Квалификационные требования к вожатым (Профтсандарт с отметками о прочтении)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев, С. П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя / С. П. Афанасьев. — М., 2004. — 288 с.

2. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере? / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. — М.: МЦ «Вариант», 2002. — 224 с.

3. Гинзбург, Ф. В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.

4. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская [и др.]; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М.: МПГУ, 2017. — 200 с.

5. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие / Л. М. Бузырева, Н. А. Губарева и др. — М.: ЦГЛ, 2003. — 128 с.

6. Кругликова, Г. Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учеб, пособие / Г. Г. Кругликова, Г. Р. Линкер. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.

7. Кувватов, С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе / С.А. Кувватов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.

8. Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого / М. П. Кулаченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 254 с.

9. Нечаев, М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива: учеб.-метод, пособие / М. П. Нечаев. — М.: Перспектива, 2015. — 136 с.

10. Панченко, С. И. День за днем из жизни вожатого / С. И. Панченко. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 352 с.

11. Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.

12. Степанова, Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере / Т.М. Степанова. - М.: Красико-Принт, 2016. - 176 c.

13. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

14. Титкова, Т. В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т. В. Титкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 320 с.

15. Фриилман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фришман. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.

16. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина // Среднее профессиональное образование. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 288 с.

 

2. Возрастные особенности детей 6-9 лет:

Это дети младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, к характерным особенностям которого относят: возросший уровень активности детей, подвижность, инициативность, связанную с этим слабую продолжительную концентрацию, любознательность, конкретность мышления. В этом возрасте у детей всё еще непоколебим образ и авторитет старшего товарища, лучшая награда для них – проявление внимания, одобрение (похвала). Основной вид деятельности в этом возрасте игра. Дети отличаются повышенной способностью к развитию умений, навыков и просто приобретению знаний, а игра способствует легкому и доступному для них усвоению нового, а также снижению влияния такого фактора, как быстрая утомляемость. В этом возрасте дети ориентируются на группу сверстников, атмосфера и взаимоотношения в коллективе имеют решающее значение.

 

Возрастные особенности детей 10-13 лет:

Подростковый период – это переходный для ребенка этап от детства к взрослости, характеризующийся резкими изменениями, затрагивающими все стороны его развития. Ведущая деятельность в этом возрасте – это общение, преимущественно со сверстниками, ребенок испытывает в нем острую потребность. Мнение сверстников, какого-либо близкого ребенку коллектива становится приоритетнее мнения взрослых, окружающих ребенка. Себя он познает в сравнении, формируя тем самым свою самооценку. В это время у ребенка формируется и выявляется тип мышления, устойчивый круг интересов, отношение к себе и окружающим его людям, как личностям, происходит формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием. Это одновременно период творческих поисков и период самоутверждения, что часто может приводить к неоднозначным ситуациям в коллективе.

Возрастные особенности детей 13-15 лет:

Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным и не без оснований: физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости, так и формированием образа “Я”. Процесс самопознания идет по пути обнаружения недостатков и негативных качеств, зачастую формируя заниженную самооценку. Подросток ощущает чувство взрослости и старается вести себя соответствующе, как следствие возникает конфликт запрашиваемых прав и возникших обязанностей, его волнует восприятие со стороны взрослых и, конечно же, окружения сверстников – конфликты в дружеской среде переживаются особенно остро. Обостряются потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности.

Возрастные особенности 15-17 лет:

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. Потребность в одобрении со стороны сверстников, потребность в общении – по-прежнему не теряют своей актуальности. Возникает потребность в общении со взрослыми, особенно при столкновении подростка с трудными жизненными ситуациями. Самоутверждение проходит не за счет поступков и новых дел, но за счет обретение самостоятельных взглядов на жизнь и пр. Смена внутренней позиции заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов подростка. Ведущим типом деятельности становится учебно-профессиональная.

Квалификационные требования к вожатым (Профтсандарт с отметками о прочтении)

17 января Минюст РФ зарегистрировал за номером №53396 Приказ Минтруда от 25 декабря 2018 года № 840 «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника.

Выделяются в стандарте следующие трудовые функции вожатого:

1. Сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника.
2. Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника.
Согласно профстандарту:
- на должность вожатого могут быть приняты граждане, достигшие совершеннолетия и не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, и имеющие основное общее образование или среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы;
- вожатые проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики, а также обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследований), внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Профстандартом определены также знания и умения, которыми должен обладать вожатый.
В частности, вожатый должен знать:
- Международные акты о правах ребенка, законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских общественных объединений;
- основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи;
- локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления, а также регламентирующие деятельность организации, на базе которой действует детский коллектив;
- основы планирования деятельности временного детского коллектива в соответствии с планом работы организации;
- технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий в детском коллективе;
- возрастные особенности детей, возрастной подход в развитии детского коллектива.
Вожатый должен уметь:
- составлять план работы, в том числе ежедневный, деятельности детского коллектива;

- проводить под руководством педагогического работника игры, сборы и иные мероприятия в детском коллективе и анализировать результаты его деятельности;

- подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных мероприятий;

- анализировать внешние факторы проведения мероприятия;

- находить, отбирать и представлять информацию о возможностях участия в конкурсах и проектах.

4. Логика развития смены и задачи периодов:

Организационный период (2-3 дня) Основной период (занимает большую часть лагерной смены) Итоговый период (2-3 дня)
Этот период также называют адаптационным: в это время формируются основы коллективной деятельности. В этот период включено множество задач, среди которых: Этот период для детей является самым запоминающимся, от качества завершения смены зависит впечатление детей об отдыхе лагере в целом.
Задачи периода: - Организовать коллективное знакомство детей друг с другом, с вожатским и организационным составом, с условиями и распорядком проживания в лагере - Создание условия для комфортного взаимодействия в коллективе - Оказание помощи в адаптации отдыхающих в лагере детей Задачи периода: - Реализация намеченных лагерных целей и планов - Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе - Реализация способностей каждого ребенка в отряде - Формирование устойчивого коллектива Задачи периода: - Анализ проделанной работы - Осуществление подготовки детей к прощанию с лагерем - Подведение итогов смены

5. 8 игр для организационного периода по 2 на каждый возраст:

5-9 лет:

- Игра «Портрет»

Для этой игры необходимо иметь листы бумаги (по количеству человек) карандаши и фломастеры. Каждый участник рисует свой портрет, пытаясь показать на нем какой он (свои интересы, увлечения, особенности характера).

Затем по кругу каждый рассказывает, что он изобразил на рисунке. Из этих рисунков можно сделать портретную галерею класса, отряда, первичного коллектива.

- Игра «Творческий круг»

Все участники становятся в круг. Один из играющих делает шаг вперед, называет свое имя и показывает свое движение. Далее каждый участник повторяет за предыдущим и показывает свое (повторять нужно только имя и движение предыдущего игрока, а не всех ранее представившихся). Так до тех пор, пока все не представятся. Игру можно продолжить, но уже как эстафету. Каждый участник, назвав свое имя и показав свое движение, передает эстафету любому из круга, назвав его имя и показав его движение.

10-13 лет:

Игра «Я беру с собой в поход…»

Игроки садятся в круг. Вожатый начинает игру, представляясь: «Меня зовут Вика, и я возьму с собой в поход В арежки». Каждый последующий игрок должен разгадать принцип выбора вещи, которую он называет на первую букву своего имени.

- «Это – я»

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно женское, второе мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это-Я» и меняются местами. Задача ведущего: занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим, Если из двух названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит «Это-Я» и остается на месте.

13-15 лет:

- Игра «Снежный ком» Вожатые и дети встают в круг, и вожатый представляется, называя свое имя. Следующий, рядом стоящий, называет имя вожатого и свое имя. С каждым последующим игроком количество названных имен увеличивается: так мы тренируем нашу память и в игровой форме запоминаем имена товарищей.

- Игра «Тезки»

Ведущий наугад произносит какое-то имя. Люди с этим именем делают шаг вперед. Если находится несколько человек с таким именем, то ведущий отмечает этот факт, а все остальные им аплодируют. Если же имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени его обладателю все участники игры говорят комплименты.

15-17 лет:

- Игра «Представь соседа»

Ребята разбиваются на пары, всем дается следующее задание: в течение 1-2 минут они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем каждый по кругу представляет своего напарника (делает ему рекламу на 30 секунд). Это может быть просто рассказ, рисунок, какое-то творческое представление.

- Игра «Угадай имя»

Каждый участник придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся на каждую букву своего имени. Слова могут стоять не в том порядке, как буквы в именах. Например, ОЛЯ: Люблю Очень Яблоки. Все остальные участники должны отгадать зашифрованное имя.

 

6. 8 игр для основного периода:

5-9 лет:

- Игра «Бразилия»

Играющие повторяют за ведущим слова и движения. «У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец!(показывает большой палец руки, все повторяют). У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец!(показывают). И вот такой рот. (кривит рот и все повторяют). Вот такие глаза. (таращит глаза). К таким фразам добавляют все новые и новые: Вот такие плечи (правое плечо вверх, левое вниз). Она постоянно прыгает (показывая). И кричит: «Ах какая я красивая! Почему меня никто не любит?» (все кричат). После паузы, когда стихнет смех, Ведущий говорит: «Какова бабушка таковы и внуки».

- Игра «Кот и мыши»

На расстоянии 10 метров чертят две линии: за одной - домик «кота», за другой - домик «мышей». Водящий - «кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами: «Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири...» (В этот момент «мыши» подходят к «коту» и даже могут его потрогать.) «Вдруг раздался страшный звон. Побежали мыши вон.» После слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

10-13 лет:

- Игра «Магнит»

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда.

- «Воробьи-вороны»

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая - «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в «домик». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

13-15 лет:

- Игра «Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

- Игра «Это мой нос»

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: "Это--мой нос", но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить "Это-мой подбородок", показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: "Это-моя левая ступня", показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: "Это моя правая ладонь", указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

15-17 лет:

- Игра «Путаница»

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

- Игра «Шляпа»

Игроки садятся в круг, на листочках пишут свою фимилию и имя. Затем сворачивают листочек таким образом, чтобы ничего не было видно. Все листочки собираются в “шляпу”. Ведущий предлагает участникам вытянуть из “шляпы” листочек и прочитать кто ему достался (при этом никто из игроков не должен знать, что написано у соседа на листке). Всем, по очереди, предлагается описать (использую прилагательные, существительные и т.д.), того участника, который написан на листочке.

 

7. 8 игр на конструктивное взаимодействие:

5-9 лет:

- Игра «Звериная семья»
Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

- Игра «Бегающий гномик»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

10-13 лет:

- Игра «Почта»
Участвуют 15—40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом и держась за руки. Водящий становится внутрь круга. Один из участников говорит: «Я посылаю телеграмму (письмо)», и называет своего адресата. «Письмо» передается легким пожатием руки. Руку можно пожать только соседу справа или слева. Пожатие передается по (или против) часовой стрелки всеми участниками игры. Задача водящего: перехватить «письмо», т. е. увидеть, кто передает его. Если он перехватил «письмо», то тот участник, который его передавал, становится водящим. Если письмо достигло своего адресата, то он говорит: «Я получил письмо» и посылает его кому- либо из игроков.

- Игра «Скалолаз»

Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.

13-15 лет:

- Игра «Счет»

Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться.

 

- Игра «Импульс»

Похожа на игру «Бегающий гномик» по своему принципу:игроки встают в круг и берутся за руки. Вожатый сжимает руку одного из игроков, стоящих рядом, а тот, в свою очередь проделывает это со своим соседом, запуская передачу цепочки импульса. От медленного темпа в игре переходят к темпу быстрому, можно подбадривать и раззадоривать детей, засекая время, например, 15 секунд.

15-17 лет:

- Игра «Построение»

В полной тишине, без обсуждения, игроки должны выстроиться в линию по какому-либо критерию (росту, по цвету глаза от светлых к темным, по возрасту и т.д.)

 

- Игра «Воздушный шар»

Цель игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем). Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы. эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

 

8. 5 игр для зала:
















Игра №1. «Рыбка»

Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.

Ведущий: «Игра на внимание. Представьте, что моя левая рука - это море (делает волнообразное движение), а правая - рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (т.е. поднимается правая рука над левой рукой), вы хлопаете. Итак, начинаем». Ведущий первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.

Игра №2. «Дождь»

Суть игры состоит в том, чтобы вызвать аплодисменты, «разогреть» зал. Ведущий предлагает повторять за ним. «Пошел мелкий дождь» - хлопаем одним пальцем по ладошке. «Дождь стал усиливаться» - хлопаем двумя пальцами по ладони. «Стал еще сильнее» - хлопаем тремя пальцами по ладони. «Пошел сильный дождь» - четыре пальца хлопают по ладони. «Начался ливень» - всей ладонью. Проиграв раз, ведущий может предложить разучить концовку игры. Когда он махнет рукой, дождь прекращается, устанавливается тишина.

Игра №3. «Макраме»

Ведущий предлагает всем в зале спеть песенку про макраме (искусство плетения из веревок, а также конечный продукт этого искусства) на всем знакомый мотив. Зал делится ведущим на четыре части: первая будет петь «Макраме!» и показывать руками в воздухе перед собой квадрат, вторая — «Заплетаю!» и заворачивать руками внутрь стороны квадрата, третья — «Расплетаю!» и совершать обратное действие, а четвертая — снова «Макраме!» и производить то же действие, что и первая. Затем поду руководством ведущего зал поет: «Макраме! Заплетаю — Расплетаю! Макраме! Макраме!» и так далее на мотив «Ameno».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: