В целом, следует отметить, что проведение аудиторных занятий представляет собой наиболее значимую составляющую преподавательской деятельности. В ходе любого аудиторного занятия преподаватель должен установить контакт с аудиторией и обосновать важность изучаемой темы. Установить контакт с аудиторией можно через постановку проблемного вопроса, создание игровой ситуации и т. п. Чтобы убедить аудиторию в важности изучаемой темы, преподавателю следует ответить на три вопроса: в чем сущность рассматриваемой проблемы со всеми ее противоречиями? где студенты встретятся с ней? что даст ее изучение?
На этапе сообщения учебной информации работа преподавателя должна быть направлена на доказательное объяснение учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, управление процессом сообщения, восприятия и закрепления учебного материала.
В процессе проведения занятия важно уметь удерживать внимание и интерес обучающихся. Для этого уместно использовать следующие приемы:
|
|
– прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
– «эффект неожиданности» – использование неожиданной и неизвестной студентам информации, имеющей отношение к рассматриваемой теме;
– «провокация» – на короткий отрезок времени можно вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемой информацией;
– гипербола – с помощью преувеличения можно заострить внимание аудитории на рассматриваемом предмете;
– прогнозирование – на основе реального фактического материала делается попытка прогнозирования развития явлений, тенденций, процессов, ситуаций;
сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу;
– использование историко-логического подхода к анализу рассматриваемой проблемы;
– сравнение;
– применение разнообразных средств наглядности;
– использование интересных фактов, контрольных вопросов и т. д.
При подготовке к занятиям и непосредственно в ходе самого занятия следует уделять особое внимание искусству устной речи. Чтобы студенты легко, удобно и результативно воспринимали сказанное преподавателем, следует учитывать ряд факторов:
Темп речи. Собственный темп речи человека соответствует его темпераменту и обычно не требует того, чтобы принципиально его менять. В то же время на занятиях следует стараться говорить скорее медленно, чем быстро, так как быстрый темп производит впечатление торопливости и затрудняет понимание.
Если речь идет о важных сведениях или нужно что-то подчеркнуть, говорить стоит медленнее.
|
|
Сила звука. Сила звука должна соответствовать условиям помещения. Тихое звучание побуждает слушателя к повышенной концентрации внимания, но слишком тихая речь затрудняет понимание. Темп и силу звука используют для акцентирования внимания.
Паузы. Во время произнесения речи преподаватель должен думать о том, что скажет в следующий момент. Паузы облегчают эту задачу. Во время пауз слушатели могут переработать сообщенную им информацию. С помощью пауз можно расставить акценты, подчеркнуть важную информацию. Умение делать паузы является также условием для правильного дыхания.
Ударения. С помощью различного ударения на отдельные слова можно изменить смысл высказывания.
Не стоит недоучитывать значение мимики, взглядов, жестов и внешнего вида.
Мимика. Под мимикой понимают выразительное движение мышц лица. На занятиях выражение лица студентов сигнализирует о степени их внимания и готовности к действиям. Через выражение лица студентов преподаватель получает частично информацию о том, поняли ли они учебный материал или какие-то задания. Наоборот, выражение лица преподавателя сигнализирует студентам о том, как он оценивает их результат, одобряет или нет их поведение.
Взгляд. Контакт глазами (вместе с выражением лица) играет важную роль в процессе коммуникации, так как также служит необходимой обратной связью между партнерами, обмен взглядами регулирует коммуникацию.
Жесты. Движения руками служат прежде всего для иллюстрации и сопровождения речевых высказываний, они также могут показывать эмоциональное состояние говорящего. Жестикуляция является хорошим средством оптического подкрепления речи. Однако стереотипные жесты мало что дают для ее восприятия, так же, как и жесты, не соответствующие своей цели. Выступающий должен учитывать общее впечатление, производимое положением тела (например, «стойка слона» или «эффект белого медведя» – длительное покачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону).
Внешний вид. Внешний вид определяет то впечатление, которое с первого взгляда может стать решающим для того, состоится ли вообще коммуникация или нет. Через внешний вид обычно проявляется социальный статус людей, их свойства характера и эмоциональное состояние.