Система оценки результатов освоения Программы

 

 

Система оценки результатов освоения Программы является одним из важных требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также, ФГОС ДО (2013 г.), в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценивание качества образовательной деятельности, реализуемой ДОО, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании детей, направлено на оценивание созданных в организации условий для осуществления образовательной деятельности: кадровые, материально-технические, предметно-развивающее пространство, методические, финансовые.

Программой предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОО на основе достижения целевых ориентиров (ожидаемых результатов) освоения Программы. Ожидаемыми результатами овладения программой являются возрастные психологические достижения развития детей в каждый период обучения с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей к социальной адаптации в новых образовательных условиях.

Диагностика развития каждого ребенка проводится в ходе наблюдений за его поведением в группе, при выполнении режимных моментов, за его активностью в свободной и специально организованной деятельности, а также в процессе индивидуального обследования специалистами (педагогом-дефектологом, педагогом-психологом и логопедом).

С учетом выделенных выше (см. п.1.1.3) особенностей психического и личностного развития контингента, а также цели ее функционирования диагностическое обследование должно быть направлено на выявление психологических особенностей развития и поведения ребенка, на определение зоны его актуального и потенциального развития по выделенным областям, на изучение состояния речи воспитанника, что позволит оценить и выявить индивидуальные особенности и возможности развития ребенка в новых социальных и образовательных условиях.

В условиях образовательной организации функционирует ППк, в рамках которого взаимодействуют специалисты психолого-педагогического профиля. Деятельность ППк направлена на анализ и обобщение сведений о ребенке и его развитии, полученных в результате изучения и наблюдений; разработку содержания АОП; согласование используемых методов и приемов работы, обсуждение и выбор организационных форм обучения каждого ребенка; оценку и контроль динамики его развития; планирование и контроль реализации программы работы с семьей.

 

 

вернуться в оглавление

 



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

 

При разработке Программы учтены требования Стандарта, особенности развития и образовательные потребности детей.

В содержании выделены пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие. Задачи обучения и воспитания детей согласно указанным образовательным областям, определены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников в целях обеспечения максимально возможной социальной адаптации, укрепления здоровья, коррекции отклонений или ослабление проявлений нарушений в развитии каждого ребенка.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на создание условий для овладения детьми средствами общения, способами усвоения культуры, в которой они растут. В процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой происходит формирование возрастных ценностных ориентиров, ведущей деятельности, усвоение нравственных норм, становление психологических достижений, самостоятельности, личностных качеств.

Содержание этой образовательной области включает следующие направления педагогической работы: восприятие себя, осознание своего Я; восприятие других, формирование положительного взаимодействия с окружающим миром, средств коммуникации, способов усвоения общественного опыта; формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков; воспитание уважительного отношения и чувств привязанности к близким людям, принадлежности к своей семье.

Основной задачей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование интереса ребёнка ДГ к общению с взрослым, учитывая возрастные возможности эмоционального и ситуативно – делового общения. На основе доступных средств общения формируется деловое сотрудничество между взрослым и ребенком, который вводит его в предметный мир и мир социальных отношений между людьми. Через взрослого ребенок «открывает свое Я», выделяя себя среди предметов и других людей, стремится познать окружающую действительность. Расширение представлений о себе, о своем Я, происходит путем приобретения практического опыта, зафиксированного в словесных высказываниях в начале взрослым, а затем и самим ребенком. Зафиксированный в словесных высказываниях жизненный опыт способствует формированию чувства привязанности к близким взрослым, становлению ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Важной воспитательной задачей с детьми является раскрытие смысла нравственных отношений между людьми через представления о своем и чужом, о хорошем и плохом, о добре и зле. У детей необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, оказать ему помощь, уступить. Реализовать эти задачи возможно в жизненных условиях или специально созданных ситуациях, в процессе обучения игре и выполнения трудовых поручений.

В целях развития у детей мотивов к игровой деятельности создаются условия для совершенствования и завершения психологических достижений возраста. Так, в младенческом возрасте предоставляется возможность выполнять манипулятивные действия с различными игрушками. В процессе действий с игрушками у ребенка развиваются поисково-ориентировочные действия, интерес к активным действиям своих рук, прослеживание за этими действиями. В этом процессе и начинает формироваться механизм «глаз-рука», который в дальнейшем входит в структуру всех видов детской деятельности. В раннем возрасте создаются условия для развития предметно-игровых действий с дидактическими и сюжетными игрушками. В дошкольном возрасте – условия для развертывания сюжетных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами (подвижные и настольно-печатные игры). В ходе сюжетно-ролевых, театрализованных играх и в играх с правилами детей учат брать на себя определенные роли, менять свою позицию партнера по игре. Это, в свою очередь, способствует усвоению правил поведения в детском коллективе, осознанию своих возможностей и оценке поведения сверстников. Важно усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Игровая деятельность становится ведущей у детей только в тех случаях, когда с ними проводятся специально организованные игры-занятия, а затем создаются условия для переноса приобретенного опыта в свободную коллективную деятельность. 

В целях становления самостоятельности в быту детей обучают навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, следить за внешним видом и опрятностью. В дальнейшем детей учат выполнять поручения взрослых: убирать игрушки и пособия, расставлять и убирать посуду, пособия для занятий, ухаживать за растениями и т. д.

Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребёнком опыта действий с разнообразными предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия в их определенной последовательности.

Трудовое воспитание детей в дошкольных организациях проводится в следующих направлениях: первое - знакомство с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитание уважения к труду; второе - организация практической деятельности детей по овладению навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, определенными умениями ручного труда, труда в природе. В процессе выполнения заданий дети учатся действовать по показу, образцу и словесной инструкции, что способствует становлению у детей произвольного поведения.

Итак, педагогическая работа по социально-коммуникативному развитию детей способствует становлению навыков социально положительного поведения в различных жизненных ситуациях.

Согласно целям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в Программе выделены следующие направления:

· социальное развитие,

· коммуникативное развитие,

· обучение игре,

· воспитание самостоятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, воображения.      

Познавательное развитие включает следующие направления педагогической работы:

· развитие внимания и памяти,

· сенсорное развитие,

· формирование мышления,

· формирование элементарных количественных представлений,

· ознакомление с окружающим.

  Развитие внимания и памяти являются важными процессами познания, обеспечивающими успешное усвоение ребенком доступного ему объема знаний, умений и установление контакта с взрослым. С детьми проводятся целенаправленные дидактические игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, а также специально подобранные игры на развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти. Эти игры-занятия активизируют интерес ребенка к сотрудничеству с взрослым, делают процесс взаимодействия содержательным, расширяют возможности ребенка в проявлении самостоятельных игровых действий с игрушками и предметами.        

Сенсорное развитие направлено, с одной стороны, на становление ориентировочно-поисковых действий (метода проб, практического примеривания, зрительной ориентировки), с другой - на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Именно поисково-исследовательские действия служат основой для становления всех видов детской деятельности и развития высших психических функций.

 Другой важной задачей сенсорного развития является своевременное и правильное соединение воспринимаемого свойства или качества предмета со словом, обозначающим воспринятое, что помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства, качества и отношения, делает эти образы более дифференцированными и обобщёнными. Развитие восприятия во всех случаях идёт от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Педагогическая работа по сенсорному воспитанию детей проводится как на специально организованных занятиях, так и в процессе разнообразных видов детской деятельности и направлена на развитие:

· ориентировочных реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы, ориентировочно-исследовательских действий,

· внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной),

· зрительного, слухового, тактильного восприятия,

· вкусового восприятия.

Формирование мышления в Программе представлено как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса. Содержание занятий с детьми опирается на фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления).

В раннем возрасте мышление развивается в процессе целенаправленных действий с предметами-орудиями. На основе практических действий с предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт свою возможность воздействовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

В процессе действий с предметами у ребёнка появляется побудительный мотив для собственных высказываний, где он фиксирует результат своих действий: «Получилось!», «Достал!», «Не достал!». Реальная ситуация с предметными действиями активизирует ребенка к рассуждению: «(Так, не получается! Надо еще что-то другое найти. Что же, взять? Я, придумал! Вот так, надо! Получилось!». Именно словесное обобщение ребёнком собственных практических действий способствует возникновению и совершенствованию у ребенка полноценных образов, оперированию ими в мысленном плане. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными и систематизированными.

Исходя из выше сказанного, содержание занятий по формированию мышления детей направлено на развитие ориентировочно-поисковой деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности — действием, словом и образом.

На основе взаимодействия всех основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, формируется тот единый процесс познания реального мира, при котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления.

 Содержание занятий по формированию мышления, тесно связано с занятиями по обучению игре, ознакомлению с окружающим, формированию количественных представлений.

На занятиях по формированию количественных представлений детей знакомят с количественными и качественными отношениями между предметами. Учат выполнять действия сравнения, сопоставления предметов между собой, а также группы предметов (множества). Именно сравнение является одним из важнейших мыслительных процессов на основе сопоставления предметов по свойствам (форме, величине, пространственному расположению и по количеству). Такие свойства как форма, размер (величина, высота, толщина), пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками. В то же время количественный признак, это особый признак, при его выделении надо абстрагироваться от других признаков предмета (его функциональной принадлежности, формы, размера). На начальных этапах дети учатся различать понятия один, много, по одному, ни одного, понимать и отвечать на вопрос «Сколько?». Они учатся видеть общий признак разных предметов (2 елочки и 2 грибочка; 3 матрешки и 3 чашки; 3 зайчики и 3 моркови). Затем сравнивать равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов или группы предметов.  

Умения оперировать количественными признаками предметов формируются у детей на протяжении всего дошкольного возраста. В целях поддержания активности детей к количественным отношениям между предметами на занятиях широко используются математические загадки, логические задачи и настольно-печатные игры. Эти знания и умения имеют огромное значение для развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Педагогическая работа по ознакомлению с окружающим в Программе представлена задачами, которые направлены на формирование у детей, с одной стороны, образов восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а с другой – на формирование представлений об объектах неживой и живой природы, о взаимосвязи деятельности человека с явлениями природы. Содержание занятий способствует обогащению чувственного опыта детей, появлению умения быть внимательными к тому, что их окружает, фиксировать этот опыт в словесных высказываниях или в рисунках, поделках, аппликациях. Постепенно у детей формируются представления об окружающей действительности, готовность к восприятию и пониманию словесных описаний объектов, явлений природы и отношений между ними. Дети начинают воспринимать рассказы, сказки, стихи, песни, загадки, что закладывает основы понимания реальных причинных зависимостей в природе и деятельности человека, бережного отношения к природе.

На основе представлений о природе и взаимосвязи с явлениями природы у детей формируются временные представления, практическая ориентировка во времени. Они начинают осознавать значимость времени в собственной деятельности, соотнесения своих действий с природными явлениями.

Содержание занятий по ознакомлению с окружающим включают следующие направления по формированию представлений:

· о предметном мире, созданном человеком,

· об объектах живой и неживой природы, о взаимосвязи их с явлениями природы,

· о взаимосвязи деятельности человека с явлениями природы,

· о социальных явлениях. 

Каждый из указанных направлений имеет свою особенность, знакомит детей с определённым типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области окружающей действительности. Планирование занятий с детьми осуществляется параллельно с работой по социально-коммуникативному развитию.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие у детей происходит в процессе повседневной жизни, выполнения режимных моментов, на всех играх и занятиях, во время разных видов детской деятельности, а также и на специальных занятиях по развитию речи.

Дети усваивают название отдельных свойств и качеств предметов, фиксируют социальный и чувственный опыт в словесных высказываниях, закрепляют в слове свой практический опыт.

На специальных занятиях уделяется развитию невербальных средств общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания), в дальнейшем наряду со становлением вербальных средств общения эти средства продолжают совершенствоваться. Особое внимание уделяется развитию слухового внимания, фонематического слуха, при этом используются дидактические игры и упражнения. В играх развивается инициативная речь, обогащаются представления о ближайшем окружении (Где звенит? Что шумит? Кто голос подает?). В ходе специальных занятий расширяется и уточняется словарный запас, систематизируется и обобщается речевой материал, приобретённый с детьми в процессе других видов деятельности, активизируется связная речь. Детей обучают вести диалог во время рассматривания или сравнения предметов, игрушек, картин, иллюстраций, наблюдений за природными явлениями (погодой), за изменениями в объектах живой природы.  

С детьми проводят словесные игры, где они учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами. Занятия по словообразованию и словотворчеству планируются как важный этап активного овладения детьми грамматической стороной речи.           

В итоге, занятия по развитию речи направлены на формирование коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей функций речи. Проводится работа по коррекции нарушений звукопроизношения, где уделяется внимание развитию речевого аппарата, речевого дыхания, уточняется и закрепляется правильное произношение звуков.

На седьмом году жизни с детьми проводится работа по обучению грамоте. Детей учат выполнять звукобуквенный анализ слов, что способствует развитию у них интереса к знаково-символическим средствам. В ходе этих занятий дети учатся выполнять познавательные задачи в коллективе сверстников, что способствует совершенствованию умений оценивать свои действия и сравнивать их с результатами выполнения заданий сверстниками.

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте ориентированы на формирование не только учебных навыков, но и умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности, в ходе которого у детей повышается самооценка и совершенствуется самостоятельность.

Согласно целям образовательной области «Речевое развитие» в Программе выделены следующие направления педагогической работы:

· развитие слухового внимания и фонематического слуха,

· расширение понимания обращенной речи,

· расширение и уточнение словаря,

· активизация фразовой речи,

· формирование грамматического строя речи,

· коррекция нарушения звукопроизношения,

· подготовка к обучению грамоте (анализ слова и формирование графических умений).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие направлено на знакомство детей с природой, разными видами искусств и формирование продуктивных видов детской деятельности, на формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на произведение духовной и материальной культуры

В каждом возрастном периоде у детей развивается интерес к различным видам искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и др.).

Педагогическая работа проводится по следующим направлениям:

· музыкальное воспитание, развитие музыкально-ритмических движений, театрализованная деятельность,

· ознакомление с художественной литературой;

· формирование продуктивных видов деятельности,

· эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Музыкальное воспитание и развитие музыкально-ритмических движений особо значимы на ранних этапах становления личностного развития, когда закладываются основы усвоения культурных и социальных норм поведения. Эти занятия направлены на развитие сенсорных процессов, чувства ритма, интереса к музыке, ее звучанию, желанию ее слушать, проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Приобщение детей к слушанию музыкальных произведений позволяет получить им новые впечатления, приобщиться к восприятию новой информации. Под влиянием музыки дети познают предметы окружающей среды, через восприятие звуков они узнают знакомые предметы, усваивают способы действий с ними, расширяя возможности смыслового взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Постепенно у них возникает и закрепляется желание извлекать знакомые звуки из окружающих предметов, активно проявлять эмоциональное отношение к музыке, что во многих случаях позволяет педагогу вовлечь ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников. Положительное отношение к сверстникам в процессе музыкальных занятий становится средством включения такого ребенка в другие виды детской деятельности, например, в театрализованную деятельность.

Включение приёмов театрализации в обучение детей привносит в занятия яркость, динамичность, вызывая у них положительные эмоции, а главное, даёт им возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, адекватного взаимодействия со сверстником, находящимся в образе какого-либо персонажа. Организация театрализованной деятельности тесно связана с ознакомлением детей с художественной литературой, которая начинается с формирования восприятия художественного текста. При ознакомлении детей со сказками, рассказами их учат эмоционально реагировать на действия персонажей сказок, сопереживать событиям. При этом педагоги используют разнообразные приемы: слушание сказки, рассматривание иллюстраций книги, соотнесение иллюстраций персонажей сказки с текстом, рассматривание серии сюжетных картинок, отражающих последовательность событий. Для закрепления и уточнения знаний детей содержания сказки (произведения) используются настольный и кукольный театры.  Далее дети сами становятся активными участниками обыгрывания или инсценирования сказки (произведения), что стимулирует познавательное и социальное развитие. Далее продолжается поддержание интереса детей к театрализованным инсценировкам путем расширения художественных образов, приобретения более сложных игровых умений передавать знакомые образы литературных персонажей. Важно побуждать каждого ребенка к проявлению инициативы в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. В дальнейшем содействовать развитию режиссерской игры, предоставляя возможность для объединения нескольких детей в творческий коллектив.       

Важным коррекционным направлением на этих занятиях является развитие ритмических движений в соответствии с характером музыки. Детей учат свободно двигаться в пространстве, двигаться в парах, по кругу, в танцах хороводах под музыку, выполнять танцевальные движения. Они овладевают эмоционально-образным исполнением музыкально-игровых упражнений (идет медведь, прыгает зайка, бежит лиса, кружатся листочки, падают снежинки, весенний капель и др.). В   ходе занятий дети учатся передавать характер музыки ритм темп динамику изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения владеть навыками выразительных движений под музыку.

В этой образовательной области проводится работа по формированию продуктивных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование). В ходе этих занятий особое внимание уделяется эстетическому воспитанию. Это связано с тем, что на протяжении всего периода обучения у детей формируются специфические практические действия, которые служат основой для становления всех компонентов деятельности: понимания цели и условий задания, овладение специфическими способами его выполнения, оценка результатов и умение работать в коллективе сверстников. При этом художественно-эстетическое развитие содействует воспитанию у детей эстетических чувств, а содержание занятий направлено на формирование эмоционально-личностного отношения к изображаемому и способов его передачи художественными средствами.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию направлены на совершенствования сенсорного опыта и сенсорного развития: зрительного, слухового, тактильного, вкусового, а также закрепления знаний об основных свойствах предметов и объектов природы. В процессе целенаправленного восприятия предметов и явлений природы дети овладевают мыслительными операциями. Они учатся анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов и их частей, выделять общие и единичные признаки предметов, обобщать эти признаки. На занятиях дети овладевают умениями передавать в изображениях основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по размеру, расположению относительно друг друга. В ходе наблюдения за объектами и явлениями природы, детей учат замечать изменения в природе, фиксировать динамику природных явлениях в своих рисунках, лепных поделках и аппликациях. В процессе выполнения заданий совершенствуются изобразительные умения и навыки детей, развиваются их художественно творческие способности Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию тесно связано с темами занятий по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим и обучению игре.                

Образовательная область «Физическое развитие»

В Программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья детей, поддержание у них бодрого настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

В данной образовательной области можно выделить два основных направления:

· физическое воспитание,

· формирование представлений о здоровом образе жизни.

Физическое воспитание осуществляется как в повседневной жизни, так и на специальных физкультурных занятиях. В группе создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком, на основе личностно-ориентированного подхода к его возможностям, организуется полноценное питание, ежедневное пребывание детей на свежем воздухе, проводится утренняя гимнастика. В режиме дня детей предусмотрены игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. При наличии условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

На физкультурных занятиях предусматривается расширение индивидуального двигательного опыта каждого ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям. Детей обучают четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по подражанию, показу, словесной инструкции, а также под музыку. Особое внимание уделяется развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации.

При формировании представлений о здоровом образе жизни детей знакомят с такими базовыми условиями жизни человека: соблюдение правил гигиены, режима питания, режима питья, проветривания, движения. Уточняют представления о полезной пище, о соблюдении режима питья. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Детей учат овладевать некоторыми приемами самомассажа: потереть рука об руку, встряхнуть, массаж пальчиков, потереть уши и др.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности, национальных традиций региона педагоги могут вносить определенные изменения в предлагаемые физические упражнения.

вернуться в оглавление



2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: