Вводные замечания. Изучение процесса формирования оптимальных мыслительных стратегий является методически сложным. Традиционные методики исследования типа «рассуждение вслух» не позволяют объективно оценить структурные особенности протекания мыслительных процессов. Вместе с тем известно, что при решении новых задач человек пользуется приемами, которые сокращают и упрощают сам процесс решения. Одним из таких приемов является поиск и использование эвристических правил решений, которые существенно сокращают затраты времени и повышают вероятность решения задач. В качестве эвристических правил чаще всего оказываются логические операции, не всегда поддающиеся словесному описанию. Поэтому наиболее адекватной методикой, позволяющей производить анализ процесса формирования стратегии и выработки определенных эвристических правил, будет такая методика, которая позволит объективно фиксировать действия испытуемого, не требуя от него вербализации. Среди множества задач, которые можно использовать для этой цели, задача, называемая «Ханойская башня», считается наиболее удобной, так как все действия испытуемого при решении ее легко поддаются точной регистрации.
|
|
Задача «Ханойская башня» была известна еще в древней Индии, а позднее привлекла внимание математиков благодаря возможности ее формализации. В качестве экспериментально-психологической данная задача впервые была использована в ГДР Ф. Кликсом и его сотрудниками для исследования роли эвристик в процессе решения задач.
В задаче «Ханойская башня» от испытуемого требуется поэлементно перенести «башню» с клетки А на клетку С, придерживаясь определенных правил (см. ниже: «Порядок работы»).
Оснащение опыта. Для проведения исследования необходимо подготовить шесть дисков разного диаметра (например, монеты разного размера). Всем дискам присваивают порядковые номера от I до VI в соответствии с размером — от меньшего к большему; VI диск является основанием башни. Игровое поле представляет собой три расположенных в ряд квадрата (рис. 20), обозначенных слева направо как А, В и С. Для регистрации ходов решения, т. е. любого перемещения каждого из дисков башни, необходимо подготовить протокол (форма 30).
Протокол занятия Форма 30
(Протокол ведет экспериментатор)
Запись последовательности ходов при решении задачи (пример)
№ хода | Запись хода | Примечания |
1 2 3 … n | IВ IIС IIА IIС | Зацикливание |
Порядок работы. Все студенты учебной группы делятся на пары: экспериментатор и испытуемый. Положение каждого диска после каждого перемещения по игровому нолю записывают с помощью принятых номеров дисков н буквенных обозначении квадратов поля (пример см. в «Протоколе занятия»). До начала опыта экспериментатор устанавливает на поле А башню дисков н дает испытуемому инструкцию.
|
|
Инструкция испытуемому: «Ваша задача состоит в том чтобы, используя минимальное число ходов, поэлементно пере-, нести башню, состоящую из шести дисков с поля А на поле С. Перемещать диски разрешается в любом направлении в пределах игрового ноля. При решении этой задачи необходимо строго следовать следующим ограничивающим правилам:
1) одновременно нельзя перемещать два или более дисков, 2) перемещению подлежит только диск, лежащий сверху башни, 3) нельзя диск большего размера класть сверху диска меньшего размера, 4) при двукратном перемещении одного и того же диска Вам придется начать все сначала».
При соблюдении указанных и инструкции правил последний ход испытуемого должен быть 1C.
Обработка результатов. Задача состоит в выявлений ошибок, допущенных испытуемым путем проверки последовательности его ходов. При этом следует обратить особое внимание на 32-й ход: если испытуемый усвоил эвристические правила решения задачи, то на этом ходу в протоколе должна быть запись «VIC». Таким образом, перед 32-м ходом испытуемый должен понять, что для достижения цели башня из пяти дисков должна находиться на поле В. Это, в свою очередь, возможно, если башня из четырех дисков перед этим была на ноле С и т. д. Внимание следует обращать и на ошибки типа «зацикливания», т.е. многократное повторение одних и тех же ходов, не ведущих к решению задачи. Задача имеет единственное оптимальное решение: она решается за 63 хода, что может быть выражено как 2n — 1, где n — число дисков в башне.
В выводах необходимо указать, на какой по счету попытке испытуемый усвоил эвристические правила решения данной задачи и какие ошибки и вследствие каких причин он допускал.
Контрольные вопросы: 1. Существует ли зависимость между первым ходом (перемещением первого диска) и оптимальной стратегией решения задачи? 2. Какая зависимость существует между числом дисков башни и минимальным числом ходов для перемещения башни с ноля Л на поле С? 3. Сформулируйте общее правило решения задачи типа «Ханойская башня».
Обработка результатов:
№ хода | Запись хода |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | 1В 2С 1С 3В 1А 2В 1В 4С 1С 2А 1А 3С 1В 2С 1С 5В 1А 2В 1В 3А 1С |
№ хода | Запись хода | № хода | Запись хода |
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 | 2А 1А 4В 1В 2С 1С 3В 1А 2В 1В 6С 1С 2А 1А 3С 1В 2С 1С 4А 1А 2В | 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 | 1В 3А 1С 2А 1А 5С 1В 2С 1С 3В 1А 2В 1В 4С 1С 2А 1А 3С 1В 2С 1С |
Ответы на контрольные вопросы:
1. Я думаю, что существует зависимость между первым ходом и оптимальной стратегией решения задачи: если первый ход будет 1С, то придется для достижения результата сделать на 6 ходов больше.
2. Зависимость между числом дисков башни и минимальным числом ходов для перемещения башни с поля А на поле С может быть выражена следующей формулой 2n — 1, где n — число дисков в башне.
3. Общее правило решения задачи «Ханойская башня» примерно такое: сначала строим башню из 2-х дисков (2,1) на поле С; затем из 3-х (3,2,1) на поле В; из 4-х (4,3,2,1) на поле С; из 5-ти (5,4,3,2,1) на поле В, затем 6-й диск перемещается на поле С и делается то же самое перемещение только в обратной последовательности.
Исследование влияния прошлого опыта