Определение (уточнение) темы занятия

Традиционно тема занятия определяется в соответ­ствии с рабочей учебной программой дисциплины. Изуче­ние и анализ рабочей учебной программы позволяет прак­тиканту ознакомиться со структурой, логикой учебного предмета, установить дидактические задачи учебной дис­циплины. В каждой теме выделяются наиболее существен­ные положения, оценивается значимость каждого учебного элемента как для предстоящей практической деятельности, так и для изучения последующих учебных дисциплин.

Анализ предполагаемой аудитории

При подготовке к предстоящему занятию практикант должен провести анализ аудитории, прогнозируя возмож­ный ход занятия, реакцию студентов. Этому могут способ­ствовать изучение социально-психологического портрета группы (потока), результатов различных опросов препода­вателей и студентов, знания возрастной психологии.

Постановка цели занятия

Корректно поставленная цель позволяет тщательно планировать ход занятия, облегчает самоконтроль с обеих сторон. Цель занятия представляет собой продукт процесса преподавания, ожидаемый результат этого процесса. Цель следует формулировать таким образом, чтобы из ее описания однозначно можно было понять, чему хочет научить препо­даватель. Требуемая степень точности при формулировании целей должна быть разумно выбрана, исходя из каждого кон­кретного случая, в том числе на основе чисто прагматических критериев, например, с учетом фактора времени.

Отбор содержания учебной информации

Отбор содержания учебной информации производит­ся согласно логике научных знаний, которые составляют содержательную основу учебной дисциплины. Основу со­держания и структуры вузовских учебных дисциплин со­ставляют фундаментальные теории соответствующих наук. Объем изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы показать в содержании на­уки целостную структуру теории. Последнее предполагает наличие всех элементов теории: группы основных поня­тий, основных законов и комплекса дополнительных зна­ний. Учебный материал является педагогическим сред­ством достижения целей обучения, поэтому должен быть выявлен и представлен в форме, удобной для оперативного использования.

 

На этапе отбора содержания учебной информации пре­подаватель проделывает следующую работу:

–  выделяет самое существенное, что необходимо ус­воить студентам. По каждому изучаемому вопросу следует выделить 3–6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогатель­ной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей. Выделение основных положений делает учебный материал более компактным, удобным для запоминания;

– выстраивает материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структу­рированный материал легче запоминается и воспроизводит­ся; дополнительно к тексту дают еще и зрительный образ. Для структурирования учебного материала используют раз­личные приемы: обыкновенную текстовую запись с циф­ровой индексацией основных положений, таблицы или графики, опорные конспекты и др. Преподаватель должен представлять, как будут выглядеть записи студентов;

– представляет учебный материал в доступной, понят­ной форме (при этом необходимо избегать длинных форму­лировок, определений). На основе собственного опыта пре­подаватель отбирает наиболее существенное, разъясняет сложные положения и приходит к собственному краткому и доступному для студентов конспекту текста;

– конкретизирует материал, учитывая опыт студентов, наполняет его примерами, фактами, не повторяющими све­дения учебных пособий. Этот этап отбора содержания важен для профессионализации образования, когда за счет отбора конкретного фактического материала, подтверждающего теоретические положения, осуществляется специализация подготовки в соответствии с целевым назначением специ­алиста. Материал должен быть достаточно подвижным, вза­имозаменяемым в связи с различиями в целевой подготовке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: