Как известно, гимнастика - одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования (единоборства, метание, фехтование, плавание и т.д.).
В 40-60 гг. XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и было сведено в основном к упражнениям снарядовой (спортивной) гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей степени стимулирует физическое совершенствование. В процессе исторического развития спортивной гимнастики происходил постоянный отбор наиболее эффективных средств и методов их использования. В связи с этим все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, и идеальном варианте согласующимся с целью достижения человеком психофизического совершенства.
Однако снарядовая гимнастика сама стремится к совершенству, поэтому значительно усложняются координационно и затрудняются физически упражнения, уже само выполнение которых свидетельствует о высоком уровне мастерства исполни геля. На овладение ими он должен тратить много времени сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т.д. - что в целом требует от занимающегося профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные документы, организующие и направляющие спортивно-массовую работу, стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматривается только как некий плацдарм или среда для отбора и подготовки будущих чемпионов.
|
|
Такой «рекордсменский» уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения этого положения имеются объективные причины, которым и не надо пытаться противостоять. Ведь стремление к рекордсменству и чемпионству — это естественная потребность нормальных нолей. Причем такая, которая не только не противоречит потребностям общества, но и согласуется с целями его социально-экомического развития и в определенной мере является показателем его успешности.
Одновременно следует понимать, что подавляющему большинству занимающихся гимнастикой нужно ориентироваться и на другие цели в своем совершенствовании и стремиться их достигать с помощью особых средств и методов. Так же, как и организациям, культивирующим гимнастику среди населения, следует ориентироваться на соответствующие цели, решать особые задачи, применять адекватные им организационные формы и использовать такие критерии оценки работы и занимающихся, тренеров-преподавателей, которые стимулируют их деятельность. К сожалению, в целом состояние гимнастики оздоровительной направленности на сегодняшний день оставляет желать лучшего.
|
|
За последние 10-15 лет гимнастика перестала быть массовой: в общеобразовательных школах и вузах количество занятий сократилось до минимума, а их содержание — до примитива; в средних специальных учебных заведениях занятия гимнастикой практически не существуют. В то же время отдельные попытки подменить классическую гимнастику новомодным фитнессом не приводят к желаемым результатам. Да и не могут привести — в силу скудности содержания этих занятий, хотя и внешне привлекательных.
Это нельзя допускать в принципе, поскольку вся история физической культуры свидетельствует о том, что гимнастика является одним их самых доступных и эффективных средств психофизического совершенствования и укрепления здоровья. Но она может быть таковой только в том случае, если ее «проводниками» будут профессионально подготовленные, высококвалифицированные специалисты.
На конец прошлого века (2000 г.) потребность в специалистах в области физической культуры и спорта составляла 625 тыс. человек; имеющийся «учебный» потенциал — 165 тыс. Ежегодно все физкультурные вузы готовят лишь 4,5 тыс. специалистов. Это значит, что при существующих системе и темпах подготовка физкультурных кадров продлится 102 года (625 — 165 = 460:4,5 = 102). При этом половина специалистов будут ориентированы на работу тренерскую, что явно не соответствует потребностям практики.
С каждым годом все острее — особенно в условиях неблагоприятной экологической обстановки — становится проблема оздоровления населения, а не его спортивного совершенствования. В связи с этим значительно возрастает необходимость подготовки специалистов широкого профиля, ориентированных в большей мере на оздоровительную работу.
В решении данной задачи одним из ведущих средств могла бы стать именно гимнастика, имеющая богатейший опыт в формировании физических кондиций человека.
Однако при этом необходимы трансформация наших представлений о гимнастике, в известной мере возврат к прошлому, когда она рассматривалась как многофункциональная система физических упражнений, применяемых с целью всестороннего физического развития и совершенствования, — но с учетом современных требований.
Следует заметить, что такая трансформация взглядов сейчас уже происходит, хотя в известной мере стихийно. А потому не случаен наблюдаемый повсеместно интерес не к спортивным аилам и формам гимнастики, а к различным восточным и западным системам оздоровления.
В то же время в высших физкультурных учебных заведениях в процессе подготовки специалистов используются квалификационные ориентиры и средства гимнастики спортивной, снарядовой или количество изучаемых систем и методик оздоровительной направленности очень незначительно.
Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникают весьма существенные противоречия между насущными потребностями практики и системой специального физкультурного образования.
При этом призывы к размежеванию спортивной и оздоровительной гимнастики и попытки его осуществить не только не решают проблему, но и усугубляют ее, ибо лишают занимающихся возможности использовать весь арсенал эффективнейших средств двигательного совершенствования.
Следует, вероятно, вспомнить, что лучшие умы спортивной науки и практики (В.И. Алексеев, В.В. Кузнецов, А.Д. Новиков, МЛ. Укран и др.) неоднократно отмечали: при решении задач оздоровления использование именно спорта - с его стремлением к высшим достижениям — дает наилучшие результаты. Хотя при этом требуются особые формы организации и программы занятий, особые виды и величины нагрузок, способы управления их динамикой, а также особая мотивация.
|
|
Вот почему смысл решения проблемы заключается не в размежевании гимнастики спортивной и оздоровительной направленности, а в их взаимопроникновении, взаимном дополнении - и в практике физического воспитания, и в процессе подготовки соответствующих кадров.
В физкультурных вузах существуют три достаточно специфических контингента студентов, из которых готовят специалистов по оздоровительной гимнастике.
Студенты тренерского и педагогического факультетов, специализирующиеся в спортивных видах гимнастики. Они профессионально ориентированы на спорт, в связи с чем знаний и умений, требующихся для эффективной работы по оздоровлению населения, им явно недостает.
Студенты всех специализаций, изучающие гимнастику по так называемому общему курсу. В учебном плане на изучение данного курса отводится довольно мало часов, что позволяет лишь освоить гимнастическую терминологию, 2—3 способа выполнения общеразвивающих упражнений и зачетные комбинации на снарядах. Естественно, что, не имея не только профессиональных умений, но и четких представлений о гимнастике как о многофункциональном полисистемном средстве физического воспитания, такие специалисты (по воле судьбы в большинстве своем оказывающиеся преподавателями в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях) не могут добиться сколько-нибудь заметных результатов в профессиональной деятельности и становятся плохими ремесленниками, но уж никак не оздоровителями.
3. Студенты, специализирующиеся в новом направлении - оздоровительной гимнастике (пока редкий контингент). Это бывшие спортсмены-гимнасты, как правило не достигшие высоких результатов. У них небольшой спортивный опыт и, опять-таки, нет никакого представления о гимнастике оздоровительной.
Таким образом, все три контингента оказываются в оздоровительной гимнастике новинками, из которых требуется подготовить профессионалов.
|
|
Чтобы яснее представить необходимость владения специальными знаниями, умениями и навыками в различных видах оздоровительной гимнастики, обратимся к рис. 2.1, где отражены направленность и содержание оздоровительной гимнастики, а также социальная потребность в специалистах со стороны различных физкультурно-спортивных организаций.
В оздоровительной гимнастике условно можно выделить оздоровительно-кондиционную и спортивно-оздоровительную направленность, что вполне оправданно для лучшего понимания проблемы. Это обусловливает необходимость изучения соответствующих теоретико-методологических основ студентами как тренерской, так и оздоровительной специализаций.
Предполагается (и опыт это подтверждает), что в гимнастике спортивно-оздоровительной направленности наиболее целесообразной является профессиональная подготовленность на уровне упражнений классификационных программ категории «Б» по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений художественной гимнастики (о них будет сказано в соответствующих разделах).
Владение методикой обучения этим упражнениям оказывается наиболее доступным: с одной стороны — занимающимся, а с другой — большинству студентов. В то же время классификационные упражнения категории «Б» включены в учебные программы по физическому воспитанию для школ, средних специальных учебных заведений и вузов.
В связи с этим уделять должное внимание данному материалу должны не только студенты, специализирующиеся в гимнастике, но может быть даже в большей мере те, кто изучают гимнастику по общему курсу и вынуждены будут преподавать ее на занятиях физкультурой в низовых коллективах.
Следует оговориться, что в некоторых физкультурных вузах I имнастика категории «Б» изучается студентами по общему курсу, однако, несомненно, его следует расширять и разнообразить м счет упражнений акробатики и художественной гимнастики, комбинированных и комплексных упражнений. Но самое главное - нужно сместить акцент с практического овладения конкретными упражнениями на снарядах на методику преподавания, • четким определением системы подготовки, обучения и совершенствования и последовательным усложнением формируемых умений.
Гимнастика оздоровительно-кондиционной направленности решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и пр.). В силу целого ряда причин решение этих задач обеспечивается особыми видами упражнений.
На рис. 2.1 представлены виды оздоровительной гимнастики, исторически признанные традиционными или получившие распространение в последнее время. Большинству из них дается подробная характеристика в главах 3 и 4; о других можно получить сведения в специальной литературе. Здесь нужно выделить два важнейших методологических момента.
1. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с теми же задачами, которые решаются с помощью гимнастических упражнений спортивно-оздоровительной направленности, в то время как обратная взаимосвязь обнаруживается далеко не всегда (например, спортивные упражнения не связаны с задачами, которые решаются с помощью занятий корригирующими упражнениями или йогой).
2 (весьма важный момент и в социальном, и в организационно-управленческом аспектах). Все виды гимнастических упражнений, независимо от направленности и решаемых основных и частных задач, находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре — от групп здоровья до сборных команд. Это в конечном счете определяет социальную потребность в специалистах, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики.
В связи с этим студенты должны изучать такую по смыслу и содержанию гимнастику, которая являлась бы именно базовой учебной дисциплиной в подготовке специалистов в области физической культуры.
Рис. 2.1. Гимнастика как базовая учебная дисциплина в физкультурном вузе
2.2. Методология оздоровительной гимнастики
2.2.1. Понятийные основы методологии оздоровительной гимнастики
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, методология — совокупность методов, применяемых в отдельных науках. Принципиально методология базируется на определенных теоретических концепциях, обосновывающих систему специальных воздействий на объект (здесь - человека) для достижения поставленной им цели (здесь — например, формирования физических кондиций и овладения техникой оздоровительного дыхания, и т. п.).
Значит, и сама методология представляет собой обоснование неких технологий, что отличает ее от теории как совокупности обобщенных взглядов или постулатов, вовсе не обязательно связанных с практикой, подтвержденных ею и дающих высокие результаты.
Методология всегда прикладна в своей реализации. Поэтому она является системой научно обоснованных и органически взаимосвязанных способов достижения поставленной цели или решения задачи, применяемых по определенным правилам и обязательно с использованием адекватных средств.
Методология всегда предметна. Можно назвать этим словом «подготовку олимпийского чемпиона», но чемпион-гимнаст и чемпион-штангист используют разные методологии подготовки. В чем-то они могут быть похожи (возможно даже какое-то повторение отдельных элементов в системах подготовки разных спортсменов), но в целом у каждой методологии своя специфика. Вот почему методология - это не механическая совокупность, а система, имеющая определенный состав и функциональные взаимосвязи образующих ее частей и элементов.
Методология оздоровительной гимнастики тоже отличается системностью.
Если построить идеализированную модель здорового человека, к реализации которой должны стремиться любые системы оздоровления, то она будет включать, вероятно, четыре главных блока: I - абсолютное здоровье, II — надежный двигательный потенциал, III — устойчивый комплекс психических качеств, не имеющих патологий, IV — интеллект как системный инструмент управления образующими блоками и системой в целом. Подчеркнем, что данные блоки модели выделяются здесь исключительно в аналитических целях; весь смысл модели и принципиальные возможности ее функционирования предопределены именно единством ее составных частей. Отсутствие любого из блоков или связей между ними исключает правильное представление как о модели, так и о системе ее реализации, т.е. и о технологии психофизического совершенствования. Причем какая-либо компенсация исключена.
Конечно, такая модель гипотетична. Возможность даже частичной ее реализации зависит прежде всего от состояния индивидуума, и построение конкретной технологии оздоровления должно быть скорректировано в зависимости от натурального состояния каждой значимой характеристики занимающегося.
Тем не менее, реализации должно предшествовать построение обобщенной методологии, определяющей задачи, основные группы средств, возможности их раздельного и комплексного воздействия, результирующий эффект, методы использования, способы контроля, коррекции и оценки результатов. Поэтому, прежде чем рассматривать непосредственно методологию оздоровления, необходимо проанализировать факторы и те их взаимосвязи, которые предопределяют возможность и надежность достижения цели оздоровления и надежность сформированной здоровой личности.
Как показано на рис. 2.2, целью оздоровительных воздействий на конкретную личность
является обеспечение ее жизнедеятельности, т.е. способностей к выполнению различных видов деятельности, обусловленных необходимостью существования в определенных природных и социальных условиях, а также трудовых операций бытового и профессионального характера.
Такие воздействия осуществляются через функциональные системы организма, являющиеся ведущими в осуществлении жизнедеятельности: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, двигательную, выделительную, эндокринную, а также зрительную и слухоречевую. Последние весьма важны, так как человек незрячий, или «глухонемой», или имеющий глубокие патологические нарушения зрения и слуха, по сути живет в иной системе жизнедеятельности, но оздоравливать его надо...
Уровни развития этих систем, наличие и степень заболеваний предопределяют, какие оздоровительные воздействия возможно и целесообразно применить по отношению к конкретному человеку (педагогические или только медицинские) и какие из низ должны быть адекватны его функциональному состоянию. Именно они диктуют выбор медицинских показаний и ограничений, режимов труда и отдыха, питания, использования фармакологических добавок и т.д., и т.п.
Совершенствование и дееспособность всех перечисленных выше функциональных систем напрямую связаны с физической сферой человека: ее целостностью, наличием и уровнями развития физических (двигательных) качеств и (что весьма важно!) умением их реализовать в различных (природных, бытовых, профессиональных, социальных) условиях.
Конечно, например, при целостной костно-мышечной системе уже имеются определенные уровни развития силы, гибкости и быстроты, заложенные Природой, - это предопределяют наличие связей физических качеств (проявляющихся периферийно в мышцах) с нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системами. Одного без другого не бывает. Однако важно, что целостность функциональных систем и отсутствие патологических нарушений изначально предопределяют саму возможность проявления физических качеств, но совершенствование этих систем и их дееспособность обеспечиваются и лимитируются именно физическими качествами, которые, в свою очередь, улучшаются за счет педагогических (т.е. специально подбираемых и управляемых) воздействий.
В нормальном педагогическом процессе нельзя воздействовать на человека, минуя его психическую сферу, под которой понимается совокупность психических свойств и способностей к самоорганизации в адекватных психических реакциях на внешние и/или внутренние побуждения. Так, в специальных научных исследованиях получены результаты, свидетельствующие о большой значимости комплекса психических свойств человека и особенностей каждого из них не только в восприятии и отражении окружающего мира, но и в конкретном «поглощении» и «утилизации» оказываемых на него воздействий воспитывающего, образовывающего и развивающего характера (Ю.М. Блудов, Ф. Генов, А.И. Ивойлов, В.В. Клименко, Е.Г. Козлов, В.Г. Колюхов, B.C. Мерлин, В.Д. Не- былицын, А. В. Родионов, С. Стивене, Б.М. Тешгов, О.А. Черникова и др.). Показано, например, что подбор и методика использования средств подготовки и управления нагрузками в гимнастике теснейшим образом связаны с типологическими особенностями нервной системы занимающихся, которые тоже являются природными
индивидуальными психическими свойствами личности (Ю.В. Менхин, О.А. Майкова).
Рис. 2.2. Оздоровление как факторная система направленных воздействий
Однако при этом, вероятно, важнейшую роль в исходном отношении к самосовершенствованию, и ко всему тому, что происходит в развернутой динамике этого процесса, и к его результатам играет осознание необходимости, должная мотивация своей оздоравливающей деятельности и ее организации. Но для этого необходим определенный интеллект.
Интеллект определяется как мыслительные способности человека. В разных языковых источниках это понятие трактуется как «понимание, понятие» (от франц. intellect) или «ощущение, восприятие, разумение, рассудок, познание» (от лат. intellectus) и др.
Некоторые считают, что интеллект — это врожденное свойство личности, поэтому его нельзя совершенствовать. Но, во-первых, врожденные качества совершенствуются так же, как и приобретенные. Во-вторых, внимательное осмысление каждого из приведенных выше определений интеллекта покажет, что любое свойство, нежащее в его основе, имеет свои условные уровни, через которые в процессе жизни (даже независимо от наличия тех или иных педагогических воздействий) проходит человек, приобретая опыт жизни и окружающей среде. В-третьих, нормальные педагогические воздействия на нормального человека всегда приводят к улучшению мыслительных способностей — это четко прослеживается в зарегистрированных взаимосвязях корковых процессов и результатов профессиональных действий (И.П. Павлов, А.Ц. Пуни, Б.Б. Коссов, A.M. Дикунов, М.В. Виноградов, А.А. Белкин и др.). В-четвертых, дни лучшего понимания значения интеллекта в оздоровительно- кондиционной гимнастике имеет смысл обратиться к естественным основам этого важнейшего психического качества личности.
Естественные основы интеллекта составляют известные физиологические процессы, отражающие свойства высшей нервной деятельности: лабильность, сила, концентрация и соотношение возбуждения и торможения в коре головного мозга, глубина и широта охвата одних участков при одновременной заторможенности других, способности к дифференцированию внешних раздражителей и дифференцированным действиям. В нормальном организме все эти процессы управляемы и тренируемы.
В свое время КД. Ушинский охарактеризовал ум как хорошо организованную систему знаний. Это значит, что развитие этого качества связано с усвоением и постоянным расширением знаний, «укладыванием» их в мозгу в определенную систему, а также с воспитанием умений целесообразно использовать эти знания в разнообразных условиях жизни.
Применительно к рассматриваемой области — оздоровительной гимнастике —
мотивации, в умении строить рациональную систему оздоровительно-кондиционных мероприятий, критически оценивать оперативные и итоговые результаты и вносить соответствующие коррективы.
Но это значит, что в конечном счете любые оздоровительные воздействия затрагивают все четыре выделенные нами сферы: функциональную, физическую, психическую и интеллектуальную. Обязательно должны затрагивать в качестве целостной системы воздействий (хотя и с приоритетом одних над другими на отдельных этапах процесса совершенствования).
При этом психофизическое оздоровление следует рассматривать не столько как процесс физического упражнения, «совершенствующий тело», сколько как социально-педагогическую систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, определенное морально- этическое восприятие их, потребность в здоровом образе жизни с соответствующим построением ее содержания и режима, регулярную активность в использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления. В целом все это обеспечивает активность жизненных позиций и осознанность своей личностной значимости и социальной полезности.
В соответствии с данными отправными положениями общетеоретические и общеметодологические принципы оздоровительно-кондиционного направления физической культуры — и в частности, оздоровительной гимнастики — трансформируются в определенные условия, непременное соблюдение которых может дать существенные положительные результаты,
Как показывают специальные исследования (И.А. Анохина, Е.Ю. Гапоненко, Ю.В. Менхин, Л.B. Попадьина и др.), результаты процесса оздоровления до 92-94% зависят именно от правильности выбора и применения педагогических воздействий.
При этом наиболее значимыми оказываются:
выбор оздоровительного воздействия в зависимости от наличия и степени функциональных отклонений в состоянии здоровья;
индивидуальное отношение к смысловому содержанию оздоровления вообще и характерным особенностям выбранного вида и средства оздоровления;
объективная величина нагрузки, используемой в данном виде оздоровительного воздействия;
психофизическая нагрузочность, т.е. переносимость, занимающимися предложенной нагрузки;
рациональное сочетание и комбинации различных оздоровительных воздействий;
согласованность характера и величины нагрузки с условиями окружающей среды и индивидуальными биоритмами занимающихся.
Конкретное методическое преломление этих основ в оздоровительных технологиях рассматривается далее в соответствующих главах. Здесь же отметим некоторые принципиальные особенности перечисленных положений, для наглядности используя рис. 2.3.
Первое высказанное положение воспринимается как вполне естественное и как будто не требует особых пояснений. Однако важно подчеркнуть следующее.
Состояние функциональных систем является тем «первичным» фактором, от которого зависит практически весь процесс оздоровления: от принципиальной возможности до результатов. Если исходить из философской догмы «бытие определяет сознание», то именно функциональное состояние определяет отношение индивида к самой необходимости оздоровления. Эта необходимость должна подкрепиться осознанием возможности и вероятной результативности оздоровления. В целом они составляют первый уровень мотивации, которая обеспечит возникновение активно-пассивного интереса к оздоровлению вообще и к выбору того или иного его вида и конкретного средства.
Этот момент особенно следует иметь в виду, поскольку весьма редко встречаются люди, которым все равно: бегать трусцой или выполнять комплексы ритмической гимнастики, заниматься йогой или моржеванием и т.п.
Рис. 2.3. Некоторые принципиальные взаимосвязи методических основ оздоровления
Активно-пассивное отношение к оздоровлению отличается недостаточной уверенностью в целесообразности затрат времени и энергии (а часто и материальных средств) и связано с привыканием к особым, не всегда комфортным, условиям, а также, как правило, с отставленным во времени проявлением результативности занятий. В связи с этим требуется особый подход к определению форм, содержания, характера, уровней нагрузки и способов стимулирования.
Именно поэтому подбор средств и методов, режимов их использования должен постоянно подкреплять интерес к занятиям и постепенно трансформировать мотивационную схему «очень надо — не хочу, но делаю» в другую: «надо — очень хочу — делаю с удовольствием и еще хочу». И хотя любой вид оздоровления требует определенного труда, здесь, в отличие от спорта, осознание необходимости и полезности занятий должно обеспечиваться удовольствием. А это значит, что именно такой критерий должен использоваться при выборе вида оздоровления и рационального сочетания или комбинаций различных оздоровительных воздействий.
Приведем пример. Юноша, имеющий избыточную массу тела и из-за этого с трудом пробегающий 30 м, вряд ли будет испытывать удовольствие от бега трусцой, но скорее всего он с гордостью осознает то, что сумел это сделать (!), после того как «приведет себя в порядок» с помощью общеразвивающих и игровых упражнений в сочетании с особым режимом питания. А другой будет рад уже тому, что на занятиях справляется с трудными атлетическими упражнениями, и где-то в подсознании у него зародится уверенность, что он сможет справиться и с продолжительными беговыми упражнениями, которые пока недолюбливает...
Девушке постоянные занятия ритмической гимнастикой могут надоесть и не дадут ожидаемого развивающего эффекта именно вследствие привыкания к ним организма, однако в сочетаании с плаванием, гимнастикой в воде, играми они станут самым действенным средством оздоровления.
Так или иначе, все воздействия (даже при групповой организации занятий) замыкаются на личности занимающегося. А но значит, что использование любых оздоровительных воздействий должно согласовываться с индивидуальными биоритмами и условиями окружающей среды.
По данному вопросу имеется интересная литература, но, к сожалению, она содержит мало научных фактов и потому не вызывает особого доверия. Тем не менее на основании специальных исследований можно утверждать, что на оздоровительный эффект занятий влияют даже лунные фазы. Это влияние в схематичсском виде представлено на рис. 2.4 и основано на реакциях сердечно-сосудистой и центральной нервной систем занимающихся (по данным JI.В. Попадьиной, 1999).
Как следует из рис. 2.4, выраженность функциональных сдвигов в организме при одной и той же нагрузке в разные лунные фазы не одинакова. Наибольшие сдвиги происходят тогда, когда занятия проводятся в фазе убывающей Луны. Предположительно мо можно объяснить тем, что компенсаторные механизмы в этот период находятся в подавленном состоянии, и занимающемуся трудно справляться с любой нагрузкой.
Но в таком случае при работе с ослабленным контингентом следует либо предельно уменьшить психофизическую нагрузку, либо полностью исключить ее (что, по нашему мнению, менее целесообразно в связи с необходимостью соблюдения цикличности и непрерывности оздоровления).
В то же время при работе с подготовленными занимающимися этот фактор с успехом можно использовать в качестве затрудняющего деятельность, а значит, требующего подключения некоторых функциональных резервов, активизирующих деятельность организма и стимулирующего его совершенствование.
В фазе новолуния реакция ССС и ЦНС на все виды нагрузки выражена минимальными функциональными сдвигами. Это позволяет полагать, что, с одной стороны, в данный период имеются благоприятные условия для проявления высокого уровня работоспособности и восстановления, а с другой стороны, здесь возможно использование относительно более высоких нагрузок на занятиях с контингентами любой подготовленности.
Не однозначны функциональные сдвиги в организме и при использовании в разные лунные фазы разных видов оздоровительных воздействий. Например, при большой нагрузке на занятиях йогой, восточными видами гимнастики и закаливанием функциональные изменения оказываются значительно меньшими, чем во время занятий ритмической гимнастикой, атлетической гимнастикой и оздоровительным бегом. При малой нагрузке занятия ритмической гимнастикой, атлетизмом и бегом вызывают большие функциональные сдвиги в фазе убывающей Луны, чем в фазе новолуния.
Средняя нагрузка также приводит к большим изменениям в фазе убывающей Луны по сравнению с новолунием при использовании новых из сравниваемых оздоровительных средств.
Выше говорилось о зависимости эффективности средств оздоровления от проявляемого к ним интереса со стороны занимающихся. В этой связи следует отметить, что и различные функциональные системы одного и того же человека практически одинаково реагируют на определенный вид оздоровительных но действий, в то время как на разные виды их реакции не однозначны.
Этим и нужно пользоваться, более тщательно подходя к выпору средств оздоровления и методов их использования на основе индивидуальных особенностей занимающихся.
В этой связи особенно следует учитывать функциональные реакции на оздоровительные
упражнения при различных отклонениях в состоянии здоровья. Они далеко не однозначны
при |ЧГ1Ной степени их выраженности и при разных величинах нагрузки[2].
С одной стороны, это создает дополнительные трудности при йМборе вида оздоровления, конкретных упражнений, дозировки шпрузки и режима ее использования. Однако, с другой стороны, но июляет не только более точно выбирать, но и комбинировать миды оздоровительных воздействий и варианты их сочетаний I и-кватно индивидуальной переносимости характера и величины нагрузки, которые присущи тому или иному оздоровительному воздействию.
2.2.2. Методические принципы проведения занятий оздоровительно-кондиционной направленности
На основании обобщения теоретико-методических основ пщоровления и анализа результатов их внедрения в практику правомерно выделить следующие основные методические принципы проведения занятий гимнастикой оздоровительно-конди- иионной направленности: необходимость занятий, целесообразность оздоровления, адекватность выбора вида оздоровления, комплексность воздействий, рациональность применения средства оздоровления, управление нагрузкой, стимулирование интереса к оздоровлению.
Необходимость занятий физическими упражнениями оздоровительно-кондиционной направленности обусловлена состоянием функциональных систем и уровнем психофизической подготовленности, а также осознанным стремлением к их улучшению.
В целом именно эти два фактора и предопределяют приход человека в оздоровительную физическую культуру. При любом, даже самом оптимальном, состоянии функций организма требуется системное применение специальных средств психофизического воздействия (физических упражнений различного характера и содержания), позволяющее продлить такое состояние, эффективно и неущербно использовать его в специфической деятельности профессионального или спортивного характера, создавать предпосылки для достижения более высокого уровня совершенства.
Без осознания такой необходимости и вероятностно-положительного влияния применяемых мероприятий оздоровительного эффекта достичь попросту нельзя — ни начинающему физкультурнику, ни спортсмену.
Формированию осознанной необходимости оздоровления и должны быть подчинены
любые доступные средства, которыми в большом достатке располагают педагогика и
психология физического воспитания.
Целесообразность оздоровления также в значительной мере определяется вышеназванными причинами. Но сами по себе они не обосновывают обращение людей именно к гимнастике оздоровительно-кондиционной направленности, а не, например, к санаторно-курортной форме оздоровления.
В связи с этим целесообразность оздоровления и выбор того или иного его вида определяется в большей мере совпадением определенных признаков психофизического состояния человека и возможностей влияния на них конкретного вида оздоровления, который, в свою очередь, тоже обладает определенными признаками (свойствами). Например, совершенно различны свойства статических и динамических силовых упражнений, растягивающих и беговых и т.д., и т.п.
Безусловно, в каждом конкретном случае целесообразность оздоровления вообще и какого-то определенного его вида поможет установить врач, однако рекомендации по выбору конкрет- 54 о средства, методов и некоторых условий его использования
но юс профессионально даст специалист в области физического питания. Вот почему необходимо их тесное сотрудничество.
Адекватность выбора вида оздоровления, кроме перечисленных выше причин, зависит (по порядку) от интереса, желания сниматься именно этим видом упражнений и его соответствия
числовому содержанию и цели занятия.
Интерес возникает под влиянием субъективных (одному нравятся прыжки на батуте, другому - ритмические упражнения но I музыку) и объективных причин (телевизионная демонстрации «истинных возможностей того или иного вида упражнений и обеспечении здоровья или признаков двигательного совершенства», внешней привлекательности занятий, яркой экипировки и т.д.). Все это - созерцательность.
Для появления желания заниматься, кроме интереса, требуется осознание не только возможности оздоровления и относительно быстрой результативности занятий, но и привлекательности Форм и характера деятельности, а также ее внешних сопутствующих признаков (красоты, изящности, комфортности условий),соответствующих вкусу занимающегося.
Но для сохранения желания необходима еще фактическая речитативность занятий. Без нее возникают сомнения и в целесообразности, и в необходимости занятий, и в адекватности набора вида оздоровления. Хорошо, если отсутствие результата или невысокая результативность обусловлены не совсем удачным (или неудачным) выбором вида оздоровления, не соответствующим индивидуальным особенностям занимающегося (так очень часто бывает, когда индивидуальный подход поглощается групповым способом организации занятий). Тогда еще возможно исправить ошибку и подобрать более эффективный способ оздоровления. Но часто (особенно на начальных этапах занятий) разочарование оказывается столь велико, что всякое желание заниматься пропадает со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Вот почему крайне важно на каждый ближайший период ставить задачи таким образом, чтобы их можно было решить, подбирая средства, наиболее подходящие занимающемуся по способу применения, содержанию, внешним признакам. Одновременно требуется постоянное поощрение его успехов (хотя бы в малом) и за счет этого формирование осознания полезности и результативности занятий.
С другой стороны, сам тренер-преподаватель должен анализировать с разных позиций адекватность применяемых средств, критически оценивать их эффективность и свою роль в ее обеспечении, и вносить соответствующие коррективы.
Комплексность воздействий, как методический принцип, предполагает по возможности одновременное влияние на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект.
Что касается психофизической сферы, то ее составляющие по сути неотделимы друг от друга (потому и возможно употребить такой объединяющий термин): даже во время электростимуляционного воздействия на мышцы, вроде бы исключающего влияние сознания на степень мышечного напряжения, психика все равно оказывается задействованной — хотя бы на уровне созерцательной оценки происходящего. Поскольку любое физическое упражнение, воздействующее на мышечную систему, одновременно затрагивает и психику занимающегося, поскольку оно находит отражение в результативности психических процессов (активности мышления и поведения, анализа задач, установок и условий их выполнения), а также в коррекции и оценке результативности, то в целом оно управляется интеллектом. Но, в свою очередь, физическое упражнение стимулирует совершенствование интеллекта как инструмента сознательного управления двигательной деятельностью.
Функциональные системы реагируют на воздействия существенными сдвигами только при наличии сильных раздражителей. В качестве них выступают большой объем двигательных действий и их концентрация в единицу времени (интенсивность), большая продолжительность работы, физическая трудность и психическая напряженность упражнения, насыщенный режим деятельности и повторность нагрузки при разной степени восстановленности функций и т. д.
Как показывают специальные исследования, именно комплексное воздействие нагрузки на организм занимающегося способствует оптимальному совершенствованию функций, физических качеств и двигательных способностей.
Это, однако, не значит, что во что бы то ни стало нужно обрушивать на занимающегося весь комплекс факторов. Напротив, умелое сочетание различных видов нагрузки, выбор наилучших вариантов и постоянное варьирование соответственно динамике показателей состояния организма обеспечивает результативность занятий, соответствие применяемых упражнений индивидуальным особенностям занимающегося и удовлетворение его притязаний.
Рациональность (т.е. разумная обоснованность) применения средства оздоровления складывается из адекватности этого средства индивидуальным особенностям занимающегося и конкретным задачам оздоровления, оптимизации продолжительности и частоты его использования, а также соотношения с другими средствами и мероприятиями, положительной динамики показа- клей (как критерия оценки рациональности).
В отличие от развивающих упражнений спортивной направленности, в оздоровительной гимнастике допустимо одновременное применение разнохарактерных упражнений (например, дня развития быстроты, силы и выносливости) и даже паритетное их представительство в комплексах.
В то же время, как и в спорте, целесообразно сначала раздельное (но при этом не растянутое во времени, а, наоборот, акцептированное) воспитание физических качеств и двигательных особенностей — согласно физиологическим закономерностям (11 Д. Введенский, М.И. Виноградов, Е.Б. Сологуб, А.А. Ухтомский и др.) и опыту практической работы, это позволяет добиться высоких результатов совершенствования с меньшими затратами времени и усилий.
Управление нагрузкой — один из важнейших методических принципов оздоровления. Его ни в коем случае нельзя понимать MIK минимизацию. В практике оздоровления, часто осуществляемого по принципу «не навреди», придерживаются правила использования лишь «разминающих» нагрузок. Они эффективны дни «втягивания» в работу, использования с целью отдыха, для "I влечения от основной деятельности или сохранения регулярности занятий физическими упражнениями.
Ноо без напряжения, без затрачивания усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранись его.
Парадоксальный, казалось бы, факт: человек, регулярно выполняющий одни и те же упражнения с одинаковой нагрузкой, при неизменном соотношении работы и отдыха, т.е. в общем адаптировавшийся к данной нагрузке, вдруг начинает с большим трудом ее переносить. Очень часто это расценивается как симптом перетренированности или просто усталости", «естественно», нагрузку резко снижают или вообще на время исключают из привычного режима жизнедеятельности. В результате возникает уже растренированность, уже не восстановление, а снижение функциональных возможностей, поскольку малая нагрузка перестает стимулировать развертывание функциональных резервов.
Вот почему в данном случае следует не снижать нагрузку, а изменить ее характер — может быть, даже увеличить интенсивность при одновременном уменьшении объема и продолжительности, но в целом сохранить ее энергетическую стоимость (например, при той же допустимой ЧСС 120 уд/мин вместо бега в течение 30 мин поиграть в мяч, ударяя его ракеткой в «стенку»).
Одна и та же нагрузка при различных функциональных состояниях (здесь это важнее, чем общая подготовленность) вызывает разные физиологические изменения. Неодинаковую нагрузку оказывают и различные оздоровительные упражнения при одной и той же продолжительности их выполнения (поэтому для определения нагрузочности нельзя использовать лишь временной критерий, без учета содержания и объема выполненной работы). Для примера обратимся к таблице 2.1.
Таблица 2.1
Ранговое выражение нагрузочности различных видов оздоровительных воздействий
Вид оздоровительного воздействия | Величина нагрузки | Общая сумма рангов | Место | |||||||||||
малая | средняя | большая | ||||||||||||
I | II | III | С | I | II | III | С | I | II | III | С | |||
Ритмическая гимнастика | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 6 | 2 | 3 | 5 | 10 | 20 | I |
Атлетическая гимнастика | 3 | 3 | 2 | 8 | 2 | 1 | 2 | 5 | 3 | 2 | 6 | 11 | 24 | III |
Бег трусцой | 1 | 3,5 | 3 | 7,5 | 1 | 3 | 3 | 7 | 1 | 1 | 4 | 6 | 20,5 | II |
Восточные виды гимнастики | 4 | 6 | 5 | 15 | 4 | 4,5 | 5 | 13,5 | 4 | 4,5 | 3 | 11,5 | 40 | IV |
Йога | 6 | 3,5 | 4 | 13,5 | 5 | 4,5 | 6 | 15,5 | 5 | 4,5 | 2 | 11,5 | 40,5 | V |
Закаливание | 5 | 5 | 6 | 16 | 6 | 6 | 4 | 16 | 6 | 6 | 1 | 13 | 45 | VI |
Условные обозначения:
- частота сердечных сокращений (ЧСС);
- показатели Омега-потенциала, отражающего изменения в функциональных системах;
- показатели сдвигов в ЦНС по К.ЧСМ;
С - суммарный ранговый показатель данной величины нагрузки.
В таблице показаны фактические величины функциональны ч сдвигов: большие выражены меньшим числом, меньшие — большим. Она дает наглядное представление о неодинаковом влиянии на организм разных видов нагрузки; различные уровни нагрузки тоже влияют на него по-разному. Вероятно, эту неодинковость особенно следует учитывать при определенных отклонениях в состоянии (или заболеваниях) функциональных систем. При оценке суммарного влияния на организм ее также нельзя недооценивать — напротив, необходимо учитывать при подборе упражнений, определении их соотношения и распределении в одном занятии или в серии.
При этом в зависимости от величины нагрузки, предлагавшим одним и тем же занимающимся, функциональные сдвиги происходят не всегда в соответствии с суммарными ранговыыми показателями, приведенными в табл. 2.1. Например, при малой нагрузке самые большие изменения вызывает ритмическая гимнастика, при средней — атлетическая гимнастика, а при большой — бег трусцой. Однако на системы по отдельности те же виды нагрузки влияют по-другому. Значит, знание этих закономерностей позволяет подбирать нагрузку в соответствии | поставленными задачами, но и они, в свою очередь, должны определяться в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося.
Еще один важный фактор в управлении нагрузкой — распределение ее в одном занятии. В каждом виде оздоровительных упражнений существуют традиционные правила построения занятий и критерии, которые устанавливаются, исходя из показателей «усредненной» нагрузочности используемых упражнений, возрастных и квалификационных особенностей контингентов занимающихся. Например, для женщин зрелого возраста занимающихся гимнастикой в воде, занятие строится так, чтобы в подготовительной части ЧСС находилась в пределах 80-130 уд/мин, в основной варьировала от 100 до 170 уд/мин, а в заключительной снижалась со 120 до 70 ударов — таким образом состояние занимающихся возвращается к дорабочему уровню (М.Г. Шабалкина, 1997).
Согласно другим источникам (И.А. Васильева, 1997), в том же виде гимнастики в зависимости от возраста (21—35 или 36-55 лет) нагрузка варьирует: в подготовительной части - на уровне 45—60% от максимальной (по показателям ЧСС — 85—114 уд/мин), в основной — 60—90% (114—172 уд/мин), а в заключительной - 70-55% (133-104 уд/мин).
Приведенные данные близки по значениям в основной и подготовительной частях, но далеко не однозначны — в заключительной. И хотя они могут зависеть от разных причин, можно полагать, что во втором случае нагрузка в заключительной части занятия не обеспечила полного восстановления сердечно-сосудистой системы.
Не располагая дополнительными данными, этот факт нельзя считать методической ошибкой проведения занятий, но обратить на него внимание следует, поскольку в оздоровительных упражнениях даже развивающего характера (а во втором случае, судя по возрасту занимающихся, упражнения носили в большей мере восстанавливающий характер, т.е. содержали умеренную или малую нагрузку) допустимое недовосстановление сердечнососудистой функции сразу после занятия составляет максимум 20%, а не 48, как в рассматриваемом случае.
Именно в связи с данным фактом следует обратить внимание на то, что недовосстановление после одного занятия вряд ли приведет к каким-либо негативным реакциям, но систематическое недовосстановление в таких пределах, безусловно, отрицательно повлияет на состояние здоровья и может дискредитировать саму идею или (по крайней мере) используемую методику оздоровления.
Вот почему важно знать нагрузочную стоимость используемых упражнений, индивидуальные реакции организма на определенный вид, характер и разную дозировку нагрузки, степень восстанавления занимающихся сразу после занятия и к началу очередной тренировки - и, умело варьируя параметры нагрузки, создавать наилучшие условия для эффективного процесса оздоровления.
При этом, в отличие от спорта, где целесообразны скачкообразные или маятникообразные нагрузки, в оздоровительных упражнениях в полной мере должен использоваться принцип постепенного повышения и плавного варьирования нагрузок.
Согласование относительной легкости и стимулирующей трудности упражнений — важнейший принцип методического обеспечения оздоровления, тесно связанный с предыдущим.
Выше уже говорилось о том, что только за счет легких упражнений и малых нагрузок нельзя обеспечить не только улучшение, но и сохранение должного уровня психофизического состояния в течение длительного времени. Поэтому целесообразно определять максимальные возможности занимающегося и только потом по отношению к этому максимуму устанавливать втягивающие, основные, разгружающие, стимулирующие уровни нагрузок и подбирать относительно легкие или трудные упражнения. Тогда легкие упражнения будут нести нагрузку в пределах 20-40 % от максимума действительного и при условии варьирования условий их применения в сочетании с другими средствами способствовать по крайней мере поддержанию «равновесного» состоянии организма.
В сочетании с такими легкими упражнениями используются и средние, и большие нагрузки. Их «максимальности» бояться не нужно, поскольку она должна быть индивидуальна. Плюс к ному использование величин нагрузки выше средней и субмаксимальной обеспечит по крайней мере тенденцию к повышению нагрузок и переносимости их более высокого уровня, а значит, и соответствующего функционирования организма.
Важен и такой нюанс: если «спровоцировать» организм, вынудить его включить в работу функциональные резервы, а затем даже слегка снизить нагрузку, то она будет восприниматься занимающимся как легкая — следовательно, он значительно легче будет переносить ее и (что очень важно!) переходить на новый уровень нагрузочности.
Стимулирование интереса к оздоровлению вообще и к избранному его виду — в частности, происходит при соблюдении основных методических принципов, описанных выше. Вместе с тем применяются специальные приемы.
В оздоровлении стимулирование интереса обеспечивается: большим разнообразием упражнений и условий их выполнения; благоприятным фоном, вызывающим положительные эмоции; оказанием внимания и помощи занимающимся (в разумных пределах), не лишая их самостоятельности во время занятий; поощрением деятельности, подбором адекватных критериев оценки результативности занятий и привлечением занимающихся к оценке результатов; выбор (в соответствии с индивидуальными особенностями) критических и поощрительных способов оценки как одного из возможных вариантов стимулирования активности и стремления к самосовершенствованию.
В целом стимулирование интереса к оздоровлению обеспечивается удовлетворенностью занятиями и осознанием их полезности.