Общие вопросы организации процесса оздоровления, рассмотренные выше, находят определенное отражение и при описании видов оздоровительной гимнастики. Положительный эффект любой оздоровительной тренировки должен предусматривать реализацию конкретной «индивидуальной программы», составленной на основе знаний о психофизическом состоянии занимающегося, условиях его повседневной деятельности и мотивах занятий физическими упражнениями.
Разнообразие видов и частных методик оздоровительно-кондиционной гимнастики определяет необходимость условного их группирования. Один из вариантов может включать 4 основных блока (группы), а именно: традиционно-базовые, комплексного воздействия, функционально ориентированные, малые формы и частные методики. Их отличительным признаком является конкретная направленность в решении оздоровительных задач, а также степень воздействия на отдельные системы организма (4-й блок). В каждую группу входят 4 вида оздоровительной гимнастики, имеющие свои организационно-методические особенности и характерные средства воздействия (упражнения).
|
|
Такой подход к классифицированию видов оздоровительно- кондиционной гимнастики позволяет создать общее представление о данном направлении массовой гимнастики, оценить специфику каждого вида, а также сохранить возможность дальнейшего ее совершенствования и дополнения новыми видами и методиками (рис. З.1.).
1-я группа включает основную, гигиеническую, атлетическую и ритмическую гимнастику. Эти виды связаны прежде всего с общим физическим развитием и расширением двигательного опыта занимающихся, а также с длительным периодом становления и развития гимнастики как одного из основных средств физического воспитания; служат базой для развития
Рис. 3.1. Основные группы видов гимнастики оздоровительно- кондиционной направленности
оздоровительной гимнастики. Отсюда и определение - «традиционно-базовые».
Эти виды оздоровительной гимнастики не только способствуют укреплению здоровья людей различных категорий, но и позволяют формировать профессионально-прикладные двигательные навыки, приобщать людей к регулярным занятиям физическими упражнениями. И хотя общеоздоровительная направленность данных видов остается приоритетной, для каждого из них характерна определенная «специализация» физического воздействия: развитие физических качеств и двигательных способностей - для основной гимнастики; функционально-тоническое поддержание рабочего состояния отдельных систем организма и настрой на активную деятельность — для гигиенической гимнастики; развитие силовых качеств и коррекция телосложения - для атлетической гимнастики; красивое и выразительное исполнение комплексов ритмических действий с музыкальным сопровождением - для ритмической гимнастики.
|
|
2-я группа включает: шейпинг, фитнесс, гимнастику в воде, «изотон». Для этих видов характерно воздействие комплексного характера. В них используются разнообразные простейшие гимнастические упражнения, регламентированные в соответствии с условиями и особыми правилами их исполнения. Для одних видов характерна последовательная «проработка» звеньев тела и мышечных групп при определенном режиме работы или со сменой режимов (шейпинг, изотон). Для других характерно выполните «индивидуальных программ» с предварительной оценкой состояния здоровья и потенциальных возможностей занимающихся, позволяющих решать задачи общего развития и улучшения здоровья (фитнесс). Среди них особо выделяется гимнастика в воде, связанная с выполнением простейших гимнастических упражнений в водной среде и элементов плавания, где важен суммарный эффект выполнения физической работы и специфического воздействия водной среды.
И целом данные виды оздоровительной гимнастики позволяют вовлекать в работу основные звенья тела (одновременно или поочередно), регулировать величину физической нагрузки в широком диапазоне, осуществлять акцентированное (избирательное) воздействие с целью развития физических качеств и двигательных способностей.
3-я группа включает: дыхательную и коррекционную гимнастику, восточные системы оздоровительной гимнастики и гимнастическую аэробику. Эти виды оказывают избирательное воздействие на функциональные системы организма и опорно-двигательный аппарат.
«Функциональная ориентация» вида учитывает как общую направленность воздействия на функциональные системы организма, так и специфику каждого вида — ведущую функцию в условиях конкретного физического воздействия.
Дыхательная гимнастика связана с формированием нового пни использованием стандартного дыхательного цикла в процессе выполнения относительно простых гимнастических упражнений. Специальная «организация» дыхания и его сочетание с характерными двигательными действиями могут осуществляться как по заданной программе, так и непроизвольно (автоматическое подстраивание вдоха и выдоха к фазам движения). При этом данные действия всегда направлены на решение двигательной задачи и развитие дыхательной мускулатуры.
При снижении функциональных возможностей организма, нарушении работы отдельных систем ему необходима соответствующая «двигательная помощь», в качестве которой может выступать коррекционная гимнастика. Чаще всего предметом воздействия коррекционной гимнастики становится опорно-двигательный аппарат — в частности, его «слабые» звенья. Восстановление нормальной работы органов или коррекция их состояния позволяет обеспечить достаточную двигательную активность в условиях повседневной деятельности человека.
Циклическое выполнение разнообразных гимнастических упражнений (связок, комплексов, композиций) в аэробном режиме характерно для гимнастической аэробики. Она направлена прежде всего на развитие и поддержание физической работоспособности разной модальности (выполнение упражнений разных характера и направленности). При этом на фоне совершенствования систем энергообеспечения организма решаются оздоровительные и рекреативные задачи.
Содержание восточных систем оздоровительной гимнастики (йога, ушу, цигун и др.) составляют физические упражнения, похожие на простые гимнастические движения общеразвивающего характера, но исполняемые в особом стиле. Философское обоснование их эффективности связано с истоками древних восточных культур, что является характерной особенностью данных видов физических упражнений. Одним из требований правильного выполнения упражнений является создание определенного психического состояния (настроения) — с помощью конкретной мысленной установки или приемов аутогенной тренировки, — на фоне которого выполняется комплекс упражнений. Степень изменения психического состояния занимающегося может быть различной — в зависимости от задач и особенностей конкретной системы (от простой концентрации внимания на «рабочем органе» до глубокого «внутреннего погружения»). Некоторые восточные системы гимнастики могут быть представлены в оздоровительной физической культуре, но чаще всего в комплексных занятиях оздоровительными гимнастическими упражнениями используются лишь отдельные их элементы.
|
|
4-я группа включает малые формы и частные методики оздоровительной гимнастики, использующие разные гимнастические упражнения. Их основная цель — узко-направленное (локальное) воздействие на отдельные органы и системы организма, спектр которых постоянно расширяется. Такое воздействие в рамках общеоздоровительного процесса позволяет решать частные задачи по обеспечению активной жизнедеятельности человека. В данном случае используются как комплексы специальных двигательных действий, так и особые технические средства (методики). Обычно создание новой методики связано с творческим поиском и разработкой эффективных средств дифференцированного воздействия на занимающихся, что в свою очередь предопределено проявлением типичных нарушений в состоянии здоровья и затруднений в процессе деятельности.
Такое группирование видов дает полное представление о гимнастике оздоровительно-кондиционной направленности и позволяет описать основные ее виды, практически востребованные и оздоровительной физической культуре и являющиеся эффективным средством оздоровления населения.
|
|
3.1. Основная гимнастика
Основная гимнастика (ОГ) — это исторически сложившийся, базовый вид гимнастических упражнений, широко доступный, имеющий значительный потенциал возможностей для решения частных задач физического воспитания и оздоровительной деятельности.
Как вид гимнастических упражнений ОГ стала использоваться с начала 50-х годов прошлого столетия и сохраняет свое значение среди других новых видов гимнастики. Отличительными особенностями ОГ являются: возможность всестороннего (гармоничного) физического развития; влияние на функциональные возможности занимающихся; решение задач профессионально- прикладного характера.
Средствами ОГ, как и большинства гимнастических упражнений, являются искусственные формы движений, главным образом ациклические (за исключением ходьбы, разновидностей бега, подскоков и комбинаций танцевальных шагов, некоторых приемов лазания). Обычно это новые для человека движения, требующие определенных затрат усилий и времени для их освоения. В процессе освоения данных движений формируются новые координационные связи и двигательные представления, позволяющие воспитывать общую двигательную культуру.
Выбор средств ОГ определяется спецификой структуры и условий выполнения движений, значительными диапазонами координационной сложности и рабочей мощности (подробнее 1 м. главу 6, раздел 6.4).
Гимнастические упражнения требуют соблюдения правил их выполнения, разработанных многими поколениями специалистов, в соответствии с принципом «строгой регламентации».
Основными признаками упражнений ОГ являются:
наличие конкретной «двигательной программы», определяющей строгое соблюдение исходных и конечных положений, способа действий и условий их выполнения;
избирательно-направленное воздействие общего или локального характера;
точное дозирование нагрузки: по количественным показателями, по вовлечению в работу
основных и вспомогательных звеньев тела, по количеству повторений движения (серии) и режиму выполнения;
возможность «конструирования» движений — путем трансформации отдельных элементов техники, сочетания отдельных движений (в сериях и композициях), что приводит к новому или оригинальному исполнению движений.
Кроме того, «сопутствующими» признаками гимнастических упражнений следует считать:
эстетические свойства движений (красоту, виртуозность, выразительность);
пластичность выполнения отдельных групп движений, их ритмичность (соответствие музыкальному сопровождению).
Что касается «гимнастического стиля» выполнения упражнений (оттянутые носки, прямые ноги, характерные положения рук и ног, дисциплинирующие строевые приемы и т.п.), то в оздоровительной гимнастике он не обязателен.
3.2. Гигиеническая гимнастика
Гигиеническая гимнастика (ГГ) — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любом уровне подготовленности к физической нагрузке.
Широкий круг задач, которые можно решать с помощью гигиенической гимнастики, определяют ее место в системе физического воспитания и популярность среди населения. Вероятно, главной отличительной ее чертой следует признать общедоступность.
В процессе занятий ГГ:
осуществляется профилактика неблагоприятных воздействий на организм факторов окружающей среды;
нормализуется деятельность основных функциональных систем;
улучшается работоспособность организма; совершенствуются базовые двигательные навыки; воспитывается культура движений и поведения; формируются двигательная культура и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Другой отличительной чертой ГГ является органическое сочетание используемых упражнений с гигиеническими и закаливающими факторами.
Желательно обеспечить комфортность на занятиях ГГ, которая в значительной мере способствует не только эмоциональному настрою, но и качеству оздоровительных воздействий. А они весьма разнообразны: от легких потягиваний до относительно трудных отжиманий в упоре лежа, от ласковых солнечных ванн до бодрящих обливаний холодной водой.
Гигиеническая гимнастика имеет глубокие исторические корни. Системы упражнений, не требующих применения специальных приспособлений и оборудования, появились еще в XIX в. Эти упражнения называли «комнатной гимнастикой»; за сравнительно короткое время они обеспечивали организму равномерную и достаточно интенсивную нагрузку и воспитывали силу ВОЛИ.
В XIX-XX вв. для гигиенической гимнастики было характерно наличие различных комплексов, которые являлись частными вариантами национальных гимнастических систем. Например, «система телесного развития» (Аттила, Сандов, Дебоннэ) состояла из упражнений для развития силы, для «удовольствия» и «мольных движений». Эти упражнения для домашних занятий включали свободные движения без отягощений, «осторожные» движения и пластические позы, а также упражнения с гантелями. Нужно отметить, что выбор упражнений был скрупулезным, поскольку считалось, что не всякое упражнение полезно. Наибольшее распространение в то время получили системы Д. Шребеpa, И. Мюллера, И. Прошека.
«Домашняя гимнастика для каждого пола и возраста» Д. Шребера была направлена на использование «свободных движений тела» с целью предупреждения различных заболеваний и недостатков развития. Комплекс включал 45 упражнений, подобранных по анатомическому признаку (для всех мышечных групп). Упражнения выполнялись плавно, в спокойном темпе, но с достаточным мышечным напряжением. Необходимым элементом занятий считались паузы для восстановления дыхания и пульса после каждого упражнения. Дозировка определялась по самочувствию и по количеству повторений упражнения. Предлагался следующий режим занятий: 1—2 раза в день по 15—30 мин. Условия использования упражнений должны были сочетаться с гигиеническими факторами.
Система «15 минут ежедневной работы для здоровья» И. Мюллера была направлена на профилактику заболеваний, поддержание хорошего самочувствия. Уже через 10 дней занятий предполагался положительный эффект воздействия упражнений. Комплекс включал 18 движений для различных суставов: быстрые сгибательно-разгибательные движения и повороты туловища, направленные на улучшение подвижности и увеличение амплитуд движений в суставах.
Отличительной чертой данной системы являлась определенная последовательность действий: движения общеразвивающего характера — водные процедуры — самомассаж рук и ног. Кроме того, предлагались дополнительные упражнения для красоты и хорошей осанки. Для регламентации упражнений использовались таблица соотношения продолжительности выполнения и количества повторений каждого упражнения, а также контроль за дыханием и пульсом.
«Система гимнастики согласованных мускульных групп» И. Протека рассматривалась автором как упражнения для физического развития тела и для расширения двигательного опыта занимающихся. Комплекс включал: 14 упражнений для различных частей тела, 3 дыхательных упражнения (на фоне расслабленных мышц) и водные процедуры. Система предлагалась всем желающим, но особенно рекомендовалась людям с малоподвижными образом жизни и деятельностью. При выполнении упражнений требовалось сочетание силы и волевых качеств.
Режим занятий предполагал последовательное увеличение количества упражнений в течение 6 недель; соответственно должна была увеличиваться и продолжительность занятия. Максимальной нагрузкой считалось сохранение силового напряжения в течение 5—6 сек с 10 повторениями. Эффект такой изометрической тренировки должен был проявиться через 1—2 месяца занятий, после чего комплекс упражнений следовало менять. При выполнении упражнений необходим был контроль за дыханием; при этом движение (или удержание позы) выполнялось на глубоком вдохе через нос с последующим выдохом в конце движения.
Несмотря на то, что описанные выше системы имели свои особенности, их объединяли следующие признаки:
сочетание занятий физическими упражнениями с соблюдением гигиенических норм;
сочетание развивающих упражнений с акцентированным дыханием на вдохе или выдохе;
достаточно строгая дозировки нагрузки и контроль за реакцией на нее организма;
использование различных сочетаний упражнений и схем их чередования — в зависимости от состояния занимающихся в различные периоды оздоровления.
С позиции современной науки и методики названные системы в определенной мере выглядят наивными. Тем не менее, их базовые принципы и в наше время не потеряли своей значимости, а опыт их практического применения с целью оздоровления, безусловно, важен и полезен.
Особенности занятий различными видами гигиенической гимнастики
В современной гигиенической гимнастике выделяют следующие виды:
утреннюю гимнастику (зарядку);
гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, производственная, физкультура);
вечернюю гимнастику (перед сном).
Для них характерны общие требования и правила организации занятий:
необходимо предварительное ознакомление или разучивание упражнения — в зависимости от степени его новизны и двигательного опыта занимающегося;
точная адресация упражнения (кому, зачем) требует индивидуального определения текущего состояния каждого занимающегося, а также физических, двигательных и функциональных возможностей организма. Это важно как для здоровых людей, так и для имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья;
подбор упражнений всегда должен осуществляться на основе принципа доступности; в то же время они должны быть достаточно сложными и разнообразными, чтобы нагружать все звеньятела;
выполнение упражнений желательно сопровождать демонстрацией наилучших вариантов с помощью видеокассет или наглядного показа упражнения инструктором;
следует создавать оптимальные условия для занятий: достаточные размеры площадки (зала), соответствующие одежда (не стесняющая движений и не нарушающая теплообмен в организме) и обувь; музыкальное сопровождение, создающее положительный эмоциональный фон;
при выполнении упражнений следует избегать длительных задержек дыхания, исключать значительные силовые напряжения, ограничивать количество движений, выполняемых в положении «вниз головой».
Утренняя гимнастика (зарядка)
Используется в период перехода от пассивного состояния (сна) к активной деятельности. Во время сна основные функциональные системы организма находятся в состоянии минимального возбуждения или заторможены. Переход от физиологического покоя к бодрому состоянию должен протекать равномерно, чему способствует «мягкое» включение в работу функциональных систем, которое обеспечивается соответствующими физическими упражнениями.
Ежедневные самостоятельные занятия доступными и разнообразными упражнениями, выполняемыми утром, в домашних условиях, длятся, как правило, 10—15 мин (хотя вполне возможна индивидуальная их продолжительность). В зарядку включают 8-10 упражнений для всех звеньев тела, чередуя легкие и относительно трудные (но без больших напряжений).
Комплексу основных упражнений могут предшествовать несколько движений и действий в постели. Например: вытягивание тела (прямые руки за головой и удержание этого положения в течение 3—4 с, не задерживая дыхания; или сгибания (поочередно или одновременно) ног; или напряжения и расслабления мышц ягодиц; или (но очень осторожно!) повороты согнутых ног внутрь и наружу и т.п.
Основные упражнения могут быть направлены на формирование правильной осанки или способностей управлять дыханием; допустимы легкие подскоки и танцевальные элементы, упражнения в равновесии и даже в растягивании. Но правило для них одно: минимальная нагрузка, способствующая не развитию функций и способностей, а их пробуждению.
Важным требованием ГГ является использование водных процедур (душ, купание в водоеме или обливание водой). Выбор процедуры зависит от исходного состояния здоровья и степени подготовленности занимающегося к тому или иному виду закаливания водой. Кстати, есть немало людей, которым кате- I прически не нравится холодный душ или обливание ледяной водой, — к такой «экстремальной» процедуре они никак не могут привыкнуть. Значит, для них будет комфортнее теплая или чуть прохладная вода, а в качестве основного закаливающего средства следует использовать воздушные процедуры.
Гимнастика в режиме рабочего дня
Включает вводную, производственную гимнастику и физкультурную паузу.
Вводная гимнастика (в отличие от утренней зарядки, выполняемой в домашних условиях) используется для непосредственной подготовки к выполнению учебной или профессиональной деятельности (перед ее началом) — как правило, на своем рабочем месте.
В связи с этим основная направленность занятий вводной гимнастикой — подготовка ведущих функциональных систем организма к особенностям предстоящей работы, психофизическое «врабатывание».
По объему, содержанию и продолжительности выполнения упражнения вводной гимнастики схожи с зарядкой, но при этом для них характерны большая степень мышечного напряжения, относительно больший темп; в ней в меньшей мере задействованы те группы мышц, которые не являются ведущими в предстоящей профессиональной деятельности. В связи с этим количество упражнений может быть небольшим; тогда количество повторений их возрастает, но опять-таки до такого предела, чтобы упражнения не стали тренировочными, целью которых является увеличение физического потенциала.
Производственная гимнастика — это основная форма ГГ в режиме рабочего дня. Ее функциональная цель — отвлечься от основной деятельности, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц или органам (например, глазам), подвергавшимся воздействию профессиональной нагрузки.
Выполнение движений-«антагонистов» по отношению к основным рабочим действиям (например, прогибаний туловища вместо сгибаний или удержания положения согнувшись; приседаний вместо длительного стояния на прямых ногах и сохранения выпрямленного положения туловища; закрывания и открывания глаз вместо напряженного сосредоточения взгляда на предмете труда и т.д., и т.п.) способствует восстановлению уровней функционирования органов и систем организма и работоспособности, снижающихся в процессе работы. Как следствие этого, уменьшается количество ошибок в профессиональных действиях, снижается риск травматизма, повышается качество труда. А главное — организм выполняет работу с меньшими затратами нервной и физической энергии, с меньшим «износом».
Различные формы производственной гимнастики внедряются в жизнь россиян уже более 80 лет. Весьма важно, что это внедрение сопровождается фундаментальными научными исследованиями о влиянии физических упражнений, используемых в режиме рабочего дня, как на организм человека, так и на результаты его деятельности.
При этом основы физиологического обоснования эффективности их применения заложены в трудах выдающихся отечественных ученых: Н.Е. Введенского, М.П. Виноградова, А.Н. Крестовникова, Н.Е. Маршака, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского и др. В этих работах было определено, что длительное возбуждение разных отделов головного мозга, постоянное напряжение опорно-двигательного аппарата, однообразие двигательных актов и их монотонность приводят к снижению общей работоспособности. В то же время относительно равномерное распределение и соотношение процессов возбуждения и торможения или их перераспределение между отделами коры головного мозга нормализует реакцию организма на выполняемую работу.
Физические упражнения в режиме рабочего дня можно представить как новые «двигательные раздражители», влияющие на возбудительно-тормозные процессы в ЦНС и их соотношение. Это ведет к снижению утомления центрального и периферического характера и улучшает готовность работника к продолжению производственной деятельности.
Именно активизация «свободных» мышечных групп и смена характера действий теми звеньями тела, которые принимают участие в производственных операциях (а не просто пассивный отдых), позволяют приблизиться к оптимальному рабочему состоянию функциональных систем организма, за счет улучшения деятельности регулярных механизмов и периферических структур опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, улучшая возможности функционирования «рабочего участка» ОДА и систем организма, обеспечивающих выполнение производственных операций, можно добиться сохранения или временного улучшения качества выполняемой деятельности.
«Физкультурная пауза» — это форма ГГ, используемая в специально отведенное время 1—2 раза в течение рабочего дня — за 1,5-2 ч до обеденного перерыва и/или до окончания работы. В ни периоды наблюдаются наибольшие утомление и рассеивание внимания. Вот почему выполняются 6—8 упражнений разминочного характера, а также растягивание мышц, испытывавших силовую нагрузку (как правило, в течение 5 мин).
Условно выделяют два вида физкультурной паузы: активную (достаточно высокий темп выполнения упражнений, их разнообразие, широкая амплитуда движений) и пассивную (ограничение перемещений и выполнение движений в основном расслабляющего характера). Выбор того или иного вида обусловлен особенностями трудовой деятельности и состоянием человека в данный момент. Причем, если наблюдается относительно высокая степень утомления, это вовсе не означает, что следует использовать пассивный вариант, — вполне возможно, что восстановление произойдет как раз за счет применения активных упражнений. Однако при этом следует учитывать, что восстановление может осуществиться за счет включения резервных возможностей организма, поэтому улучшение окажется кратковременным, а затем произойдет довольно резкое и существенное снижение работоспособности; идя ее восстановления потребуются достаточно продолжительное время и применение комплекса тонизирующих упражнений. Вот почему соблазняться такой возможностью быстрого восстановления организма в течение рабочего дня не следует.
Различные формы ГГ в режиме рабочего дня ориентированы па условия и характер производственной деятельности. В связи с этим профессии условно сгруппированы следующим образом:
с преобладанием нервного напряжения — при низком уровне физической нагрузки и выполнении относительно однообразных движений (например, швеи-мотористки, сборщики точных механизмов и т.п.);
с сочетанием физической и умственной деятельности — при среднем уровне физической нагрузки (станочники, сборщики на конвейере);
с выполнением разнообразных операций — при высоком уровне физической нагрузки (строители, шахтеры и др.);
с преобладанием умственной деятельности (врачи, преподаватели, диспетчеры и т.п.).
Понятно, что в соответствии с характерными особенностями различных профессий протекает и динамика функциональности организма. В связи с этим комплексы упражнений должны учитывать как содержание производственной деятельности и целесообразность применения гигиенической гимнастики. Они определяются: общей кривой физиологической нагрузочности, температурными режимами, ритмичностью движений, психической напряженностью, физической трудностью и т.д.
Вечерняя гимнастика
Используется, как правило, с целью подготовки ко сну. Она применяется в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникшего в процессе производственной деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях.
При определении содержания упражнений весьма важно учитывать типологические особенности высшей нервной деятельности индивидуума: его возбудимость и уравновешенность, силу нервных процессов, общее состояние здоровья и наличие каких- либо отклонений, адаптацию к определенным видам физических упражнений и вспомогательных средств (массажа, стретчинга, водных процедур и их температурных режимов), а также психологическую готовность к проведению занятий в вечернее время. Конечно, все это надо учитывать при использовании любых форм ГГ, но в данном случае это требование приобретает особое значение. При неадекватном использовании физических упражнений, неправильном их подборе и несвоевременном применении (например, незадолго до сна) вместо успокоения человек может возбудиться, лишиться сна и в конце концов не восстановится к следующему трудовому дню.
Успешность применения описанных выше форм гигиенической гимнастики зависит от соблюдения некоторых общих условий:
Необходима подготовительная работа, заключающаяся в сборе исходной информации о правилах организации занятия, условиях выполнения комплекса упражнений, оценке собственных возможностей и самоподготовке к занятию.
Необходимо сочетать занятия ГГ с приемами самомассажа, закаливающими процедурами, соблюдением гигиенических норм.
Обязателен текущий контроль за состоянием здоровья занимающихся, их реакциями на нагрузку.
Следует постоянно оценивать эффективность занятий, степень удовлетворенности ими.
Таким образом, многообразие форм занятий гигиенической гимнастикой свидетельствует об их широких возможностях воздсйствия на организм занимающегося, а также об эффективности используемых упражнений для решения задач оздоровления.
3.3. Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика (РГ) - традиционный вид гимнастики оздоровительно-кондиционной направленности, основанный на выполнении двигательных действий под музыку в заданных ритме и темпе. РГ включает упражнения обшеразвивающего и циклического характера (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы).
Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения выполняются поточным методом, нагрузка приходится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также на опорно-двигательный аппарат. Движения координационного характера и их соединения совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений, эстетическое их восприятие и красоту исполнения. В процессе занятий РГ совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.
В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании устойчивого здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: повышение общей двигательной активности, коррекция фигуры, снятие психического напряжения.
Содержание ритмической гимнастики составляют:
движения отдельными звеньями тела: сгибания и разгибания, повороты и вращения, махи;
разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
танцевальные и хореографические элементы.
Выполнение упражнений РГ имеет свои особенности.
Каждое упражнение в отдельности достаточно просто, поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся.
Многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и композициях определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата.
Большинство упражнений красивы по форме и выразительны по исполнению.
Ритмичная музыка, а также точный показ движений преподавателем (или демонстратором) создают условия для лучшего их освоения.
Отдельные упражнения объединяются в комплексы, что позволяет задействовать большое количество мышечных групп, обеспечить разностороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат.
Отсутствие необходимости использовать специальные технические приспособления на занятиях, возможность выбора удобной и красивой экипировки делают РГ популярным средством оздоровления.
Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ и видов танцевального искусства и шоу-программ. Основными элементами РГ являются танец, музыка и физическое упражнение.
В Древней Греции в процессе занятий физическими упражнениями допускалось объединение некоторых упражнений в комплексы, которые выполнялись под музыку и были направлены на воспитание осанки, красивой походки, пластичности движений и ловкости.
Французский психиатр Циналь (1750—1826) полагал, что путем выполнения упражнений «для тела» под музыку можно лечить некоторые болезни. А французский педагог Ф. Дельсарт (1811-1871) создал систему «выразительной гимнастики», которая позволяла с помощью выполнения определенных телодвижений передавать эмоциональное состояние человека.
Определенным этапом в развитии ритмической гимнастики считается создание оригинальной системы движений, которая заключалась в передаче образа музыкального произведения посредством пластических движений. Ее автором стал профессор Женевской консерватории Ж. Далькроз (1865-1914). Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания.
Элементы ритмики присутствуют в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта — в частности, в его труде «Основы естественных форм воспитания», где раскрывается «принцип двигательных напряжений в заданном темпе».
В 1910 г. в Петербурге был открыт «Институт ритма» для под- готовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах. Впоследствии ритмическую гимнастику стали преподавать на различных курсах для подготовки специалистов в области физической культуры.
Массовое развитие и особая популярность ритмической гимнастики приходятся на 80-е годы XX в. В этот период ведутся научно- методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами упражнений, создаются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (а иногда — единственного) средства используют РГ.
Элементы РГ используются в других видах оздоровительной гимнастики (утренняя зарядка, производственная гимнастика и т.д.).
Например, во время утренней зарядки выполняются простейшие движения звеньями тела, бег на месте и подскоки, свободные легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и потряхивания руками и ногами, невысокие взмахи руками и ногами, объединенные в короткие (по 4—5 движений) связки.
Занятия ритмической гимнастикой могут проводиться в индивидуальной форме (самостоятельно) или в групповой (в виде урока или отдельной его части).
Внешне комплексы РГ довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультация специалистов; изучение правил составления комплексов; определение величины допустимой нагрузки и управление ею во время занятия; контроль за самочувствием.
Структура и содержание урока. Наиболее эффективной формой занятий РГ является урок. Он имеет стандартную структуру: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть (или разминка) способствует врабатыванию организма; она содержит разогревающие упражнения общего и локального воздействия. Продолжительность этой части урока — до 5 мин.
В основной части с помощью специальных упражнений прорабатываются различные мышечные группы и осуществляется воздействие на основные функциональные системы организма. Содержание и продолжительность этой части урока могут варьироваться в зависимости от решаемых задач.
ВАРИАНТ 1 (продолжительность - 15-20 мин): первая серия — 5—6 упражнений: движения головой, руками, туловищем, тазом (относительно простые и непродолжительные);
вторая серия (I мин) — бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности выполнения каждого вида.
ВАРИАНТ 2 (продолжительность - 30 мин): первая серия - то же, что в варианте 1;
вторая серия — беговые упражнения (до 2 мин) с переходом на ходьбу и дыхательные упражнения;
третья серия — 10—12 упражнений в партере для развития гибкости и силы;
четвертая серия (до 5 мин) - беговые, прыжковые, танцевальные упражнения.
ВАРИАНТ 3 (продолжительность - 45-60 мин): первая серия — то же, что в варианте 1; вторая серия — то же, что в варианте 2;
третья серия — упражнения для всех основных групп мышц, выполняемые с большой амплитудой и значительными напряжениями;
четвертая серия (2—5 мин) — прыжковые и беговые упражнения; пятая серия — упражнения в партере (10-12) различного характера;
шестая серия — повторение четвертой серии. Заключительная часть содержит 2—4 легких упражнения в расслаблении и растягивании, а также дыхательные упражнения с акцентом на удлиненном выдохе. В качестве дополнения можно использовать приемы аутогенной тренировки или медитации. Продолжительность этой части урока - 2-5 мин.
В комплекс упражнений РГ обычно включают следующие движения отдельными звеньями тела:
а) движения головой — повороты в стороны (обычные и с подниманием и опусканием подбородка), наклоны вперед и назад, круговые движения;
б) движения руками - скрестные, круговые, поднимания и опускания (одновременные или поочередные), с различным сочетанием движений кистями, предплечьями, плечами;
в) движения туловищем — «округление» и прогибание спины, наклоны и повороты, пружинистые движения, «волны», сгибания и разгибания — с различным сочетанием движений в тех или иных отделах позвоночника, плечевого пояса и тазобедренной области;
г) движения ногами — поднимания и опускания, махи с остановкой в промежуточном или конечном положении, сгибания и разгибания с различным сочетанием движений стопами, коленями, бедрами.
Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в ритмической гимнастике они более свободные и стилизованные (т.е. округленные, выразительные, пластичные).
Каждое движение повторяется не менее 8—16 раз; темп его выполнения может возрастать к концу повторения. При этом амплитуда движений уменьшается, однако надо стремиться к ее сохранению.
В ритмической гимнастике темп движений различными звеньями тела служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:
статические позы, движения головой, упражнения в расслаблении и растягивании — 40—60 «двигательных акцентов» в минуту;
движения туловищем, ходьба — 70—75;
движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, медленные танцевальные движения — 80—90;
бег, подскоки, быстрые танцевальные движения — 100-150;
быстрый бег в ритме рок-н-ролла — 160 и более.
При выполнении отдельных движений нужно учитывать следующие моменты.
Все движения в целом должны воздействовать на опорно- двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника.
Необходимо чередовать статические и динамические упражнения.
Нужно стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения.
Начинать занятия следует с упражнений для слабых звеньев тела и мышечных групп.
Желательно свободное, равномерное дыхание, однако допускаются и кратковременные его задержки.
Следует постепенно усложнять движения, чередуя медленный и быстрый темп их выполнения.
Режим занятий ритмической гимнастикой. Выбор режима занятий, помимо индивидуальных особенностей занимающегося, обусловлен параметрами конкретного упражнения: темпом, амплитудой движений, количеством повторений в одном подходе и продолжительностью пауз между сериями. С учетом всех этих параметров при подборе упражнений и составлении комплексов все же универсальным показателем следует считать реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
За условный максимальный показатель нагрузки принимается такой, который рассчитывается по формуле: ЧССтх (220 уд/мин) минус возраст занимающегося. Например, для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд/мин. Однако эти усредненные цифры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовленности занимающегося, а также от «факторов риска» (избыточной массы тела, функциональных отклонений, излишней психической напряженности). Для здоровых неподготовленных людей в возрасте 30 лет оптимальный рабочий пульс составляет 130—150 уд/мин; для более молодых и тренированных — 170-190 уд/мин.
Для оздоровительных видов упражнений зона интенсивности нагрузки находится в пределах 65—90 % от максимальной ЧСС для разных возрастных групп.
Критерием нормального восстановления пульса у здоровых людей считаются 5—10 мин. На занятиях ритмической гимнастикой важно измерять пульс как после заключительной части занятия, так и после выполнения серий упражнений (с учетом поправочного коэффициента).
Переносимость нагрузки можно определять и с помощью других приемов: визуальной оценки частоты и свободы дыхания, изменения цвета кожи лица (побледнение — признак передозировки, небольшое покраснение — хорошая реакция, очень сильное покраснение - признак повышения артериального давления), а также интенсивности потоотделения.
Одним из показателей нагрузочности упражнений может служить качество выполнения двигательных действий: если оно вдруг резко ухудшается, это свидетельствует об утомлении нервных центров, что подтверждается снижением скорости движений. Для более точного определения нагрузочности занятия важно, чтобы сами занимающиеся оценивали степень своего утомления. Эти самооценки впоследствии учитываются преподавателем при определении дозировки упражнений и составлении комплексов.
Безусловно, необходим текущий медицинский контроль с объективной оценкой состояния функциональных систем и влияния на них используемых режимов занятий. В то же время для общей оценки функциональной подготовленности можно использовать некоторые способы тестирования: «тест Купера», «степ-тест», или построение «физиологической кривой» нагрузки (о них можно получить подробную информацию в специальной литературе).
Различные режимы выполнения физических упражнений, продолжительность занятия, общее количество занятий в недельном цикле могут привести к разным эффектам.
Для достижения поддерживающего эффекта достаточно 2—3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20-30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но не ранее чем за 1,5 ч до приема пищи или спустя 1,5 ч после него. Пища не должна быть обильной; ее состав должен соответствовать характеру двигательной деятельности.
Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5-6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60 мин. Направленность занятий может быть различной: развитие физических качеств или общефункциональное воздействие.
При этом следует учитывать некоторые правила организации занятий РГ.
Для развития гибкости важны плавные, широкие движения как разогревающего, так и растягивающего характера, сменяемые маховыми и пружинистыми движениями, а также удержание поз с максимально возможным растягиванием мышц. Статические упражнения используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В целом при развитии гибкости не следует ожидать быстрого эффекта — для этого требуется продолжительная тренировка.
Для развития силы в РГ используют движения, выполняемые в умеренном темпе до «полного» утомления, т.е. до ощущения невозможности продолжать упражнение.
3. Продолжительное выполнение упражнения в спокойном, медленном темпе позволяет достичь высоких уровней развития локальной выносливости.
В любом случае, при выполнении упражнений развивающей направленности важно соблюдать оптимальную частоту их повторения на одном занятии и количество занятий в трехмесячном цикле — только при этом условии можно достичь определенного прогресса в физическом совершенствовании.
Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой важно иметь представление о многообразии функций преподавателя (инструктора) и основных этапах его работы.
Подготовительный этап предназначен для проведения предварительной работы, направленной прежде всего на оценку потенциальных возможностей занимающихся (состояния здоровья, уровня физического развития, индивидуальных особенностей и т.п.). После получения исходной информации составляются серии упражнений, которые обеспечат адекватное решение оздоровительных задач.
В РГ весьма важен подбор музыкального сопровождения: оно задает ритм и темп движений, что облегчает исполнение двигательных действий; создает положительный эмоциональный фон на занятиях; способствует эстетическому воспитанию. Важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей») музыкального произведения, которые должны соответствовать возрастным особенностям, уровню подготовленности и музыкальному вкусу занимающихся.
Основной этап начинается с ознакомления с комплексом упражнений, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к выполнению упражнений, прослушиваются музыкальные записи, оговариваются сложные элементы движений и особенности их выполнения.
Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их освоения зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от совершенной методики организации занятий, от умения преподавателя проводить их в соответствии с потенциальными возможностями занимающихся; плюс к этому он должен уметь трансформировать общие ее положения в адресации конкретному занимающемуся. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого движения, использование вначале медленного темпа и пауз с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений. Только хорошо разученные движения можно выполнять в нужном темпе и с необходимой нагрузкой прямо «с листа», г.е. без предварительного ознакомления. В связи с этим целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение вполсилы и медленно — может быть, даже без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя при этом могут совершенствоваться различные качества и способности занимающегося — например, координационные). Ознакомление и разучивание упражнения не должны быть продолжительными, нужно по возможности быстрее переходить к должному его выполнению.
Для поддержания интереса к занятиям и повышения их эффективности комплексы упражнений (целиком или по частям) следует менять довольно часто — примерно раз в неделю. Если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы организма да и интерес к занятиям могут снизиться.
3.4. Гимнастическая аэробика
Любой вид аэробной деятельности подразумевает прежде всего выполнение двигательных действий (физических упражнений) аэробного характера, т.е. такой физической работы, при которой организм человека обеспечивается энергией в основном за счет поступающего кислорода.
При этом в физкультурно-спортивной практике существует много разновидностей двигательных действий циклического характера: например, езда на велосипеде, выполнение длинных серий ударов в боксе, действия гребца или пловца при преодолении дистанции и др.
Конечно, условия выполнения движений и характер двигательных действий в подобных случаях имеют определенное значение и свои особенности. Но цикличность двигательных действий, выполняемых в умеренном темпе, относительная их продолжительность остаются характерными для всех видов аэробной деятельности.
Несколько необычное сочетание терминов «гимнастика» и «аэробика» становится понятным, если подразумевать циклическую форму выполнения разнообразных гимнастических движений (элементов, связок, композиций) в условиях занятий оздоровительной гимнастикой.
Типичными видами упражнений гимнастической аэробики являются:
комплексы разминочного или общеразвивающего характера с выполнением относительно простых действий;
связки и комбинации различного рода подскоков и прыжков;
комбинации гимнастических упражнений, способствующие общему физическому развитию или развитию отдельного физического качества (в форме «круговой тренировки»);
соединения гимнастических элементов на снарядах (3 и более), которые начинаются и заканчиваются конкретным движением, что и определяет возможность их циклического выполнения;
музыкально-ритмические композиции элементов (танцевальных, хореографических и других — в виде вольных упражнений и различных экзерсисов), выполняемые на площадках с различным покрытием.
Большинство данных упражнений может выполняться с музыкальным сопровождением или другой ритмической «подсказкой» (например, под метроном), во временном интервале от 5 до 15 мин.
Такой подход к пониманию аэробной деятельности позволяет выделить гимнастическую аэробику как специфический вид аэробных упражнений, с использованием средств гимнастики, выполняемых в специфических условиях.
Начало развития аэробики, как особой формы двигательной активности и как средства физического развития, можно отнести ко 2-й половине XX в., когда американец К.Купер опубликовал свою книгу «Аэробика». Занимаясь подготовкой военных специалистов, он обосновал и подтвердил эффективность использования аэробных упражнений как средства физического совершенствования летного состава ВВС США. Положительные результаты этой работы позволили ему создать Научный центр аэробики и разработать «метод аэробной тренировки».
Последующие научно-методические разработки по использованию аэробных упражнений
в различных видах двигательной деятельности и подготовки специалистов определили их популярность и эффективность.
При этом необходимо выделить следующие моменты в развитии аэробики как специфического вида физических упражнений:
была создана новая форма танцевального искусства — «аэробные танцы» (Дж. Соренсен)-,
была разработана специальная атрибутика (костюмы, обувь, напульсники и пр.), соответствующая условиям занятий аэробикой (Дж. Маркс),для создания разнообразных условий выполнения аэробных упражнений и акцентированного воздействия на те или иные группы мышц и звенья тела было предложено использовать различные предметы (гантели, мячи) и технические устройства (степ-платформы, тренажеры и др.);
появилась новая разновидность — «музыкально-ориентированная» аэробика, основанная на использовании характерных музыкальных произведений, позволяющих выполнять движения в определенных стиле и темпе, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся (Джудди Ш.Миссет и др.);
стало возможным адаптировать аэробику для определенных категорий людей: для молодых и энергичных («воркаут» Дж. Фонды), для беременных женщин и молодых мам (Фемми де Люсер), для людей с ослабленной сердечно-сосудистой системой (кардио-аэробика) и др.
Таким образом, за последние 50 лет аэробика получила науч- но-методическое обоснование и широкое распространение как эффективная форма двигательной активности, определила свое место в структуре средств физического развития. Были выделены два основных направления ее развития: спортивное — «спортивная аэробика» и массовое — «оздоровительная аэробика».
Претерпели определенные изменения и организационные основы аэробики.
В 70-е годы прошлого столетия в США были созданы первые клубы (студии) аэробики, где занимающиеся постигали азы этого вида упражнений. А с 80-х годов в общеоздоровительных клубах и секциях помимо развивающих упражнений стали использовать и аэробные комплексы.
В 1982 г. была создана международная организация «Ассоциация танцевального искусства», которая взяла на себя обязанности популяризатора аэробики среди широких слоев населения. Она занималась выпуском печатной продукции (атласов, программ, методических разработок и т.п.), проведением сборов, съездов и конвенций, лицензионной подготовкой специалистов по аэробике.
В июне 1983 г. была образована «Американская ассоциация аэробики и фитнесса», объединившая руководителей клубов аэробики и фитнесса и занявшаяся базовой подготовкой специалистов в этой области.
Однако в то же время, по мере вовлечения в занятия аэробикой широких слоев населения, использования аэробных упражнений в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительного характера, участились случаи негативных изменений в организме занимающихся и даже травматизма. Подобная ситуация была обусловлена тем, что относительно простые движения, выполняемые длительно и с высокой интенсивностью, не всегда соответствовали потенциальным возможностям занимающихся, уровням их физической и функциональной подготовленности.
В связи с этим возникла проблема обеспечения безопасности на занятиях аэробикой. Были проведены наблюдения и исследования динамики психофизического состояния занимающихся аэробикой, позволившие: дозировать физические нагрузки (по зонам интенсивности) для людей определенного возраста и уровня подготовленности; оценивать срочные эффекты воздействия упражнений (по ЧСС, внешним признакам); улучшить техническое обеспечение занятий (компьютерные программы, тренажеры, специальные платформы и покрытия и т.п.). Все это позволило повысить степень адаптации аэробных упражнений к использованию их в оздоровительных целях.
Чтобы представить себе все многообразие аэробных упражнений (а специалисты считают, что существует более 250 разновидностей аэробики), необходимо их упорядочить. В таблице 3.1 представлен один из вариантов группирования разновидностей аэробики. При делении на группы для каждой из них был выбран «базовый признак». При этом учитывалось, что помимо основных разновидностей, представленных в таблице, возможно появление новых.
Таблица 3.1
Основные разновидности аэробных упражнений
Базовый признак группы | Название разновидности | Особенности упражнений |
1-я группа Общее воздействие | 1. «Workout» (Джейн Фонда)* | Базовые движения классической аэробики, выполняемые с широким диапазоном интенсивности |
2. «Aerobics» (Кеннет Купер) | Беговая программа для развития общей выносливости и улучшения самочувствия |
Продолжение табл. 3.1
Базовый признак группы | Название разновидности | Особенности упражнений |
| 3. «Aerobics training» (Ричард Симеон) | Комплексы упражнений общеразвивающей направленности |
4. «Body aligment» (Ивонн Лин) | Серии прыжковых и маховых элементов, характерных для хореографии и балета | |
5. «Fat burner» | Упражнения для основных мышечных групп и звеньев тела, направленные на снижение массы тела | |
2-я группа Конкретная юна интенсивности нагрузки | 1. «Hi-impact» | Выполнение упражнений в положении стоя, в высоком темпе и с большой «вертикальной» нагрузкой |
2. «Hi repetition» (Джанни Эрнст) | Многократное повторение отдельных действий в среднем темпе, со сменой исходных положений | |
3. «Interval training» (Молли Фоне) | Интервальное выполнение серий упражнений в среднем темпе | |
4. «Low impact» | Выполнение упражнений в низком темпе в положении сидя, лежа, в приседе и т.п. | |
5. «Aero pulse» (Ивонн Лин) | Короткие серии упражнений общеразвива- юшего характера, выполняемые в низком темпе | |
3-я группа Развитие силы отдельных групп мышц и звеньев тела | 1. «Absand buns» | Преимущественно для мышц живота и ягодиц |
2. «Body conditioning» | Преимущественно для мышц плечевого пояса и рук | |
3. «Working» (Б. Буберг) | Преимущественно для мыши спины (разных отделов позвоночника) | |
4-я группа Ритмо-музы- кальное акцентирование | 1. «Aerobicdance» (Джордж Соренсен) | Чередование танцевальных движений с силовыми элементами в высоком темпе |
2. «Funk aerobics» | Выполнение свободных танцевальных движений в стиле «хип-хоп» | |
3. «Afro aerobics» и «Afro jazz» | Выполнение танцевальных движений в ритме афро-джаза | |
4. «CardioFunk» (Билли Гудзон) | Выполнение танцевальных движений в стиле «фанк» и «хип-хоп» (в среднем темпе) | |
5. «Jazzer cise» (Дж. HI. Миссет) | Выполнение коротких серий силовых упражнений в ритме джаза | |
6. «Power Funk» (Ивонн Лин) | Выполнение силовых упражнений в парах в стиле «хип-хоп» в низком темпе | |
7. «Street dance» (Крис Толедо) | Выполнение коротких серий танцевальных движений с включением силовых элементов в среднем темпе |
Продолжение табл. 3. 1
Базовый признак группы | Название разновидности | Особенности упражнений |
5-я группа Организация занятий «круговым» способом | 1. «Body conditioning» (Джозеф Пилейтес) | Индивидуальное выполнение силовых упражнении на тренажерах разной конструкции |
2. «Circuit training» | Индивидуальное выполнение коротких серий силовых упражнений с использованием различных устройств | |
3. «Sweat and Bounce» | Характер выполнения упражнений тот же | |
4. «Team work» (Лилиан Гранберг) | Групповое выполнение силовых упражнений | |
6-я группа Упражнения с предметами и отягощениями | 1. «Jump горе» | Выполнение прыжков через скакалку в высоком темпе |
2. «Power walking» | Различные виды перемещений (в зале и на открытой местности) с использованием отягощений (рюкзак и др.) | |
3. «RubberBand» | Выполнение упражнений силового характера с различного рода амортизаторами (резиновый бинт, эспандер и т.п.) | |
4. «Heavy hands» (P. Шварц) | Выполнение упражнений с гантелями в низком и среднем темпе | |
7-я группа Специфические условия выполнения упражнений | 1. «Step-up» и «Interval step» (Джин Миллер) | Повторно-интервальное выполнение шагов и запрыгиваний на степ-платформу |
2. «Slide» | Выполнение скольжения с сохранением определенного положения тела на слим- слайде | |
3. «Aqua-aerobic» | Выполнение разнообразных упражнений (с разной интенсивностью) в условиях водной среды | |
4. «Crossrobics» | Выполнение лазаний и перелезаний на специальных снарядах (лестнице, гимнастической стенке и др.) | |
8-я группа Упражнения для определенной категории людей | 1. «Mousercise» | Для детей - упражнения игрового характера, выполняемые с различной интенсивностью под ритмичную музыку |
2. «Pregnaney workout» (Фемми де Люсер) | Для беременных женщин — низкоинтенсивные упражнения расслабляющего и укрепляющего характера | |
3..«Recovery workout» | Для молодых мам — упражнения общераз- вивающего характера, выполняемые с широким диапазоном интенсивности |
Окончание табл. 3.1
Базовый признак группы | Название разновидности | Особенности упражнений |
9-я группа Упражнения спортивно- прикладного характера | 1. «А-Ьох» (Ивонн Лин) | Серия скоростно-силовых упражнений с элементами бокса и борьбы |
*В скобках указан инициатор создания данной разновидности.
Началом развития аэробики в России можно считать 1990 г., когда была проведена I научно-практическая конференция по аэробике. Большинство участников конференции были специалистами по ритмической гимнастике — наиболее близкой к аэробике дисциплине. В ходе этой конференции обсуждались следующие вопросы:
целесообразность развития и популяризации аэробики в нашей стране;
необходимость научного подхода к изучению особенностей влияния аэробных упражнений на организм занимающихся;
изучение зарубежного и отечественного опыта в развитии аэробики как средства общего физического развития и как вида спортивной деятельности;
проблема создания системы подготовки специалистов по оздоровительной и спортивной аэробике.
В подтверждение этому в 1996 г. в стране была открыта сеть отделений аэробики в оздоровительных клубах; для повышения квалификации инструкторов стали проводиться конвенции по различным видам аэробики. На кафедрах гимнастики ведущих физкультурных вузов страны (РГУФК и МГАФК) была открыта специализация «Оздоровительные виды гимнастики», включающая и аэробику.
В настоящее время аэробика является востребованным видом физических упражнений, особенно у людей зрелого возраста (20— 35 лет), способствующим повышению общей работоспособности.
Основные методические положения, которые были разработаны для классической аэробики (Т.С. Лисицкая, 1994), сегодня являются базовыми для большинства ее разновидностей.
Для регулирования нагрузки на занятиях аэробикой используются следующие показатели:
а) интенсивность выполнения упражнений. Условно выделяют три ее уровня: низкий (75% от ЧССтах), средний (до 84%) и высокий (более 84%);
б) общая продолжительность занятия и отдельных его частей;
в) количество и периодичность занятий в течение определенного цикла (недели, месяца, квартала и т.п.).
Для аэробики характерно использование повторно-интервального метода: длительное поточное выполнение упражнений или чередование работы и отдыха.
Серии (комплексы) аэробных упражнений составляют на основе 7 базовых элементов и их разновидностей: шаги и бег (на месте и с перемещением в разных направлениях), сгибания ног (с подниманием бедер), махи ногами, выпады, различного рода подскоки, скрестные движения ногами («скип»).
Существуют определенные правила выполнения движений в аэробике.
Движения свободными звеньями тела (руками, ногами, туловищем) выполняются с минимальным мышечным напряжением.
Движения, выполняемые с большой амплитудой, не должны сопровождаться «переразгибаниями».
При выполнении движений ногами необходимо опираться на всю ступню.
На основе величины ударной «вертикальной» нагрузки (определяется расположением ОЦМ относительно опоры, площадью опоры и характером двигательных действий) условно выделяют три зоны интенсивности нагрузки:
а) «безударная» — выполнение движений в партере (лежа, сидя, стоя на четвереньках и т.п.);
б) «низкоударная» — выполнение движений в положении стоя, постоянно контактируя с опорой (отсутствие безопорной фазы);
в) «высокоударная» — выполнение подскоков, прыжков, бега (на месте или с передвижением в различных направлениях).
Занятие аэробикой (общей продолжительностью до 60 мин) имеет традиционную структуру и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (продолжительностью 5—10 мин) включает общую разминку и подготовку основных функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к предстоящей интенсивной работе. Для этой части занятия характерно последовательное выполнение движений отдельными звеньями тела и их сочетания (связки, комбинации): одно- и разнонаправленные, с малой и большой амплитудой и т.д.
Основная часть (продолжительностью 30—45 мин) включает несколько комплексов упражнений определенной направленности, различ
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|