Самосознание и самооценка личности

Самосознание является одним из ведущих элементов психического облика личности, регулирующих деятельность и пове­дение человека.

Самосознание, т. е. осознание личностью самой себя, явля­ется следствием длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливаю­щего определенные взаимоотношения с обществом и природой.

Самосознание — это применение сознания (как высшей фор­мы психического отражения) к собственному «я», т. е. отде­ление этого «я» как объекта от «моего» к нему отношения.

Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному «я». Именно самооценка (как соотноше­ние своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе: «Я — образ» или «социальное ожидание») управляет поведением личности, способствует ее формированию.

Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и тре­бовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, оп­ределяет уровень притязаний личности. Неадекватная же са­мооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью.

Цель работы. Практическая иллюстрация сложности самооценки, сложности психического облика личности. Ознакомле­ние с конкретной экспериментальной методикой.

Оборудование. Списки слов, характеризующих некоторые свойства личности (приложение 20—1), бумага, карандаш.

Ход работы. Работа проводится коллективно. Все инструкции и команды подаются преподавателем. Каждый испытуемый работает самостоятельно.

Испытуемому дается список из 30 слов (в алфавитном порядке), характеризующих некоторые качества личности (см. приложение 20—1). Такой список нужно раздать каждому студенту либо продиктовать его (перед началом работы).

Инструкция испытуемому. Перед вами слова, характеризующие некоторые свойства личности. Назовем их исходным списком. Прочитайте эти слова очень внимательно и располо­жите их в такой последовательности: пусть эти качества харак­теризует некоторый ваш субъективный идеал человека, причем первым ставьте такое, которое считаете наиболее ценным в ва­шем идеале, вторым — чуть менее ценное и т. д. Так что пос­ледним в списке из всех 30 слов должно быть качество, кото­рое менее всего важно для вашего представления об идеале. Это будет список № 1.

Изменять и вносить слова не нужно.

После выполнения этого задания всем студентам экспериментатор дает вторую инструкцию.

Инструкция № 2. Положите перед собой исходный список. Теперь расположите все слова этого списка так, чтобы они характеризовали лично вас. Вначале напишите качество, которое наиболее у вас выражено, затем чуть менее выраженное и т. д. Последним в списке № 2 будет качество, наименее у вас, по вашему мнению, представленное.

После окончания этого этапа работы преподаватель дает следующую инструкцию.

Инструкция № 3. Снова положите перед собой исходный список. Составим теперь список № 3, в котором вы располо­жите все те же качества личности, но теперь для характеристи­ки лично себя таким, каким вы стараетесь казаться окружаю­щим. Первым запишите то качество, которое стараетесь проя­вить более всех других своих качеств, последним — которое показываете окружающим менее всех остальных.

В результате выполнения работы каждый испытуемый составляет три списка (три последовательности одних и тех же качеств): список № 1 — «идеал», список № 2 — «я», список № 3 — «я — поведение».

Обработка результатов

1. Построить график, отображающий уровень совпадения между собой трех полученных последовательностей расположе­ния качеств (списков) (см. рис. 14).

На этом графике за исходную берется последовательность списка № 1 (кривая I рис. 14). Например, для «идеала» была такая последовательность: 1 — отзывчивость, 2 — жизнерадост­ность, 3 — настойчивость и т. д. Ось абсцисс — это наименова­ние качеств (в их последовательности списка № 1), ось орди­нат — место данного качества в списке. Поэтому кривая I на рис. 14 для «идеала» является биссектрисой координатных осей. Для построения кривой II (по списку № 2) находим, что от­зывчивость стоит теперь на десятом месте (точка 1, 10), жиз­нерадостность— на седьмом месте (точка 2, 7), настойчи­вость — на восьмом (точка 3, 8) и т. д.

Аналогичным образом строится кривая для последовательности списка № 3 (кривая III на рис. 14).

2. Измерить тесноту связи между всеми парами трех последовательностей, вычислив соответствующие коэффициенты ран­говой корреляции (см. разд. 10 гл. III) между местами, зани­маемыми одним и тем же словом в разных списках: r1,2, r1,3, r2,3.

3. Проверить полученные значения коэффициентов корреляции на статистическую значимость (таблица III приложения к гл. III).

4. Провести качественный анализ выводов о наличии (или отсутствии) корреляции, о ее направленности по всем трем коэффициентам в комплексе. Например, слишком высокая положительная корреляция между «идеалом» и «я» (величина r1,2) свидетельствует не столько о благополучии в иерархии данных качеств личности, сколько о повышенной самооценке личности (заниженной критичности): либо «идеал» подстраивается субъектом к «я» (занижается), либо «я» приравнивает­ся к «идеалу» (завышается). Напротив, слишком большое несоответствие между «идеалом» и «я» может свидетельствовать как о заниженной, самооценке, так и об определенном несогла­сии с самим собой (но типу: «... Себе, любимому — чужой я человек» — С. Есенин).

5. В данных самоотчета пояснить свою систему ранжирования качеств личности, высказать отношение к работе в целом и к предложенным словам-качествам, объяснить полученные вы­ше результаты.

Приложение 20—1

Список слов, характеризующих отдельные качества личности


1. Аккуратность

2. Активность                              

3. Бережливость 

4. Вдумчивость

5. Вежливость

6. Гордость

7. Доброта

8. Жизнерадостность

9. Знания                                

10. Искренность   

11. Мировоззрение

12. Настойчивость

13. Нежность

14. Обаяние

15. Общительность

16. Отзывчивость

17. Подвижность

18. Поэтичность

19. Приветливость

20. Принципиальность

21. Решительность

22. Самокритичность

23. Сдержанность

24. Скромность

25. Терпеливость

26. Трудолюбие

27. Увлеченность

28. Умения

29. Целеустремленность

30.Эмоциональность

 



Результаты подсчетов: r1,2 = 0, r1,3 = -0,1, r2,3 =0,2.

Отсюда следует, что значимой корреляции не наблюдается между полученными представлениями о себе реальном, о себе на людях и идеалом.

Большое несоответствие между «идеалом» и «я» свидетельствует о заниженной самооценке и слишком критическом отношении к себе; несоответствие между «я реальным» и «я для других» говорит либо о недовольстве собственной личностью, либо о двойственности поведения. У данного испытуемого слишком непохожи представления о разных сторонах своей личности. Возможно, что у него сложности с собственной самооценкой и психическим обликом.

Испытуемый старался объективно подойти к ранжированию перечисленных качеств личности, в результате выполнения работы он обнаружил, что собственное представление о себе не соответствует тому, что хотелось бы. Предложенные качества действительно признались испытуемым существенными для описания характеристик личности. Работа сложностей не доставила, т.к. была четко сформулирована картина возможных вариантов ответа. Признает возможную заниженность собственной самооценки.

Выводы: на основе данного эксперимента была подтверждена сложность процесса самооценки собственной личности.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: