Самосознание является одним из ведущих элементов психического облика личности, регулирующих деятельность и поведение человека.
Самосознание, т. е. осознание личностью самой себя, является следствием длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой.
Самосознание — это применение сознания (как высшей формы психического отражения) к собственному «я», т. е. отделение этого «я» как объекта от «моего» к нему отношения.
Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному «я». Именно самооценка (как соотношение своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе: «Я — образ» или «социальное ожидание») управляет поведением личности, способствует ее формированию.
Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определяет уровень притязаний личности. Неадекватная же самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью.
Цель работы. Практическая иллюстрация сложности самооценки, сложности психического облика личности. Ознакомление с конкретной экспериментальной методикой.
Оборудование. Списки слов, характеризующих некоторые свойства личности (приложение 20—1), бумага, карандаш.
Ход работы. Работа проводится коллективно. Все инструкции и команды подаются преподавателем. Каждый испытуемый работает самостоятельно.
Испытуемому дается список из 30 слов (в алфавитном порядке), характеризующих некоторые качества личности (см. приложение 20—1). Такой список нужно раздать каждому студенту либо продиктовать его (перед началом работы).
Инструкция испытуемому. Перед вами слова, характеризующие некоторые свойства личности. Назовем их исходным списком. Прочитайте эти слова очень внимательно и расположите их в такой последовательности: пусть эти качества характеризует некоторый ваш субъективный идеал человека, причем первым ставьте такое, которое считаете наиболее ценным в вашем идеале, вторым — чуть менее ценное и т. д. Так что последним в списке из всех 30 слов должно быть качество, которое менее всего важно для вашего представления об идеале. Это будет список № 1.
Изменять и вносить слова не нужно.
После выполнения этого задания всем студентам экспериментатор дает вторую инструкцию.
Инструкция № 2. Положите перед собой исходный список. Теперь расположите все слова этого списка так, чтобы они характеризовали лично вас. Вначале напишите качество, которое наиболее у вас выражено, затем чуть менее выраженное и т. д. Последним в списке № 2 будет качество, наименее у вас, по вашему мнению, представленное.
После окончания этого этапа работы преподаватель дает следующую инструкцию.
Инструкция № 3. Снова положите перед собой исходный список. Составим теперь список № 3, в котором вы расположите все те же качества личности, но теперь для характеристики лично себя таким, каким вы стараетесь казаться окружающим. Первым запишите то качество, которое стараетесь проявить более всех других своих качеств, последним — которое показываете окружающим менее всех остальных.
В результате выполнения работы каждый испытуемый составляет три списка (три последовательности одних и тех же качеств): список № 1 — «идеал», список № 2 — «я», список № 3 — «я — поведение».
Обработка результатов
1. Построить график, отображающий уровень совпадения между собой трех полученных последовательностей расположения качеств (списков) (см. рис. 14).
На этом графике за исходную берется последовательность списка № 1 (кривая I рис. 14). Например, для «идеала» была такая последовательность: 1 — отзывчивость, 2 — жизнерадостность, 3 — настойчивость и т. д. Ось абсцисс — это наименование качеств (в их последовательности списка № 1), ось ординат — место данного качества в списке. Поэтому кривая I на рис. 14 для «идеала» является биссектрисой координатных осей. Для построения кривой II (по списку № 2) находим, что отзывчивость стоит теперь на десятом месте (точка 1, 10), жизнерадостность— на седьмом месте (точка 2, 7), настойчивость — на восьмом (точка 3, 8) и т. д.
Аналогичным образом строится кривая для последовательности списка № 3 (кривая III на рис. 14).
2. Измерить тесноту связи между всеми парами трех последовательностей, вычислив соответствующие коэффициенты ранговой корреляции (см. разд. 10 гл. III) между местами, занимаемыми одним и тем же словом в разных списках: r1,2, r1,3, r2,3.
3. Проверить полученные значения коэффициентов корреляции на статистическую значимость (таблица III приложения к гл. III).
4. Провести качественный анализ выводов о наличии (или отсутствии) корреляции, о ее направленности по всем трем коэффициентам в комплексе. Например, слишком высокая положительная корреляция между «идеалом» и «я» (величина r1,2) свидетельствует не столько о благополучии в иерархии данных качеств личности, сколько о повышенной самооценке личности (заниженной критичности): либо «идеал» подстраивается субъектом к «я» (занижается), либо «я» приравнивается к «идеалу» (завышается). Напротив, слишком большое несоответствие между «идеалом» и «я» может свидетельствовать как о заниженной, самооценке, так и об определенном несогласии с самим собой (но типу: «... Себе, любимому — чужой я человек» — С. Есенин).
5. В данных самоотчета пояснить свою систему ранжирования качеств личности, высказать отношение к работе в целом и к предложенным словам-качествам, объяснить полученные выше результаты.
Приложение 20—1
Список слов, характеризующих отдельные качества личности
1. Аккуратность
2. Активность
3. Бережливость
4. Вдумчивость
5. Вежливость
6. Гордость
7. Доброта
8. Жизнерадостность
9. Знания
10. Искренность
11. Мировоззрение
12. Настойчивость
13. Нежность
14. Обаяние
15. Общительность
16. Отзывчивость
17. Подвижность
18. Поэтичность
19. Приветливость
20. Принципиальность
21. Решительность
22. Самокритичность
23. Сдержанность
24. Скромность
25. Терпеливость
26. Трудолюбие
27. Увлеченность
28. Умения
29. Целеустремленность
30.Эмоциональность
Результаты подсчетов: r1,2 = 0, r1,3 = -0,1, r2,3 =0,2.
Отсюда следует, что значимой корреляции не наблюдается между полученными представлениями о себе реальном, о себе на людях и идеалом.
Большое несоответствие между «идеалом» и «я» свидетельствует о заниженной самооценке и слишком критическом отношении к себе; несоответствие между «я реальным» и «я для других» говорит либо о недовольстве собственной личностью, либо о двойственности поведения. У данного испытуемого слишком непохожи представления о разных сторонах своей личности. Возможно, что у него сложности с собственной самооценкой и психическим обликом.
Испытуемый старался объективно подойти к ранжированию перечисленных качеств личности, в результате выполнения работы он обнаружил, что собственное представление о себе не соответствует тому, что хотелось бы. Предложенные качества действительно признались испытуемым существенными для описания характеристик личности. Работа сложностей не доставила, т.к. была четко сформулирована картина возможных вариантов ответа. Признает возможную заниженность собственной самооценки.
Выводы: на основе данного эксперимента была подтверждена сложность процесса самооценки собственной личности.