Дети могут научиться:
· адекватно вести себя в режимных моментах: соблюдение распорядка дня;
· адекватно реагировать на смену сна-кормления-бодрствования, проявлять активность во время занятий;
· ориентироваться и эмоционально реагировать на близкого взрослого (комплекс оживления, контакт «глаза-в глаза», улыбка, узнавание матери);
· отзываться на свое имя, по-разному реагировать на знакомых и чужих людей;
· проявлять интерес к другому ребенку, передавать игрушку;
· выполнять манипулятивные действия с предметами и игрушками, обследовать предмет, проявлять интерес к взрослому в совместных игровых ситуациях.
Возраст 1 – 2 год
Задачи обучения воспитания
Ориентировка на нового взрослого, как источника передачи способов усвоения общественного опыта:
· совершенствовать эмоциональные и голосовые реакции, визуальный контакт «глаза в глаза», невербальные средства общения, первые слова;
· учить взаимодействовать с педагогом в новых условиях, в предметной деятельности, в режимных моментах (совместные действия, по подражанию).
Возможности вербального общения с взрослым и детьми в условиях дошкольного образовательной организации (с 2-х лет):
· учить ребенка прослеживать взглядом за направлением указывающего жеста взрослого, учить использовать указательный жест;
· продолжать учить откликаться на свое имя, узнавать близких людей, эмоционально реагировать на их появление.
Положительное взаимодействие c сверстниками в детском коллективе в процессе всех видов детской деятельности:
· продолжать учить ориентировке на сверстника, непродолжительное время взаимодействовать, передавать игрушку, тактильно взаимодействовать в организованных игровых ситуациях;
· закрепить способы социального общения со взрослым и детьми в процессе эмоционально-делового общения (использование жестов, первых слов).
Адаптационные возможности в новой социальной среде:
· продолжать формировать навыки самообслуживания: учить есть ложкой, пить из чашки, снимать и надевать некоторые виды одежды самостоятельно;
· формировать навык опрятности: проситься на горшок, мыть руки;
· закрепить адекватные реакции на смену режимных моментов.
Ориентиры развития к концу второго года жизни
Дети могут научиться:
· откликаться на свое имя, проявлять различные реакции на «своих» и «чужих»;
· взаимодействовать с близким взрослымв игровой ситуации;
· пользоваться невербальными средствами общения и первыми словами (дай, на, буду-не буду, пока и т.п.) при потребности выразить свои желания и потребности;
· взаимодействовать со сверстником в игровой ситуации непродолжительное время;
· понимать жесты (указательный жест) и простые слова в ситуации взаимодействия со взрослым, ориентироваться на взрослого;
· пользоваться ложкой во время еды, пить из чашки;
· выражать желание «пойти на горшок», просится на горшок;
· проявлять адекватные реакции при смене действий в режимных моментах.
Возраст 2 – 3 года
Задачи обучения и воспитания
Ориентировка на нового взрослого, как источника передачи способов усвоения общественного опыта:
· создать условия для ситуативно-делового контакта взрослого с ребенком в процессе режимных моментов и в предметно-игровых ситуациях;
· учить ориентироваться на нового взрослого – педагога, привлекать внимание ребенка к установленными правилам поведения в новом образовательном пространстве, слушать взрослого, смотреть на лицо, в глаза, на артикуляцию педагога, учить слушать его речь;
· стимулировать общение невербальными средствами (жестами, мимикой, тактильными прикосновениями) и использовать вербальные средства (слова, фразы).
Представления о себе и своей семье, о ближайшем окружении:
· формировать становление «я сам», - учить показывать на себя ладонью в позиции лицом к взрослому, произносить свое имя, о себе сообщать в первом лице - «Я»;
· учить показывать по словесной инструкции части своего лица и тела.
Положительное взаимодействие cо сверстниками в детском коллективе в процессе детской деятельности:
· формировать умение откликаться на свое имя, учить запоминать имена других детей в группе и показывать на ребенка при произнесении взрослым его имени;
· учить ориентироваться на сверстника в группе, в процессе режимных моментов, учить различать – хорошие и плохие поступки:
· формировать интерес к действиям других детей, учить подражанию «продвинутому» сверстнику в процессе культурно-гигиенических и игровых действий;
· учить использовать указательный жест и слово как средства коммуникации, показывать указательным пальцем на предметы, еду, на детей, взрослый коротко комментирует ситуацию, активизирует номинативный словарь детей.
Ведущий вид детской деятельности, способы усвоения социального и общественного опыта:
· создавать ситуации для взаимодействия с детьми в игровых ситуациях: подвижных и музыкальных играх, а также в процессе продуктивных видах детской деятельности (лепке, рисовании, конструировании), организованных взрослым.
Адаптационные возможности в новой социальной среде:
· формировать самостоятельность в быту: закрепить умения есть ложкой, пить из чашки; учить надевать на себя некоторые предметы одежды; обучать таким культурно-гигиеническим умениям, как пользование туалетом, мытье рук.
Ориентиры развития к концу третьего года жизни
Дети могут научиться:
· взаимодействовать со взрослымситуативно –деловыми средствами общения;
· пользоваться невербальными средствами общения (указательный жест, жест прощания – ручкой машет и т.п.);
· выражать свои потребности и желания простой фразой;
· самостоятельно есть ложкой, пить из чашки; мыть руки; одеваться – могут надеть шапку, варежки, шарф, обуть - сапожки, тапочки; владеть навыком опрятности;
· различать свои действия и действия других (хорошо-плохо);
· сотрудничать с детьми и взрослым в предметно-игровых и продуктивных видах деятельности (положительно взаимодействовать в детских видах деятельности).
Возраст 3 – 4 года
Задачи обучения и воспитания
Представления о себе и своей семье, о ближайшем окружении:
· совершенствовать представление о себе, о своих предпочтениях и желаниях, о своей половой принадлежности, об изменениях своего социального статуса – этапа взросления, посещение детского сада;
· учить показывать по словесной инструкции части своего лица и тела (шея, спина, живот, ногти, локти и т.п.);
· продолжать формировать представления о своей семье и ближайшем окружении (мама, папа, бабушка, сестра, брат, тетя, дядя), учить узнавать близких на фотографиях, изображениях, учить с теплотой относиться к родителям.
Положительное взаимодействие cо сверстниками в детском коллективе в процессе всех видов детской деятельности:
· активизировать средства общения с детьми во время занятий, учить ориентироваться на ровесника в предметно-игровых, музыкальных и подвижных играх.
Традиции в новой образовательной среде (с 2-х лет):
· закреплять доброжелательное отношение со стороны окружающих людей и формировать адекватные способы реагирования в ситуациях взаимодействия;
· совершенствовать умения использовать различные средства для выражения приветствия и прощания – здороваться, прощаться, пользоваться невербальной формой общения (помахать рукой, поздороваться рукопожатием и т.п.).
Адаптационные возможности в новой образовательной среде:
· совершенствовать возможности проявления адекватного поведения в режимных моментах, ориентироваться на поведение сверстников в группе, на оценку взрослым действий ребенка.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания:
· закрепить знания ребенка о назначении предметов одежды (куда наденем шапку – на голову, куда варежки – на ручки и т.п.);
· воспитывать самостоятельность в быту: совершенствовать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Ведущий вид детской деятельности, способы усвоения социального и общественного опыта:
· учить выполнять игровые действия по подражанию и по образцу, ориентироваться на взрослого;
· учить переключаться с одного вида деятельности на другой.