Варианты развития детей, которым рекомендована программа

 

Анализ результатов многолетнего практического опыта работы в составе ПМПК и опыта консультирования родителей и детей с ОВЗ показывает, что в ограниченных временных условиях обследования на ПМПК сложно осуществить дифференциальную диагностику развития детей, испытывающих трудности контакта с новым взрослым и поведения в незнакомой ситуации. Наблюдение за поведением этих детей в новой ситуации показывает: они испытывают повышенную тревожность, удерживая родителей (или лицо их замещающее) за руку или прячась за них, отказываются от выполнения диагностических заданий, проявляют негативные эмоциональные реакции на новые игрушки-забавы.

Вместе с тем, родители жалуются на трудности адаптации в дошкольной образовательной организации, отсутствие речевого общения, сложности во взаимодействии со сверстниками. Родители обращаются к специалистам на ПМПК за помощью в выборе образовательной организации, в которой могут наиболее эффективно оказать психолого-педагогическую помощь их ребенку.

Для этих детей, характерны общие особенности развития: социальная дезадаптированность, трудности взаимодействия с новыми взрослыми и сверстниками, замедленность приема информации, уменьшение способности к ее переработке, несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и незавершенности на каждом возрастном этапе, к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его «Я-концепции». Перечисленные общие особенности развития могут проявляться у детей в неодинаковой степени выраженности и в разных вариациях.

Специфические особенности психического развития детей

в младенческом и раннем возрасте

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию с раннего детства оказались в условиях материнской, сенсорной, двигательной и социальной депривации. Следствием этого является ослабленность соматического и психического здоровья. Они не готовы к социальным контактам с новыми людьми, во многих случаях пользуются невербальными средствами коммуникации. В новой ситуации отмечается высокая тревожность, боязливость, напряженность. Для них характерны незавершенность психологических достижений развития младенческого и раннего возраста: эмоциональная и волевая сферы — центральные для развития личности - не сформированы. Они не проявляют избирательность в отношении к миру, взрослым и сверстникам, отсутствует самостоятельность в поведении, характерна ситуативность мышления; становление всех видов детской деятельности происходит с искажением. Во многих случаях развитие идет по невротическому типу (Дж. Боулби).

Вместе с тем, со временем, последствия социальной депривации могут быть частично преодолены. Степень доверия, с которой ребенок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нем заботе. Если ребенок не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, если с ним постоянно разговаривают, играют, достаточно ласкают, то он начинает считать, что мир - уютное место, а люди достойны его любви и доверия.

Именно психологический фактор является причиной не только социальных и психологических отклонений, но и соматических отклонений, которые возможно сгладить посредством создания специальных условий воспитания и применения психокоррекционных технологий.

Психофизическое состояние детей может быть обусловлено тяжестью и длительностью соматических заболеваний. Течение и исход болезни определяют физический статус, психическую активность, эмоциональное состояние и личностное развитие ребенка. Находясь в условиях стационарного лечения в течение длительного времени, дети «выпадают» из привычной среды и оказываются в ситуации социальной депривации. Это затрудняет их взаимодействие с окружающей средой, сверстниками, что отрицательно влияет на становление личностных качеств. Для таких детей характерны повышенная тревожность, неуверенность в себе, проявления негативизма ко всему новому. Постоянный страх за жизнь и здоровье ребенка формируют у родителей гиперопеку, излишнюю привязанность, чрезмерную заботу, симбиотичность, что приводит к искаженным отношениям в семье. Следствием социальной депривации является снижение познавательной активности, задержка в речевом развитии, двигательной сферы, нарушается поведение. Все эти особенности отрицательно влияют на развитие личности ребенка и на его адаптацию в детском коллективе.

Тяжелые нарушения здоровья (гематологические и онкологические заболевания, черепно-мозговая травма, хирургические операции, орфанные заболевания и др.) приводят к вторичным отклонениям, которые могут отрицательно сказываться на становлении возрастных психологических достижений.

Так, в младенческом возрасте отмечается: нечеткий контакт «глаза в глаза», неяркое проявление «комплекса оживления», невыраженные реакции на боль, световой или звуковой раздражитель в виде длительного плача, слабая ориентировочно-поисковая деятельность, отсутствие слежения за предметом, слабый захват игрушки, не развиты перцептивные действия (протягивание руки к предмету, ощупывания, осматривание).

В раннем возрасте отсутствует реакция на свое имя, заметны отставания в развитии движений, позднее овладение ходьбой, слабый интерес к предметно-игровым действиям, несформированность элементарных навыков самообслуживания (прием пищи, умывание, навык опрятности), несформированность коммуникативных навыков, слабая мотивация к взаимодействию с окружающими людьми, особая привязанность к матери.

В дошкольном возрасте – несформированность коммуникативных средств: трудности установления контакта с новым взрослым, трудности в налаживании взаимоотношений со сверстниками, отсутствие лидерских качеств, предпочитают пассивную роль в играх. Развитие психических функций, таких как мышление, память, внимание, происходит с отставанием по сравнению с возрастными нормами. В практической деятельности требуют помощи взрослых. Отмечаются внутрисемейные проблемы с отцом и сиблингами, в отношениях с близкими капризны, эгоистичны.

Очевидно, что длительное пребывание детей в стационарных условиях, оторванность от привычной среды задерживает формирование основных психологических достижений возраста и затрудняет диагностику их актуального уровня развития для обоснования образовательного маршрута и адаптации в детском коллективе.

Дети, которые с раннего детства воспитывались/воспитываются в иной языковой среде (дети-билингвы, дети мигрантов, испытывающие трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации), также имеют специфические особенности в психическом развитии. Характерными для них являются трудности понимания обращенной к ним речи взрослого. Такой ребенок психологически не готов к взаимодействию с новым взрослым в новой социальной среде без соответствующей предварительной подготовки. Он не понимает, что предлагает взрослый и что ему надо делать в процессе психолого-педагогического обследования. В новой ситуации взаимодействия эти дети ориентированы на близкого взрослого, проявляют недоверие к новому взрослому, стеснительны, порой капризны: прижимаются к маме, не сразу входят в контакт с новым взрослым, требуются специальные приемы, подходы для расположения и привлечения такого ребенка к совместным предметно-игровым действиям.

Проблемы с пониманием обращенной к ним речи осложняют социально-коммуникативное развитие. При этом дети хорошо фиксируют взор на лице взрослого, смотрят с интересом в глаза, после привыкания проявляют интерес к игрушкам, дидактическим пособиям, что позволяет наладить предметно-игровое взаимодействие с новым взрослым. Как правило, эти дети знают свое имя и откликаются на него, у них сформированы представления о себе и о своей семье по возрасту. Однако, на контакт с другими людьми идут с помощью близкого взрослого. В условиях большого детского коллектива они не принимают и не усваивают правила игры, устанавливаемые взрослым и сверстниками, также испытывают трудности при соблюдении норм поведения в коллективе. Требуется значительное время и специальные педагогические приемы для адаптации такого ребенка в новых образовательных условиях.

Познавательное развитие детей характеризуется тем, что они имеют интерес к игрушкам и предметам окружающего мира: берут в руки игрушки, рассматривают их, выполняют предметно-игровые действия, спустя время включаются во взаимодействие со взрослым на невербальном уровне, что является началом проявления активности. На этом фоне у них происходит становление эмоционально-личностного общения сначала с педагогом, а затем со сверстником, пробуждается интерес к ситуативно-деловому общению.

Речевое развитие осложнено тем, что дети попадают в новую языковую среду в сенситивной период становления речевого развития. Они не только не понимают обращенной речи, но и не могут выразить свои желания и просьбы, что ведет к снижению активности и самостоятельности в образовательной среде, задерживается и ослабляется процесс становления всех видов детской деятельности.

Поведение большинства детей из семей мигрантов определяется культурой многодетных семей. У них вероятность высокой подражательной способности очевидна. Они владеют общими движениями - ходьбой, бегом, ползанием, в той или иной степени прыжками к 3-4-м годам, переступают ступени при подъеме и спуске по лестнице. Однако у некоторых детей отмечается несформированность мелкой ручной моторики, что сказывается на становлении ручных умений в предметно-игровых действиях с мелкими игрушками, например, деталями ЛЕГО, и на становлении базовых графических умений. Несмотря на это, навыки опрятности и навыки самообслуживания (приема пищи, одевания-раздевания, умывания и мытья рук), сформированы в соответствии с возрастным нормативом. Они самостоятельно выполняют эти действия без дополнительной помощи взрослого.

Эстетическое развитие таких детей, прежде всего, определяется социальным статусом семьи, культурой семейного общения, уровнем образования родителей и других членов семьи, средой жизнедеятельности ребенка и его окружением, социальными условиями жизни в разных странах, временем миграции семьи – возрастом ребенка при переезде в Россию, его возможностями адаптации.

Важно отметить, что при организации и оказании целенаправленной коррекционно-педагогической помощи такому ребенку специфические особенности (речевые, познавательные) сглаживаются и его развитие приближается к возрастному нормативу при поступлении в первый класс, что значительно облегчает и сокращает социализацию в школьной среде. Чем раньше дети из семей мигрантов овладеют государственным языком Российской Федерациия, тем свободнее и комфортнее они будут себя чувствовать в социуме, тем лучше они будут подготовлены к обучению в школе.

Исходя из выше сказанного, возникает объективная потребность в создании специально организованного образовательного пространства, которое может обеспечить таким детям все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации права на присвоение общественного опыта доступными для их возможностей способами. На изучение особых образовательных потребностей каждого ребенка, учет его индивидуального темпа усвоения нового материала, коррекцию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и направлено сордержание Программы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: