Гимнастика как базовая учебная дисциплина

Как известно, гимнастика - одно из древнейших средств фи­зического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнени­ями с целью телесного совершенствования (единоборства, мета­ние, фехтование, плавание и т.д.).

В 40-60 гг. XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и было сведено в основном к упражнениям снарядовой (спортивной) гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей степени стимулирует физическое совершенствование. В процессе исторического развития спортивной гимнастики происходил постоянный отбор наиболее эффективных средств и методов их использования. В связи с этим все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, и идеальном варианте согласующимся с целью достижения человеком психофизического совершенства.

Однако снарядовая гимнастика сама стремится к совершенству, поэтому значительно усложняются координационно и затрудняются физически упражнения, уже само выполнение которых свидетельствует о высоком уровне мастерства испол­ни геля. На овладение ими он должен тратить много времени сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т.д. - что в целом требует от занимающегося профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные документы, организующие и направляющие спортивно-массовую работу, стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматривается только как некий плацдарм или среда для отбора и подготовки будущих чемпионов.

Такой «рекордсменский» уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения этого положения имеются объективные причины, которым и не надо пытаться противостоять. Ведь стремление к рекордсменству и чемпионству — это естественная потребность нормальных нолей. Причем такая, которая не только не противоречит потребностям общества, но и согласуется с целями его социально-экомического развития и в определенной мере является показателем его успешности.

Одновременно следует понимать, что подавляющему боль­шинству занимающихся гимнастикой нужно ориентироваться и на другие цели в своем совершенствовании и стремиться их достигать с помощью особых средств и методов. Так же, как и организациям, культивирующим гимнастику среди населения, следует ориентироваться на соответствующие цели, решать особые задачи, применять адекватные им организационные формы и использовать такие критерии оценки работы и занимающихся, тренеров-преподавателей, которые стимулируют их деятельность. К сожалению, в целом состояние гимнастики оздоровительной направленности на сегодняшний день оставляет желать лучшего.

За последние 10-15 лет гимнастика перестала быть массо­вой: в общеобразовательных школах и вузах количество занятий сократилось до минимума, а их содержание — до примитива; в средних специальных учебных заведениях занятия гимнастикой практически не существуют. В то же время отдельные попытки подменить классическую гимнастику новомодным фитнессом не приводят к желаемым результатам. Да и не могут привести — в силу скудности содержания этих занятий, хотя и внешне привле­кательных.

Это нельзя допускать в принципе, поскольку вся история фи­зической культуры свидетельствует о том, что гимнастика явля­ется одним их самых доступных и эффективных средств психо­физического совершенствования и укрепления здоровья. Но она может быть таковой только в том случае, если ее «проводниками» будут профессионально подготовленные, высококвалифицированные специалисты.

На конец прошлого века (2000 г.) потребность в специалистах в области физической культуры и спорта составляла 625 тыс. че­ловек; имеющийся «учебный» потенциал — 165 тыс. Ежегодно все физкультурные вузы готовят лишь 4,5 тыс. специалистов. Это значит, что при существующих системе и темпах подготовка физ­культурных кадров продлится 102 года (625 — 165 = 460:4,5 = 102). При этом половина специалистов будут ориентированы на работу тренерскую, что явно не соответствует потребностям практики.

С каждым годом все острее — особенно в условиях неблаго­приятной экологической обстановки — становится проблема оздоровления населения, а не его спортивного совершенство­вания. В связи с этим значительно возрастает необходимость подготовки специалистов широкого профиля, ориентированных в большей мере на оздоровительную работу.

В решении данной задачи одним из ведущих средств могла бы стать именно гимнастика, имеющая богатейший опыт в форми­ровании физических кондиций человека.

Однако при этом необходимы трансформация наших пред­ставлений о гимнастике, в известной мере возврат к прошлому, когда она рассматривалась как многофункциональная система физических упражнений, применяемых с целью всестороннего физического развития и совершенствования, — но с учетом со­временных требований.


Следует заметить, что такая трансформация взглядов сейчас уже происходит, хотя в известной мере стихийно. А потому не случаен наблюдаемый повсеместно интерес не к спортивным аилам и формам гимнастики, а к различным восточным и запад­ным системам оздоровления.

В то же время в высших физкультурных учебных заведениях в процессе подготовки специалистов используются квалификаци­онные ориентиры и средства гимнастики спортивной, снарядо­вой или количество изучаемых систем и методик оздоровитель­ной направленности очень незначительно.

Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникают весьма существенные противоречия между насущными потребностями практики и системой специального физкультурного образова­ния.

При этом призывы к размежеванию спортивной и оздоро­вительной гимнастики и попытки его осуществить не только не решают проблему, но и усугубляют ее, ибо лишают занимаю­щихся возможности использовать весь арсенал эффективнейших средств двигательного совершенствования.

Следует, вероятно, вспомнить, что лучшие умы спортивной науки и практики (В.И. Алексеев, В.В. Кузнецов, А.Д. Новиков, МЛ. Укран и др.) неоднократно отмечали: при решении задач оздоровления использование именно спорта - с его стремлени­ем к высшим достижениям — дает наилучшие результаты. Хотя при этом требуются особые формы организации и программы занятий, особые виды и величины нагрузок, способы управле­ния их динамикой, а также особая мотивация.

Вот почему смысл решения проблемы заключается не в раз­межевании гимнастики спортивной и оздоровительной направлен­ности, а в их взаимопроникновении, взаимном дополнении - и в практике физического воспитания, и в процессе подготовки соответствующих кадров.

В физкультурных вузах существуют три достаточно специфи­ческих контингента студентов, из которых готовят специалистов по оздоровительной гимнастике.

Студенты тренерского и педагогического факультетов, специализирующиеся в спортивных видах гимнастики. Они профессио­нально ориентированы на спорт, в связи с чем знаний и умений, требующихся для эффективной работы по оздоровлению населе­ния, им явно недостает.

Студенты всех специализаций, изучающие гимнастику по так называемому общему курсу. В учебном плане на изучение данного курса отводится довольно мало часов, что позволяет лишь осво­ить гимнастическую терминологию, 2—3 способа выполнения общеразвивающих упражнений и зачетные комбинации на сна­рядах. Естественно, что, не имея не только профессиональных умений, но и четких представлений о гимнастике как о много­функциональном полисистемном средстве физического воспи­тания, такие специалисты (по воле судьбы в большинстве своем оказывающиеся преподавателями в детских садах, школах, сред­них специальных и высших учебных заведениях) не могут до­биться сколько-нибудь заметных результатов в профессиональ­ной деятельности и становятся плохими ремесленниками, но уж никак не оздоровителями.

3. Студенты, специализирующиеся в новом направлении - оздо­ровительной гимнастике (пока редкий контингент). Это бывшие спортсмены-гимнасты, как правило не достигшие высоких ре­зультатов. У них небольшой спортивный опыт и, опять-таки, нет никакого представления о гимнастике оздоровительной.

Таким образом, все три контингента оказываются в оздоро­вительной гимнастике новинками, из которых требуется подгото­вить профессионалов.

Чтобы яснее представить необходимость владения специаль­ными знаниями, умениями и навыками в различных видах оздо­ровительной гимнастики, обратимся к рис. 2.1, где отражены направленность и содержание оздоровительной гимнастики, а также социальная потребность в специалистах со стороны раз­личных физкультурно-спортивных организаций.

В оздоровительной гимнастике условно можно выделить оздоровительно-кондиционную и спортивно-оздоровительную направленность, что вполне оправданно для лучшего понимания проблемы. Это обусловливает необходимость изучения соответ­ствующих теоретико-методологических основ студентами как тренерской, так и оздоровительной специализаций.

Предполагается (и опыт это подтверждает), что в гимнастике спортивно-оздоровительной направленности наиболее целесоо­бразной является профессиональная подготовленность на уров­не упражнений классификационных программ категории «Б» по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений художественной гимнастики (о них будет сказано в соответствующих разделах).

Владение методикой обучения этим упражнениям оказывает­ся наиболее доступным: с одной стороны — занимающимся, а с другой — большинству студентов. В то же время классификаци­онные упражнения категории «Б» включены в учебные програм­мы по физическому воспитанию для школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

В связи с этим уделять должное внимание данному материалу должны не только студенты, специализирующиеся в гимнастике, но может быть даже в большей мере те, кто изучают гимнастику по общему курсу и вынуждены будут преподавать ее на занятиях физкультурой в низовых коллективах.

Следует оговориться, что в некоторых физкультурных вузах I имнастика категории «Б» изучается студентами по общему кур­су, однако, несомненно, его следует расширять и разнообразить м счет упражнений акробатики и художественной гимнастики, комбинированных и комплексных упражнений. Но самое глав­ное - нужно сместить акцент с практического овладения кон­кретными упражнениями на снарядах на методику преподавания, • четким определением системы подготовки, обучения и совер­шенствования и последовательным усложнением формируемых умений.

Гимнастика оздоровительно-кондиционной направленности ре­шает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и пр.). В силу целого ряда причин решение этих задач обеспечива­ется особыми видами упражнений.

На рис. 2.1 представлены виды оздоровительной гимнасти­ки, исторически признанные традиционными или получившие распространение в последнее время. Большинству из них дается подробная характеристика в главах 3 и 4; о других можно полу­чить сведения в специальной литературе. Здесь нужно выделить два важнейших методологических момента.

1. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с теми же задачами, которые решаются с помощью гимнастических упражнений спортивно-оздоровительной направленности, в то время как обратная взаимосвязь обнаруживается далеко не всегда (например, спортивные упраж­нения не связаны с задачами, которые решаются с помощью за­нятий корригирующими упражнениями или йогой).

2 (весьма важный момент и в социальном, и в организацион­но-управленческом аспектах). Все виды гимнастических упраж­нений, независимо от направленности и решаемых основных и частных задач, находят отражение в той или иной организацион­ной физкультурно-спортивной структуре — от групп здоровья до сборных команд. Это в конечном счете определяет социальную потребность в специалистах, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики.

В связи с этим студенты должны изучать такую по смыслу и содержанию гимнастику, которая являлась бы именно базовой учебной дисциплиной в подготовке специалистов в области физи­ческой культуры.

 

 

 

Рис. 2.1. Гимнастика как базовая учебная дисциплина в физкультурном вузе

 

2.2. Методология оздоровительной гимнастики

2.2.1. Понятийные основы методологии оздоровительной гимнастики

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, методология — совокупность методов, применяемых в отдельных науках. Принципиально методология базируется на определен­ных теоретических концепциях, обосновывающих систему спе­циальных воздействий на объект (здесь - человека) для дости­жения поставленной им цели (здесь — например, формирования физических кондиций и овладения техникой оздоровительного дыхания, и т. п.).

Значит, и сама методология представляет собой обоснование неких технологий, что отличает ее от теории как совокупности обобщенных взглядов или постулатов, вовсе не обязательно связанных с практикой, подтвержденных ею и дающих высокие результаты.

Методология всегда прикладна в своей реализации. Поэтому она является системой научно обоснованных и органически взаимосвязанных способов достижения поставленной цели или решения зада­чи, применяемых по определенным правилам и обязательно с использованием адекватных средств.

Методология всегда предметна. Можно назвать этим словом «подготовку олимпийского чемпиона», но чемпион-гимнаст и чем­пион-штангист используют разные методологии подготовки. В чем-то они могут быть похожи (возможно даже какое-то повто­рение отдельных элементов в системах подготовки разных спортсменов), но в целом у каждой методологии своя специфика. Вот почему методология - это не механическая совокупность, а си­стема, имеющая определенный состав и функциональные взаи­мосвязи образующих ее частей и элементов.

Методология оздоровительной гимнастики тоже отличается системностью.

Если построить идеализированную модель здорового челове­ка, к реализации которой должны стремиться любые системы оздоровления, то она будет включать, вероятно, четыре главных блока: I - абсолютное здоровье, II — надежный двигательный потенциал, III — устойчивый комплекс психических качеств, не имеющих патологий, IV — интеллект как системный инструмент управления образующими блоками и системой в целом. Подчеркнем, что данные блоки модели выделяются здесь ис­ключительно в аналитических целях; весь смысл модели и прин­ципиальные возможности ее функционирования предопределе­ны именно единством ее составных частей. Отсутствие любого из блоков или связей между ними исключает правильное пред­ставление как о модели, так и о системе ее реализации, т.е. и о технологии психофизического совершенствования. Причем ка­кая-либо компенсация исключена.

Конечно, такая модель гипотетична. Возможность даже ча­стичной ее реализации зависит прежде всего от состояния ин­дивидуума, и построение конкретной технологии оздоровления должно быть скорректировано в зависимости от натурального состояния каждой значимой характеристики занимающегося.

Тем не менее, реализации должно предшествовать построе­ние обобщенной методологии, определяющей задачи, основные группы средств, возможности их раздельного и комплексного воздействия, результирующий эффект, методы использования, способы контроля, коррекции и оценки результатов. Поэтому, прежде чем рассматривать непосредственно методологию оздо­ровления, необходимо проанализировать факторы и те их вза­имосвязи, которые предопределяют возможность и надежность достижения цели оздоровления и надежность сформированной здо­ровой личности.

Как показано на рис. 2.2, целью оздоровительных воздействий на конкретную личность


 

является обеспечение ее жизнедеятель­ности, т.е. способностей к выполнению различных видов де­ятельности, обусловленных необходимостью существования в определенных природных и социальных условиях, а также тру­довых операций бытового и профессионального характера.

Такие воздействия осуществляются через функциональные си­стемы организма, являющиеся ведущими в осуществлении жиз­недеятельности: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, двигательную, выделительную, эндокринную, а также зрительную и слухоречевую. Последние весьма важны, так как человек незрячий, или «глухонемой», или имеющий глубокие патологические нарушения зрения и слуха, по сути живет в иной системе жизнедеятельности, но оздоравливать его надо...

Уровни развития этих систем, наличие и степень заболеваний предопределяют, какие оздоровительные воздействия возмож­но и целесообразно применить по отношению к конкретному человеку (педагогические или только медицинские) и какие из низ должны быть адекватны его функциональному состоянию. Именно они диктуют выбор медицинских показаний и ограни­чений, режимов труда и отдыха, питания, использования фарма­кологических добавок и т.д., и т.п.

Совершенствование и дееспособность всех перечисленных выше функциональных систем напрямую связаны с физической сферой человека: ее целостностью, наличием и уровнями раз­вития физических (двигательных) качеств и (что весьма важно!) умением их реализовать в различных (природных, бытовых, про­фессиональных, социальных) условиях.

Конечно, например, при целостной костно-мышечной систе­ме уже имеются определенные уровни развития силы, гибкости и быстроты, заложенные Природой, - это предопределяют на­личие связей физических качеств (проявляющихся периферийно в мышцах) с нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и вы­делительной системами. Одного без другого не бывает. Однако важно, что целостность функциональных систем и отсутствие патологических нарушений изначально предопределяют саму возможность проявления физических качеств, но совершенство­вание этих систем и их дееспособность обеспечиваются и ли­митируются именно физическими качествами, которые, в свою очередь, улучшаются за счет педагогических (т.е. специально под­бираемых и управляемых) воздействий.

В нормальном педагогическом процессе нельзя воздействовать на человека, минуя его психическую сферу, под которой понимает­ся совокупность психических свойств и способностей к самоор­ганизации в адекватных психических реакциях на внешние и/или внутренние побуждения. Так, в специальных научных исследова­ниях получены результаты, свидетельствующие о большой значи­мости комплекса психических свойств человека и особенностей каждого из них не только в восприятии и отражении окружающего мира, но и в конкретном «поглощении» и «утилизации» оказыва­емых на него воздействий воспитывающего, образовывающего и развивающего характера (Ю.М. Блудов, Ф. Генов, А.И. Ивойлов, В.В. Клименко, Е.Г. Козлов, В.Г. Колюхов, B.C. Мерлин, В.Д. Не- былицын, А. В. Родионов, С. Стивене, Б.М. Тешгов, О.А. Черни­кова и др.). Показано, например, что подбор и методика использо­вания средств подготовки и управления нагрузками в гимнастике теснейшим образом связаны с типологическими особенностями нервной системы занимающихся, которые тоже являются при­родными

 

индивидуальными психическими свойствами личности (Ю.В. Менхин, О.А. Майкова).


 

Рис. 2.2. Оздоровление как факторная система направленных воздействий

 

Однако при этом, вероятно, важнейшую роль в исходном от­ношении к самосовершенствованию, и ко всему тому, что проис­ходит в развернутой динамике этого процесса, и к его результатам играет осознание необходимости, должная мотивация своей оздоравливающей деятельности и ее организации. Но для этого необходим определенный интеллект.

Интеллект определяется как мыслительные способности че­ловека. В разных языковых источниках это понятие трактуется как «понимание, понятие» (от франц. intellect) или «ощущение, вос­приятие, разумение, рассудок, познание» (от лат. intellectus) и др.

Некоторые считают, что интеллект — это врожденное свойство личности, поэтому его нельзя совершенствовать. Но, во-первых, врожденные качества совершенствуются так же, как и приобретен­ные. Во-вторых, внимательное осмысление каждого из приведен­ных выше определений интеллекта покажет, что любое свойство, нежащее в его основе, имеет свои условные уровни, через которые в процессе жизни (даже независимо от наличия тех или иных педагогических воздействий) проходит человек, приобретая опыт жизни и окружающей среде. В-третьих, нормальные педагогические воздействия на нормального человека всегда приводят к улучшению мыслительных способностей — это четко прослеживается в зареги­стрированных взаимосвязях корковых процессов и результатов про­фессиональных действий (И.П. Павлов, А.Ц. Пуни, Б.Б. Коссов, A.M. Дикунов, М.В. Виноградов, А.А. Белкин и др.). В-четвертых, дни лучшего понимания значения интеллекта в оздоровительно- кондиционной гимнастике имеет смысл обратиться к естествен­ным основам этого важнейшего психического качества личности.

Естественные основы интеллекта составляют известные физиологические процессы, отражающие свойства высшей нервной деятельности: лабильность, сила, концентрация и соотношение возбуждения и торможения в коре головного мозга, глубина и широта охвата одних участков при одновременной заторможен­ности других, способности к дифференцированию внешних раздражителей и дифференцированным действиям. В нормальном организме все эти процессы управляемы и тренируемы.

В свое время КД. Ушинский охарактеризовал ум как хорошо организованную систему знаний. Это значит, что развитие этого качества связано с усвоением и постоянным расширением зна­ний, «укладыванием» их в мозгу в определенную систему, а так­же с воспитанием умений целесообразно использовать эти знания в разнообразных условиях жизни.

Применительно к рассматриваемой области — оздоровитель­ной гимнастике —

мотивации, в умении строить рациональную систему оздоровительно-кондиционных мероприятий, критически оценивать оперативные и итоговые результаты и вносить соответствующие коррективы.

Но это значит, что в конечном счете любые оздоровительные воздействия затрагивают все четыре выделенные нами сферы: функциональную, физическую, психическую и интеллектуальную. Обязательно должны затрагивать в качестве целостной системы воздействий (хотя и с приоритетом одних над другими на отдель­ных этапах процесса совершенствования).

При этом психофизическое оздоровление следует рассматри­вать не столько как процесс физического упражнения, «совершен­ствующий тело», сколько как социально-педагогическую систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к за­нятиям физическими упражнениями, определенное морально- этическое восприятие их, потребность в здоровом образе жиз­ни с соответствующим построением ее содержания и режима, регулярную активность в использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления. В целом все это обеспечи­вает активность жизненных позиций и осознанность своей лич­ностной значимости и социальной полезности.

В соответствии с данными отправными положениями обще­теоретические и общеметодологические принципы оздорови­тельно-кондиционного направления физической культуры — и в частности, оздоровительной гимнастики — трансформируются в определенные условия, непременное соблюдение которых мо­жет дать существенные положительные результаты,

Как показывают специальные исследования (И.А. Анохина, Е.Ю. Гапоненко, Ю.В. Менхин, Л.B. Попадьина и др.), резуль­таты процесса оздоровления до 92-94% зависят именно от пра­вильности выбора и применения педагогических воздействий.

При этом наиболее значимыми оказываются:

выбор оздоровительного воздействия в зависимости от на­личия и степени функциональных отклонений в состоянии здо­ровья;

индивидуальное отношение к смысловому содержанию оздоровления вообще и характерным особенностям выбранного вида и средства оздоровления;

объективная величина нагрузки, используемой в данном виде оздоровительного воздействия;

психофизическая нагрузочность, т.е. переносимость, занимающимися предложенной нагрузки;

рациональное сочетание и комбинации различных оздоро­вительных воздействий;

согласованность характера и величины нагрузки с услови­ями окружающей среды и индивидуальными биоритмами зани­мающихся.

Конкретное методическое преломление этих основ в оздоро­вительных технологиях рассматривается далее в соответствую­щих главах. Здесь же отметим некоторые принципиальные осо­бенности перечисленных положений, для наглядности исполь­зуя рис. 2.3.

Первое высказанное положение воспринимается как вполне естественное и как будто не требует особых пояснений. Однако важно подчеркнуть следующее.

Состояние функциональных систем является тем «первич­ным» фактором, от которого зависит практически весь процесс оздоровления: от принципиальной возможности до результатов. Если исходить из философской догмы «бытие определяет созна­ние», то именно функциональное состояние определяет отноше­ние индивида к самой необходимости оздоровления. Эта необхо­димость должна подкрепиться осознанием возможности и веро­ятной результативности оздоровления. В целом они составляют первый уровень мотивации, которая обеспечит возникновение активно-пассивного интереса к оздоровлению вообще и к выбору того или иного его вида и конкретного средства.

Этот момент особенно следует иметь в виду, поскольку весьма редко встречаются люди, которым все равно: бегать трусцой или выполнять комплексы ритмической гимнастики, заниматься йо­гой или моржеванием и т.п.

Рис. 2.3. Некоторые принципиальные взаимосвязи методических основ оздоровления

 

Активно-пассивное отношение к оздоровлению отличается недостаточной уверенностью в целесообразности затрат време­ни и энергии (а часто и материальных средств) и связано с при­выканием к особым, не всегда комфортным, условиям, а также, как правило, с отставленным во времени проявлением резуль­тативности занятий. В связи с этим требуется особый подход к определению форм, содержания, характера, уровней нагрузки и способов стимулирования.

Именно поэтому подбор средств и методов, режимов их ис­пользования должен постоянно подкреплять интерес к занятиям и постепенно трансформировать мотивационную схему «очень надо — не хочу, но делаю» в другую: «надо — очень хочу — делаю с удовольствием и еще хочу». И хотя любой вид оздоровления тре­бует определенного труда, здесь, в отличие от спорта, осознание необходимости и полезности занятий должно обеспечиваться удо­вольствием. А это значит, что именно такой критерий должен ис­пользоваться при выборе вида оздоровления и рационального соче­тания или комбинаций различных оздоровительных воздействий.

Приведем пример. Юноша, имеющий избыточную массу тела и из-за этого с трудом пробегающий 30 м, вряд ли будет испыты­вать удовольствие от бега трусцой, но скорее всего он с гордостью осознает то, что сумел это сделать (!), после того как «приведет себя в порядок» с помощью общеразвивающих и игровых упраж­нений в сочетании с особым режимом питания. А другой будет рад уже тому, что на занятиях справляется с трудными атлетиче­скими упражнениями, и где-то в подсознании у него зародится уверенность, что он сможет справиться и с продолжительными беговыми упражнениями, которые пока недолюбливает...

Девушке постоянные занятия ритмической гимнастикой могут надоесть и не дадут ожидаемого развивающего эффекта именно вследствие привыкания к ним организма, однако в со­четаании с плаванием, гимнастикой в воде, играми они станут са­мым действенным средством оздоровления.

Так или иначе, все воздействия (даже при групповой орга­низации занятий) замыкаются на личности занимающегося. А но значит, что использование любых оздоровительных воздействий должно согласовываться с индивидуальными биоритмами и условиями окружающей среды.

По данному вопросу имеется интересная литература, но, к со­жалению, она содержит мало научных фактов и потому не вызывает особого доверия. Тем не менее на основании специальных исследований можно утверждать, что на оздоровительный эф­фект занятий влияют даже лунные фазы. Это влияние в схематичсском виде представлено на рис. 2.4 и основано на реакциях сердечно-сосудистой и центральной нервной систем занимаю­щихся (по данным JI.В. Попадьиной, 1999).

Как следует из рис. 2.4, выраженность функциональных сдвигов в организме при одной и той же нагрузке в разные лунные фазы не одинакова. Наибольшие сдвиги происходят тогда, когда занятия проводятся в фазе убывающей Луны. Предположительно мо можно объяснить тем, что компенсаторные механизмы в этот период находятся в подавленном состоянии, и занимающемуся трудно справляться с любой нагрузкой.

Но в таком случае при работе с ослабленным контингентом следует либо предельно уменьшить психофизическую нагрузку, либо полностью исключить ее (что, по нашему мнению, менее целесообразно в связи с необходимостью соблюдения циклич­ности и непрерывности оздоровления).

В то же время при работе с подготовленными занимающими­ся этот фактор с успехом можно использовать в качестве затруд­няющего деятельность, а значит, требующего подключения некоторых функциональных резервов, активизирующих деятельность организма и стимулирующего его совершенствование.

В фазе новолуния реакция ССС и ЦНС на все виды нагруз­ки выражена минимальными функциональными сдвигами. Это позволяет полагать, что, с одной стороны, в данный пе­риод имеются благоприятные условия для проявления высо­кого уровня работоспособности и восстановления, а с другой стороны, здесь возможно использование относительно более высоких нагрузок на занятиях с контингентами любой подготов­ленности.

Не однозначны функциональные сдвиги в организме и при ис­пользовании в разные лунные фазы разных видов оздоровительных воздействий. Например, при большой нагрузке на занятиях йогой, восточными видами гимнастики и закаливанием функциональные изменения оказываются значительно меньшими, чем во время за­нятий ритмической гимнастикой, атлетической гимнастикой и оздоровительным бегом. При малой нагрузке занятия ритмической гимнастикой, атлетизмом и бегом вызывают большие функцио­нальные сдвиги в фазе убывающей Луны, чем в фазе новолуния.


 

 


Средняя нагрузка также приводит к большим изменениям в фазе убывающей Луны по сравнению с новолунием при использова­нии новых из сравниваемых оздоровительных средств.

Выше говорилось о зависимости эффективности средств оздоровления от проявляемого к ним интереса со стороны за­нимающихся. В этой связи следует отметить, что и различные функциональные системы одного и того же человека практически одинаково реагируют на определенный вид оздоровительных но действий, в то время как на разные виды их реакции не однозначны.

Этим и нужно пользоваться, более тщательно подходя к вы­пору средств оздоровления и методов их использования на основе индивидуальных особенностей занимающихся.

В этой связи особенно следует учитывать функциональные реакции на оздоровительные

упражнения при различных откло­нениях в состоянии здоровья. Они далеко не однозначны

при |ЧГ1Ной степени их выраженности и при разных величинах нагрузки[2].

С одной стороны, это создает дополнительные трудности при йМборе вида оздоровления, конкретных упражнений, дозировки шпрузки и режима ее использования. Однако, с другой стороны, но июляет не только более точно выбирать, но и комбинировать миды оздоровительных воздействий и варианты их сочетаний I и-кватно индивидуальной переносимости характера и величи­ны нагрузки, которые присущи тому или иному оздоровитель­ному воздействию.

2.2.2. Методические принципы проведения занятий оздоровительно-кондиционной направленности

На основании обобщения теоретико-методических основ пщоровления и анализа результатов их внедрения в практику правомерно выделить следующие основные методические прин­ципы проведения занятий гимнастикой оздоровительно-конди- иионной направленности: необходимость занятий, целесообраз­ность оздоровления, адекватность выбора вида оздоровления, комплексность воздействий, рациональность применения сред­ства оздоровления, управление нагрузкой, стимулирование ин­тереса к оздоровлению.

Необходимость занятий физическими упражнениями оздо­ровительно-кондиционной направленности обусловлена со­стоянием функциональных систем и уровнем психофизической подготовленности, а также осознанным стремлением к их улуч­шению.

В целом именно эти два фактора и предопределяют приход человека в оздоровительную физическую культуру. При любом, даже самом оптимальном, состоянии функций организма требу­ется системное применение специальных средств психофизиче­ского воздействия (физических упражнений различного харак­тера и содержания), позволяющее продлить такое состояние, эффективно и неущербно использовать его в специфической деятельности профессионального или спортивного характера, создавать предпосылки для достижения более высокого уровня совершенства.

Без осознания такой необходимости и вероятностно-положи­тельного влияния применяемых мероприятий оздоровительного эффекта достичь попросту нельзя — ни начинающему физкуль­турнику, ни спортсмену.

Формированию осознанной необходимости оздоровления и должны быть подчинены

любые доступные средства, которыми в большом достатке располагают педагогика и
психология физи­ческого воспитания.

Целесообразность оздоровления также в значительной мере определяется вышеназванными причинами. Но сами по себе они не обосновывают обращение людей именно к гимнастике оздоровительно-кондиционной направленности, а не, например, к санаторно-курортной форме оздоровления.

В связи с этим целесообразность оздоровления и выбор того или иного его вида определяется в большей мере совпадением определенных признаков психофизического состояния человека и возможностей влияния на них конкретного вида оздоровления, который, в свою очередь, тоже обладает определенными призна­ками (свойствами). Например, совершенно различны свойства статических и динамических силовых упражнений, растягиваю­щих и беговых и т.д., и т.п.


Безусловно, в каждом конкретном случае целесообразность оздоровления вообще и какого-то определенного его вида помо­жет установить врач, однако рекомендации по выбору конкрет- 54 о средства, методов и некоторых условий его использования

но юс профессионально даст специалист в области физического      питания. Вот почему необходимо их тесное сотрудничество.

Адекватность выбора вида оздоровления, кроме перечислен­ных выше причин, зависит (по порядку) от интереса, желания сниматься именно этим видом упражнений и его соответствия

числовому содержанию и цели занятия.

Интерес возникает под влиянием субъективных (одному нравятся прыжки на батуте, другому - ритмические упражнения но I музыку) и объективных причин (телевизионная демонстра­ции «истинных возможностей того или иного вида упражнений и обеспечении здоровья или признаков двигательного совершенства», внешней привлекательности занятий, яркой экипировки и т.д.). Все это - созерцательность.

Для появления желания заниматься, кроме интереса, требуется осознание не только возможности оздоровления и относитель­но быстрой результативности занятий, но и привлекательности Форм и характера деятельности, а также ее внешних сопутству­ющих признаков (красоты, изящности, комфортности условий),соответствующих вкусу занимающегося.

Но для сохранения желания необходима еще фактическая ре­читативность занятий. Без нее возникают сомнения и в целесообразности, и в необходимости занятий, и в адекватности набора вида оздоровления. Хорошо, если отсутствие результата или невысокая результативность обусловлены не совсем удач­ным (или неудачным) выбором вида оздоровления, не соответствующим индивидуальным особенностям занимающегося (так очень часто бывает, когда индивидуальный подход поглощается групповым способом организации занятий). Тогда еще возмож­но исправить ошибку и подобрать более эффективный способ оздоровления. Но часто (особенно на начальных этапах занятий) разочарование оказывается столь велико, что всякое желание за­ниматься пропадает со всеми вытекающими отсюда негативны­ми последствиями.

Вот почему крайне важно на каждый ближайший период ставить задачи таким образом, чтобы их можно было решить, под­бирая средства, наиболее подходящие занимающемуся по спо­собу применения, содержанию, внешним признакам. Одновре­менно требуется постоянное поощрение его успехов (хотя бы в малом) и за счет этого формирование осознания полезности и результативности занятий.

С другой стороны, сам тренер-преподаватель должен анали­зировать с разных позиций адекватность применяемых средств, критически оценивать их эффективность и свою роль в ее обе­спечении, и вносить соответствующие коррективы.

Комплексность воздействий, как методический принцип, предполагает по возможности одновременное влияние на пси­хофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект.

Что касается психофизической сферы, то ее составляющие по сути неотделимы друг от друга (потому и возможно употребить такой объединяющий термин): даже во время электростимуляционного воздействия на мышцы, вроде бы исключающего влияние сознания на степень мышечного напряжения, психика все равно оказывается задействованной — хотя бы на уровне созерцательной оценки происходящего. Поскольку любое физическое упражнение, воздействующее на мышечную систему, одновременно затрагива­ет и психику занимающегося, поскольку оно находит отражение в результативности психических процессов (активности мышления и поведения, анализа задач, установок и условий их выполнения), а также в коррекции и оценке результативности, то в целом оно управляется интеллектом. Но, в свою очередь, физическое упраж­нение стимулирует совершенствование интеллекта как инструмен­та сознательного управления двигательной деятельностью.

Функциональные системы реагируют на воздействия суще­ственными сдвигами только при наличии сильных раздражи­телей. В качестве них выступают большой объем двигательных действий и их концентрация в единицу времени (интенсив­ность), большая продолжительность работы, физическая труд­ность и психическая напряженность упражнения, насыщенный режим деятельности и повторность нагрузки при разной степени восстановленности функций и т. д.

Как показывают специальные исследования, именно ком­плексное воздействие нагрузки на организм занимающегося способствует оптимальному совершенствованию функций, фи­зических качеств и двигательных способностей.

Это, однако, не значит, что во что бы то ни стало нужно обру­шивать на занимающегося весь комплекс факторов. Напротив, умелое сочетание различных видов нагрузки, выбор наилучших вариантов и постоянное варьирование соответственно динами­ке показателей состояния организма обеспечивает результатив­ность занятий, соответствие применяемых упражнений индиви­дуальным особенностям занимающегося и удовлетворение его притязаний.

Рациональность (т.е. разумная обоснованность) применения средства оздоровления складывается из адекватности этого средства индивидуальным особенностям занимающегося и конкрет­ным задачам оздоровления, оптимизации продолжительности и частоты его использования, а также соотношения с другими средствами и мероприятиями, положительной динамики показа- клей (как критерия оценки рациональности).

В отличие от развивающих упражнений спортивной направ­ленности, в оздоровительной гимнастике допустимо одновре­менное применение разнохарактерных упражнений (например, дня развития быстроты, силы и выносливости) и даже паритет­ное их представительство в комплексах.

В то же время, как и в спорте, целесообразно сначала раздельное (но при этом не растянутое во времени, а, наоборот, ак­цептированное) воспитание физических качеств и двигательных особенностей — согласно физиологическим закономерностям (11 Д. Введенский, М.И. Виноградов, Е.Б. Сологуб, А.А. Ухтомский и др.) и опыту практической работы, это позволяет добиться высоких результатов совершенствования с меньшими затрата­ми времени и усилий.

Управление нагрузкой — один из важнейших методических принципов оздоровления. Его ни в коем случае нельзя понимать MIK минимизацию. В практике оздоровления, часто осуществляемого по принципу «не навреди», придерживаются правила использования лишь «разминающих» нагрузок. Они эффективны дни «втягивания» в работу, использования с целью отдыха, для "I влечения от основной деятельности или сохранения регуляр­ности занятий физическими упражнениями.

Ноо без напряжения, без затрачивания усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохра­нись его.

Парадоксальный, казалось бы, факт: человек, регулярно выполняющий одни и те же упражнения с одинаковой нагрузкой, при неизменном соотношении работы и отдыха, т.е. в общем адаптировавшийся к данной нагрузке, вдруг начинает с большим трудом ее переносить. Очень часто это расценивается как симптом перетренированности или просто усталости", «естественно», нагрузку резко снижают или вообще на время исключают из при­вычного режима жизнедеятельности. В результате возникает уже растренированность, уже не восстановление, а снижение функ­циональных возможностей, поскольку малая нагрузка перестает стимулировать развертывание функциональных резервов.

Вот почему в данном случае следует не снижать нагрузку, а из­менить ее характер — может быть, даже увеличить интенсивность при одновременном уменьшении объема и продолжительности, но в целом сохранить ее энергетическую стоимость (например, при той же допустимой ЧСС 120 уд/мин вместо бега в течение 30 мин поиграть в мяч, ударяя его ракеткой в «стенку»).

Одна и та же нагрузка при различных функциональных состо­яниях (здесь это важнее, чем общая подготовленность) вызыва­ет разные физиологические изменения. Неодинаковую нагрузку оказывают и различные оздоровительные упражнения при одной и той же продолжительности их выполнения (поэтому для опре­деления нагрузочности нельзя использовать лишь временной критерий, без учета содержания и объема выполненной работы). Для примера обратимся к таблице 2.1.

Таблица 2.1

Ранговое выражение нагрузочности различных видов оздоровительных воздействий

Вид

оздоровительного воздействия

Величина нагрузки

Общая сумма рангов

Место

малая

средняя

большая

I II III С I II III С I II III С
Ритмическая гим­настика 2 1 1 4 3 2 1 6 2 3 5 10 20 I
Атлетическая гимнастика 3 3 2 8 2 1 2 5 3 2 6 11 24 III
Бег трусцой 1 3,5 3 7,5 1 3 3 7 1 1 4 6 20,5 II
Восточные виды гимнастики 4 6 5 15 4 4,5 5 13,5 4 4,5 3 11,5 40 IV
Йога 6 3,5 4 13,5 5 4,5 6 15,5 5 4,5 2 11,5 40,5 V
Закаливание 5 5 6 16 6 6 4 16 6 6 1 13 45 VI

Условные обозначения:

- частота сердечных сокращений (ЧСС);

- показатели Омега-потенциала, отражающего изменения в функ­циональных системах;

- показатели сдвигов в ЦНС по К.ЧСМ;

С - суммарный ранговый показатель данной величины нагрузки.

 

В таблице показаны фактические величины функциональ­ны ч сдвигов: большие выражены меньшим числом, меньшие — большим. Она дает наглядное представление о неодинаковом влиянии на организм разных видов нагрузки; различные уровни нагрузки тоже влияют на него по-разному. Вероятно, эту неодинковость особенно следует учитывать при определенных отклонениях в состоянии (или заболеваниях) функциональных систем. При оценке суммарного влияния на организм ее также нельзя недооценивать — напротив, необходимо учитывать при подборе упражнений, определении их соотношения и распределении в одном занятии или в серии.

При этом в зависимости от величины нагрузки, предлагав­шим одним и тем же занимающимся, функциональные сдвиги происходят не всегда в соответствии с суммарными ранговыыми показателями, приведенными в табл. 2.1. Например, при малой нагрузке самые большие изменения вызывает ритмическая гимнастика, при средней — атлетическая гимнастика, а при большой — бег трусцой. Однако на системы по отдельности те же виды нагрузки влияют по-другому. Значит, знание этих за­кономерностей позволяет подбирать нагрузку в соответствии | поставленными задачами, но и они, в свою очередь, должны определяться в соответствии с индивидуальными особенностя­ми занимающегося.

Еще один важный фактор в управлении нагрузкой — распределение ее в одном занятии. В каждом виде оздоровительных упраж­нений существуют традиционные правила построения занятий и критерии, которые устанавливаются, исходя из показателей «усред­ненной» нагрузочности используемых упражнений, возрастных и квалификационных особенностей контингентов занимающихся. Например, для женщин зрелого возраста занимающихся гимнасти­кой в воде, занятие строится так, чтобы в подготовительной части ЧСС находилась в пределах 80-130 уд/мин, в основной варьировала от 100 до 170 уд/мин, а в заключительной снижалась со 120 до 70 ударов — таким образом состояние занимающихся возвращается к дорабочему уровню (М.Г. Шабалкина, 1997).

Согласно другим источникам (И.А. Васильева, 1997), в том же виде гимнастики в зависимости от возраста (21—35 или 36-55 лет) нагрузка варьирует: в подготовительной части - на уровне 45—60% от максимальной (по показателям ЧСС — 85—114 уд/мин), в основной — 60—90% (114—172 уд/мин), а в заключитель­ной - 70-55% (133-104 уд/мин).

Приведенные данные близки по значениям в основной и подготовительной частях, но далеко не однозначны — в заклю­чительной. И хотя они могут зависеть от разных причин, можно полагать, что во втором случае нагрузка в заключительной части занятия не обеспечила полного восстановления сердечно-сосу­дистой системы.

Не располагая дополнительными данными, этот факт нель­зя считать методической ошибкой проведения занятий, но об­ратить на него внимание следует, поскольку в оздоровительных упражнениях даже развивающего характера (а во втором случае, судя по возрасту занимающихся, упражнения носили в большей мере восстанавливающий характер, т.е. содержали умеренную или малую нагрузку) допустимое недовосстановление сердечно­сосудистой функции сразу после занятия составляет максимум 20%, а не 48, как в рассматриваемом случае.

Именно в связи с данным фактом следует обратить внимание на то, что недовосстановление после одного занятия вряд ли при­ведет к каким-либо негативным реакциям, но систематическое недовосстановление в таких пределах, безусловно, отрицательно повлияет на состояние здоровья и может дискредитировать саму идею или (по крайней мере) используемую методику оздоровле­ния.

Вот почему важно знать нагрузочную стоимость используе­мых упражнений, индивидуальные реакции организма на опре­деленный вид, характер и разную дозировку нагрузки, степень восстанавления занимающихся сразу после занятия и к началу очередной тренировки - и, умело варьируя параметры нагрузки, создавать наилучшие условия для эффективного процесса оздо­ровления.

При этом, в отличие от спорта, где целесообразны скачко­образные или маятникообразные нагрузки, в оздоровительных упражнениях в полной мере должен использоваться принцип по­степенного повышения и плавного варьирования нагрузок.

Согласование относительной легкости и стимулирующей труд­ности упражнений — важнейший принцип методического обе­спечения оздоровления, тесно связанный с предыдущим.

Выше уже говорилось о том, что только за счет легких упраж­нений и малых нагрузок нельзя обеспечить не только улучшение, но и сохранение должного уровня психофизического состояния в течение длительного времени. Поэтому целесообразно определять максимальные возможности занимающегося и только потом по отношению к этому максимуму устанавливать втягивающие, основные, разгружающие, стимулирующие уровни нагрузок и подбирать относительно легкие или трудные упражнения. Тогда легкие упражнения будут нести нагрузку в пределах 20-40 % от максимума действительного и при условии варьирования условий их применения в сочетании с другими средствами способствовать по крайней мере поддержанию «равновесного» состоя­нии организма.

В сочетании с такими легкими упражнениями используются и средние, и большие нагрузки. Их «максимальности» бояться не нужно, поскольку она должна быть индивидуальна. Плюс к ному использование величин нагрузки выше средней и субмаксимальной обеспечит по крайней мере тенденцию к повышению нагрузок и переносимости их более высокого уровня, а значит, и соответствующего функционирования организма.

Важен и такой нюанс: если «спровоцировать» организм, вы­нудить его включить в работу функциональные резервы, а затем даже слегка снизить нагрузку, то она будет восприниматься за­нимающимся как легкая — следовательно, он значительно легче будет переносить ее и (что очень важно!) переходить на новый уровень нагрузочности.

Стимулирование интереса к оздоровлению вообще и к избран­ному его виду — в частности, происходит при соблюдении основ­ных методических принципов, описанных выше. Вместе с тем применяются специальные приемы.

В оздоровлении стимулирование интереса обеспечивается: большим разнообразием упражнений и условий их выполнения; благоприятным фоном, вызывающим положительные эмоции; оказанием внимания и помощи занимающимся (в разумных пре­делах), не лишая их самостоятельности во время занятий; по­ощрением деятельности, подбором адекватных критериев оцен­ки результативности занятий и привлечением занимающихся к оценке результатов; выбор (в соответствии с индивидуальными особенностями) критических и поощрительных способов оцен­ки как одного из возможных вариантов стимулирования актив­ности и стремления к самосовершенствованию.

В целом стимулирование интереса к оздоровлению обеспечи­вается удовлетворенностью занятиями и осознанием их полезно­сти.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: