Конкретное содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы выбираются с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Программа построена с учетом принципа включения ребенка в значимую деятельность (в младенческом возрасте – эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте – предметная деятельность; в дошкольном возрасте – игровая деятельность). В дошкольном возрасте выделены игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми на протяжении всего дошкольного детства.
Наблюдение за играми детей имеет большое диагностическое значение. В ходе такого наблюдение могут быть выявлены важные диагностические критерии, характеризующие особенности игровой деятельности детей с различными вариантами дизонтогенеза. При наблюдении за детскими играми необходимо ввести протокол.
Обязательным является ведение дневника наблюдений воспитателя, в который заносится информация об особенностях поведения ребенка во время игр, занятий и режимных моментов. Анализ этих записей позволяет выявить диагностические показатели, которые не могут быть выявлены при обследовании, особенно у детей с коммуникативными нарушениями.
В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности– элементов трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, при восприятии художественной литературы и фольклора и др.
Одной из основных образовательных задач Программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Программе уделяется:
· поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
· ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации;
· согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка;
· учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
вернуться в оглавление
2.3.1.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие раскрывается в следующих направлениях:
· адаптационные возможности в новой социальной среде,
· ориентировка на нового взрослого, как источника передачи способов усвоения общественного опыта,
· представления о себе и своей семье, о ближайшем окружении,
· положительное взаимодействие c сверстниками в детском коллективе в процессе всех видов детской деятельности,
· ведущий вид детской деятельности, способы усвоения социального и общественного опыта,
· традиции в новой социальной среде (с 2-х лет),
· основы безопасности жизнедеятельности (после 1 года),
· возможности вербального общения со взрослым и детьми в условиях дошкольного образовательной организации (с 2-х лет),
· саморегуляция (с 5 лет),
· формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Возраст от 2 месяцев до 1 года
Задачи обучения воспитания
Адаптационные возможности в новой образовательной среде:
· создать условия для налаживания ритмов сна и бодрствования (условия для продолжительного спокойного сна и активного бодрствования в манеже, за барьером на полу);
· поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка, обеспечить условия для психологического комфорта.
Ориентировка на нового взрослого, как источника передачи способов усвоения общественного опыта, навыков самообслуживания:
· формировать у матери положительное взаимодействие с ребенком, чувственность – улавливать изменения его реакций, поведения, правильно их интерпретировать;
· формировать интерес к эмоциональному общению с матерью, с новым взрослым - поддержание контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации;
· учить близкого взрослого проведению эмоционально-телесных игр с ребенком, умению распевать мелодичные песенки, эмоционально проговаривать детские потешки, считалки, прибаутки.
Представления о себе и своей семье, о ближайшем окружении:
· формировать умение откликаться на свое имя, учить реагировать на своих и чужих взрослых,
· учить реагировать на близкого взрослого.
· Положительное взаимодействие c сверстниками в детском коллективе в процессе всех видов детской деятельности:
· формировать интерес к другому ребенку, непродолжительное время играть рядом со сверстником;
· поддерживать эмоциональное общение со взрослым в процессе игровых ситуаций.
Ведущий вид детской деятельности, способы усвоения социального и общественного опыта:
· формировать совместные действия с взрослым с использованием игрушек, проявляя эмоциональные реакции в процессе взаимодействия;
· учить выполнять различные манипулятивные действия с игрушками в процессе подражания (брать, опускать, передавать, бросать, нажимать, стучать и т.п.).






