Организационный раздел

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: организация образовательной деятельности

 

Термин «образовательная среда» и содержание этого понятия в психолого-педагогическом сообществе разрабатываются уже достаточно давно - с конца 90-х годов ХХ в. В разнообразных подходах к смыслу термина «образовательная среда» оно представлено по-разному (С.Н. Дерябо, В.А.Ясвин, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.). Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образовательную среду как совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, как систему условий социализации и индивидуализации развития. Достаточно близка, на наш взгляд, к этому пониманию эколого-личностная модель В.А. Ясвина, определяющего «образовательную среду» «как систему влияний и условий формирования личности…, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении», что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, их саморазвитие [Ясвин В. А., 2001]. Системность понятия предполагает ее многокомпонентность. В этой модели выделены:

· пространственно-предметный компонент;

· социальный компонент;

· психодидактический компонент.

Это, в целом, соотносится с аспектами образовательной среды, обозначенными во ФГОСе дошкольного образования: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослым; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому.

К организационным условиям осуществления образовательной деятельности относятся - организация развивающей пространственно-предметной образовательной среды, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовые условия реализации.

 

вернуться в оглавление




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: