретятся с ней? что даст ее изучение?

На этапе сообщения учебной информации работа пре­подавателя должна быть направлена на доказательное объ­яснение учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, управление процессом сообщения, восприятия и закрепления учебного материала.

В процессе проведения занятия важно уметь удержи­вать внимание и интерес обучающихся. Для этого уместно использовать следующие приемы:

– прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (постановка проблемных во­просов, создание проблемных ситуаций);

– «эффект неожиданности» – использование неожи­данной и неизвестной студентам информации, имеющей от­ношение к рассматриваемой теме;

– «провокация» – на короткий отрезок времени можно вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемой ин­формацией;

– гипербола – с помощью преувеличения можно за­острить внимание аудитории на рассматриваемом предмете;

– прогнозирование – на основе реального фактическо­го материала делается попытка прогнозирования развития явлений, тенденций, процессов, ситуаций;

сопоставление различных точек зрения по рассма­триваемому вопросу;

– использование историко-логического подхода к ана­лизу рассматриваемой проблемы;

– сравнение;

– применение разнообразных средств наглядности;

– использование интересных фактов, контрольных во­просов и т. д.

 

При подготовке к занятиям и непосредственно в ходе самого занятия следует уделять особое внимание искусству устной речи. Чтобы студенты легко, удобно и результативно воспринимали сказанное преподавателем, следует учиты­вать ряд факторов:

 

Темп речи. Собственный темп речи человека соответ­ствует его темпераменту и обычно не требует того, чтобы принципиально его менять. В то же время на занятиях следу­ет стараться говорить скорее медленно, чем быстро, так как быстрый темп производит впечатление торопливости и за­трудняет понимание.

Если речь идет о важных сведениях или нужно что-то подчеркнуть, говорить стоит медленнее.

Сила звука. Сила звука должна соответствовать ус­ловиям помещения. Тихое звучание побуждает слушателя к повышенной концентрации внимания, но слишком тихая речь затрудняет понимание. Темп и силу звука используют для акцентирования внимания.

Паузы. Во время произнесения речи преподаватель должен думать о том, что скажет в следующий момент. Па­узы облегчают эту задачу. Во время пауз слушатели могут переработать сообщенную им информацию. С помощью пауз можно расставить акценты, подчеркнуть важную ин­формацию. Умение делать паузы является также условием для правильного дыхания.

Ударения. С помощью различного ударения на от­дельные слова можно изменить смысл высказывания.

Не стоит недоучитывать значение мимики, взглядов, жестов и внешнего вида.

Мимика. Под мимикой понимают выразительное дви­жение мышц лица. На занятиях выражение лица студентов сигнализирует о степени их внимания и готовности к дей­ствиям. Через выражение лица студентов преподаватель по­лучает частично информацию о том, поняли ли они учеб­ный материал или какие-то задания. Наоборот, выражение лица преподавателя сигнализирует студентам о том, как он оценивает их результат, одобряет или нет их поведение.

Взгляд. Контакт глазами (вместе с выражением лица) играет важную роль в процессе коммуникации, так как так­же служит необходимой обратной связью между партнера­ми, обмен взглядами регулирует коммуникацию.

Жесты. Движения руками служат прежде всего для иллюстрации и сопровождения речевых высказываний, они также могут показывать эмоциональное состояние говоряще­го. Жестикуляция является хорошим средством оптического подкрепления речи. Однако стереотипные жесты мало что дают для ее восприятия, так же, как и жесты, не соответству­ющие своей цели. Выступающий должен учитывать общее впечатление, производимое положением тела (например, «стойка слона» или «эффект белого медведя» – длительное покачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону).

Внешний вид. Внешний вид определяет то впечатле­ние, которое с первого взгляда может стать решающим для того, состоится ли вообще коммуникация или нет. Через внешний вид обычно проявляется социальный статус лю­дей, их свойства характера и эмоциональное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: