КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ | ВСЕГО | Центр прибыли 1 | Центр прибыли 2 | Центр прибыли 3 |
Выручка от реализации | ||||
Объем продаж в контрактных ценах | ||||
Прибыль-брутто от реализации | ||||
Торговая наценка | ||||
Накладные расходы по доставке | ||||
Себестоимость проданных товаров | ||||
Сопряженные расходы по продвижению товара | ||||
Представительские расходы | ||||
ФОТ продавцов | ||||
Комиссии за банковское обслуживание | ||||
Финансовые комиссии | ||||
Реклама и маркетинг | ||||
Командировочные | ||||
Аренда розничных площадок складов | ||||
Валовая прибыль | ||||
Рентабельность продаж | ||||
Общехозяйственные и административные расходы | ||||
Охрана | ||||
Расходы по автоматизации | ||||
Общехозяйственные расходы | ||||
ФОТ административного персонала | ||||
Аренда офисных помещений | ||||
Текущий ремонт | ||||
Амортизационные отчисления | ||||
Прибыль до налогоотчисления и выплаты % по кредиту | ||||
% по кредиту | ||||
Налоги | ||||
Прибыль от текущей деятельности | ||||
Прочая прибыль (убыток) | ||||
От финансовой деятельности | ||||
От инвестиционной деятельности | ||||
Прочие | ||||
Внереализационная прибыль (убыток) | ||||
Курсовые разницы | ||||
Прочие | ||||
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ | ||||
Использование чистой прибыли |
Переходя от плана счетов и финансовой отчетности к учетным процедурам, необходимо отметить, что выбор формы учета в учетной политике полностью находится в компетенции финансового директора. Финансовый директор может выбрать учетные процедуры, основанные на GAAP, то есть не стремится к тому, чтобы обороты счетов адекватно отражали реальные обороты в юридическом и экономическом смысле, ибо двойная запись, с точки зрения наших западных коллег, это только технический прием и ничего более. В связи с этим за рубежом не знают метода «красное сторно», который с помощью сторнировочных проводок позволяет уменьшить или ошибочные, или искусственные обороты. К особенностям западной методологии в целом можно отнести и широкое использование смешанных проводок, когда одновременно дебетуется и кредитуется несколько счетов. Это тоже очень удобное решение и финансовый директор может принять эти методы на вооружение, хотя русский бухгалтер не может «поступиться принципами», ибо в этом случае разрушается корреспонденция между конкретными счетами.
|
|
|
|
Еще один пункт, который необходимо отразить в учетной политике, это момент признания выручки от реализации. Момент передачи права собственности на учитываемый объект от продавца к покупателю — основной предмет в дискуссиях финансистов. Для некоторых наших коллег исходным пунктом выступает концепция права, согласно которой реализация — момент перехода права собственности на ценность. Для других момент реализации — это момент поступления денег от покупателя продавцу за уже отгруженный товар (предоставленную услугу), и он не совпадает с моментом перехода права собственности. Для третьих – это момент поступления денег от покупателя продавцу вне зависимости от того, произошла передача права собственности или нет. Таким образом, согласно одной концепции прибыль возникает в момент отгрузки товаров, согласно другим взглядам — в момент получения денег. В первом случае прибыль есть, а денег выплатить заработную плату, гасить кредиторскую задолженность и вносить налоги нет. В любом случае решение, какую учетную политику выбрать (по отгрузке, по оплате или кассовый метод), финансовый директор принимает самостоятельно. Любой метод имеет свои плюсы и минусы. Так, при выборе метода по отгрузке необходимо создание и ведение резервов по сомнительным долгам (сомнительными долгами, исходя из принципа консерватизма, финансовый директор должен признать большую часть дебиторской задолженности покупателей). Далее, обстоятельство — прибыль есть, а денег нет — заставляет финансового директора составлять сложный отчет о движении денежных. При выборе кассового метода существует риск, что полученные авансы от покупателей будут востребованы ими обратно и полученная прибыль потребует корректировки. При выборе метода по оплате (товар отгружен, услуга предоставлена и деньги получены в полном объеме) необходима система сопоставления отгруженного и оплаченного товара, если отгрузка и оплата не совпадают в одном отчетном периоде. Проблема сопоставления решается наличием в балансе двух счетов: «Товар отгруженный и неоплаченный», «Незаработанный доход».
После выбора момента признания выручки от реализации финансовый директор должен выбрать и прописать в учетной политике момент признания расходов компании. Исходя из принципа начисления, доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Это самый трудный для практического применения принцип. Он восходит к знаменательной интерпретации актива, данной Э. Шмаленбахом (1873— 1955), который утверждал, что актив — это затраты, которые должны стать доходами в будущем. Отсюда возникает необходимость рассмотреть, как списываются затраты, вложенные в активы, на финансовые результаты каждого отчетного периода. В связи с этим расходом может быть признана не выплата денег, а возникновение или осуществление прав на эти выплаты (метод по отгрузке). Данный метод требует больших трудозатрат. Поэтому при признании расходов финансовый директор может использовать принцип существенности и часть расходов списывать самым простым кассовым методом, установив, например, 5%-ный барьер.
Учет товарно-материальных ценностей также является частью учетной политики. Это и понятно. Ведь в зависимости от оценки товарных запасов измеряется себестоимость реализованных товаров, соответствующая выручке от продажи. При этом в репертуаре финансиста есть минимум четыре варианта оценки материальных запасов: индивидуальный учет, оценка по средним ценам, оценка по цене последней (LIFO) или первой (FIFO) партии поступления. Какой вариант выбрать? Необходимо понимать, если темпы инфляции высокие, а компания использует метод LIFO, то стоимость запасов (остатков) товарно-материальных ценностей окажется заниженной, а себестоимость реализованных ценностей завышенной, и, следовательно, сумма прибыли будет преуменьшена. (Не случайно в Великобритании метод LIFO запрещен.) Если в аналогичных условиях применяется метод FIFO, то стоимость запасов (остатков) товарно-материальных ценностей будет завышенной, а себестоимость реализованных ценностей заниженной, и, таким образом, сумма прибыли окажется преувеличенной. Отсюда вытекают минимум четыре важных вывода:
|
|
- между движением в стоимостном и натуральном выражении нет прямой связи, например LIFO означает скрытое увеличение стоимостного выражения товарной массы, при этом возможно сокращение этой массы в ее натуральном выражении;
- методы LIFO и FIFO представляют собой два крайних предела, между которыми лежит истинное значение себестоимости;
- суть методов LIFO и FIFO не в оценке запасов (это побочный эффект), а в сопоставлении текущих затрат на проданные в течение отчетного периода товары с полученной выручкой;
- выбор учетного метода предопределяет финансовый результат фирмы.
Далее, при формировании учетной политики финансовому директору необходимо классифицировать затраты. Отнесение стоимости объекта к той или иной категории зависит от того, какое значение придает ему собственник. Это своеобразный «эффект Дулитла», мусорщика, который требовал с профессора Хиггинса деньги, относительно равные доходам миллионера. Так, в одном предприятии объект может быть отнесен к основным средствам, а в другом — совершенно такой же объект может быть сразу же списан на затраты данного отчетного периода. Главный критерий — стоимость объекта, в зависимости от этого он может быть отнесен или к основным средствам, или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП), или прямо списан на затраты предприятия. В учете некоторых стран, например США, промежуточная группа — МБП, как правило, вообще отсутствует и соответственно отсутствует и регулирующий счет «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов». То есть финансовый директор может последовать примеру наших западных коллег и тем самым облегчить себе учет затрат, введя в учетную политику возможность отнесения тех или иных объектов или на счета «Основные средства», или на счета затрат.
|
|
Поскольку финансовый учет состоит из двух взаимосвязанных частей: учет плановых показателей и учет фактических данных в учетной политики дополнительно прописывается бюджетная политика компании. Основной задачей бюджетирования Компании является получение и обобщение экономической информации о деятельности Компании для принятия управленческих решений на долгосрочный период.
Учет плановых показателей осуществляется с целью получения и обобщения экономической информации о состоянии и основных характеристиках оборота Компании, источников его формирования, а также движении финансовых потоков на планируемый период.
Планируемые периоды в бюджетной политике можно установить равными одному году или 6 месяцам с разбивкой по месяцам.
Учет фактических данных производится для получения информации об исполнении планируемых показателей, анализа причин возникающих отклонений и корректировки планируемых показателей на последующие периоды.
Данные бюджета можно использовать при анализе эффективности планируемых и реализованных коммерческих сделок, составлении инвестиционных планов Компании.
Систему плановых и фактических показателей целесообразно выстроить из:
- долгосрочных финансовых планов (бюджетов) и отчетов о их исполнении, определяющих направления изменения оборота и расходов компании (табл.5) в течение планируемого периода, а именно структура оборота (табл.6), структура расходов по основной деятельности (см. табл. 4), структура инвестиционных проектов и финансовых вложений.
Таблица 4