Педагогическое обследование детей, обследование речевого развития

 

Педагогическая диагностика направлена на изучение актуального уровня знаний, умений и навыков ребенка, а также его индивидуальных возможностей (т.е. потенциального уровня) в основных образовательных областях (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). Результаты первичного обследования служат обоснованием для разработки содержания индивидуальной программы развития (ИПР на ближайшие 3 месяца), определения способов обучения (совместные действия, по подражанию, по показу, образцу, словесной инструкции).

Основными методами изучения в ходе индивидуального обследованияявляются диагностическое обучение и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические возможности и задачи обучения в ближайшее время.

Рассмотрим содержание педагогического обследования ребенка в каждой из образовательных областей. Так, в социально-коммуникативном развитии выявляются средства общения (невербальные, вербальные), способы усвоения общественного опыта (умения ребенка усваивать новый материал путем совместных действий или по подражанию, показу, образцу и по словесной инструкции). Важно выявить представления ребенка о себе, представления о других, самостоятельность в быту (навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки), характер социального взаимодействия с внешним миром, игровая деятельность. Особенности индивидуального социально-коммуникативного развития изучаются с первых дней пребывания ребенка путем наблюдения в процессе режимных моментов, беседы с родителями, а также специально предложенных ребенку заданиях.

В целях уточнения сформированности познавательного развития предлагаются специальные задания на выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного или наглядно-образного мышления, представлений об окружающем предметном мире, явлениях природы и социальных явлениях.

При обследовании речевого развития выявляются: понимание обращенной к ребенку речи, активный словарь (звуки, слова), умение пользоваться фразовой речью для выражения своих жизненных или познавательных потребностей.

В художественно-эстетическом развитии выявляются интересы ребенка к музыкальным и художественным произведениям. Важно определеить возможности ребенка передавать свои представления о предметах и явлениях природы через рисунок, постройки.

При обследовании физического развития определяется уровень сформированности основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, бросание).      

Для каждого возрастного периода применяется своя методика обследования (с набором заданий), которая позволяет учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка к обучению. В процессе обследования выявляется актуальный уровень развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий) и зона его ближайшего развития (возможности выполнения заданий с помощью взрослого).

Педагогическое обследование ребенка проводится индивидуально на протяжении нескольких, например, 2-3, дней. Результаты педагогического обследования анализируются и систематизируются в Протоколах. Критерием оценки выполнения заданий являются способы его выполнения: если задание выполнено самостоятельно, то этот способ является актуальным уровнем выполнения; если задание выполнено по показу или по подражанию и т.д. - то этот способ оценивается в зоне ближайшего развития.

Соотношение между актуальным уровнем и зоной ближайшего развития является ориентиром для определения задач коррекционно-педагогической работы с ребенком в ближайшие 3 месяца. Основное внимание в содержании индивидуальной работы с ребенком отводится развитию познавательной деятельности.

 В ходе обследования развития ребенка проводится изучение уровня его речевого развития.

Цель логопедического обследования - изучение индивидуальных особенностей речи, выявление причин речевых нарушений.

Задачи обследования речевого развития:

· выявить понимание ребенком обращенной к нему речи,

· уточнить сформированность слухового внимания и фонематического слуха,

· уточнить состояние активной речи: наличие фразовой речи, её коммуникативная направленность, средства коммуникации (Пользуется ли жестами для решения коммуникативных задач);

· выявить умения воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы,

· уточнить словарный запас (точность словоупотребления, использование разных частей речи, понимание смысловой стороны слов),

· определить состояние слоговой структуры слов,

· выявить состояние грамматического строя речи,

· выявить овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса),

· уточнить состояние артикуляционного аппарата (выявить особенности строения органов артикуляционного аппарата, особенности непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, в свободной деятельности.

· выявить сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки,

· уточнить состояние мелкой моторики, возможности выполнения дифференциальных захватов пальцами рук (щепотный захват, пинцетный и др.), оценить уровень сформированности речевого развития у ребенка,

· разработать содержание индивидуальной программы развития и коррекции речевых нарушений (содержание логопедических занятий),

· осуществлять мониторинг динамики речевого развития ребенка в ходе овладения им программным материалом и содержанием логопедической работы,

· проводить работу с воспитателями группы и родителями ребенка, нуждающегося в логопедической помощи.

· При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагается следующий порядок:

· гласные: а, и, у, о, ы;

· йотированные: я, ю, е, е;

· согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки.

Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков.

В обследовании речевого развития ребенка отмечаются особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.

Методы диагностики речевого развития:анализ результатов обследования индивидуально-психологических особенностей и потенциального уровня развития, заключения о состоянии слуха; беседа с родителями (лицами замещающих родителей) в целях выявления ситуации воспитания в иной языковой среде; наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально предложенных заданий, учитывающих психологические новообразования возраста.

Рекомендуется использовать методику речевого обследования, а также дидактический материал (сюжетные и дидактические игрушки, наглядный материал для обследования детей в Приложении к методическому пособию «Психолого -педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста») [33].

Результаты обследования речевого развития являются обоснованием к заключению логопеда об уровне речевого развития ребенка и разработке рекомендаций по организации логопедических занятий.

вернуться в оглавление




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: