Оценка яркости — четкости представлений

(По методу саморанжирования)

Вводные замечания. В исследованиях вторичных образов широко применяются методы, основанные на принципах самонаблюдения. Использование их наряду с объективными методиками позволяет получить более полную картину исследуемого явления. Одним из таких методических приемов является метод саморанжирования, позволяющий классифицировать представления по степени субъективной наглядности. Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в приписы­вании исследуемому свойству наблюдаемого объекта или явления чисел. Для исследования,  например, яркости — четкости представлений наиболее употребительны шкалы порядка. В этом случае исследуемое свойство характеризуют полярными оценками, между которыми мыслится их непрерывная последо­вательность, однако легко членимая, т. е. превращаемая в дис­кретную. Процедура оценивания и заключается в соотнесении степени выраженности исследуемого свойства с разработанной с этой целью шкалой.

Для оценки яркости—четкости представлений чаще всего применяют опросник Д. Маркса. В опроснике использована 5-балльная шкала оценки яркости—четкости представлений. Градации шкалы определены словесно и проранжированы.

Оснащение эксперимента. Для каждого студента должен быть подготовлен экземпляр опросника.

Опросник Д. Маркса

Ш к а л а

5 — представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия.

4 - представление яркое, четкое, чистое,

3 — представление средней яркости—четкости,

2 — представление неясное, тусклое и смутное,

1 - представления нет вообще: Вы только знаете, что Вы думаете о пред­мете.

З а д а н и я

Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей, которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость-четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соответствии со следующими вопросами:

1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого человека,

2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.

3. Представьте его осанку, манеру себя держать, походку, длину шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.

4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхода солнца:

5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.

6. Солнце встает в синее небо.

7. Солнце встает, но на небе облака; в стороне начинается гроза, видны вспышки молнии.

8. Встает солнце, на небе радуга.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, связанные с магазином, куда Вы часто ходите:

9. Представьте полную картину    магазина с противоположной стороны улицы.

10. Представьте витрину этою магазина с товаром.

11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет, размер, детали двери.

12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку; представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.

Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озером:

13. Представьте данный ландшафт в целом.

14. Представьте деревья, их цвет и размер.

15. Представьте цвет и размер озера.

16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере появилась рябь.

Каждому испытуемому необходимо иметь заготовленную форму протокола опыта (форма 13).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ         Форма 13

№ задания в опроснике Балл
1 … 16  
Средний балл  

Порядок работы. Перед началом опыта экспериментатор сообщает группе испытуемых инструкцию.

Инструкция испытуемым: «Целью настоящего задания является определение яркости — четкости возникающих у Вас представлении. Задании опросника вызовут у Вас определен­ные образы. Вы должны оценить их яркость — четкость на ос­нове предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого пред­ставления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект „мысленным взором", и Ваша задача — оценить яркость — четкость возникшей у Вас картинки».

 Испытуемый читает опросник и оценивает яркость — четкость своего представления соответствующим баллом путем соотнесения его со словесно описанными градациями. Баллы испытуемый проставляет в протоколе для каждого задания опросника, а затем их суммирует по всему опроснику. Общая сумма оценок служит показателем способности субъекта к представлению об объекте по признаку яркости — четкости вторичного образа (чем больше сумма баллов, тем более ярко представление).                    

Обработка результатов заключается в вычислении средней арифметической величины (М) оценок и дисперсии (D) инди­видуальных оценок в группе испытуемых.

При анализе результатов выполнения задания группой испытуемых выявите индивидуальные различия между участниками. Обсудите, с какими качествами памяти, внимания и речи свя­заны яркость — четкость представлений.

Контрольные вопросы: 1. В каких случаях целесообразно применять метод самооценки? 2. Почему в исследованиях яркости — четкости представлении обычно применяют шкалу порядка? 3. Возникали ли у Вас при выполнении заданий образы не только зрительной, но и других модальностей и каких именно?

№  Балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 5 4 4 5 4 5 4 4 3 4 3 4 5 4 4 4
Средний балл 4,125

Обработка результатов:

  М =3,6, D = Sfi(xi-m)/N-1= 1,3

Яркость, четкость представлений со способностью внимания и памяти сохранять мельчайшие характеристики воспринимаемого объекта, образностью восприятия, а также способностью выразить свои мысли в речи, сохранив целостность образа.

Ответы на контрольные вопросы:

1. Метод самооценки применяется для создания наиболее полной картины исследуемого явления наряду с применением объективных методов. А также в тех случаях, когда исследование другими методами нецелесообразно или же невозможно.

2. В исследованиях яркости-четкости представлений обычно применяют шкалу порядка, т.к. эти характеристики почти невозможно измерять точными числами, определяя насколько одно больше другого (этому качеству трудно дать точное числовое подтверждение). Кроме того, это субъективные характеристики, которые также с трудом поддаются объективному числовому соотношению.

3. Иногда возникали образы слуховой (так и звучали в ушах часто употребляемые близким человеком слова) или же кинестетической (особенно при представлении посещения магазина) модальности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: