Производим расчет кузова вагона:
1 Определяем степень статической неопределимости системы n=3;
2 Образуем эквивалентную систему;
Рисунок 6 - Эквивалентная система
Составляем каноническое уравнение метода сил:
3 Строим эпюры M и N от заданной нагрузки и единичных сил
Для того чтобы построить эпюру от заданной нагрузки необходимо рассчитать силы приложенные в узлах фермы боковой стены по формуле:
где lik, lij - расстояние между стойками боковой стены;
i, k, j - номера стоек.
;
;
;
.
Реакции в стержнях боковой стены рассчитываются методом вырезания узлов. Рассмотрим этот метод на примере узлов 5 и 9, для построения эпюры от X1. Рассмотрим узел 9:
Рассмотрим узел 5:
4 Вычисляем коэффициенты при неизвестных и свободные члены по формуле Мора:
Решаем систему канонических уравнений
X1 = -38;
X2 = -0,5;
X3 = -56,6.
5 Строим окончательную эпюру для заданной системы
Построим общую эпюру, используя уравнения
|
|
М=М1Х1+ М2Х2 +М3Х3+Мр;
N=N1X1+N2X2+N3X3+Np.
Продольные реакции в стержнях
N9,5 | N9,10 | N5,10 | N5,6 | N6,10 | N6,7 | N7,8 | N8,8' | N10,7 | N10,11 | N11,12 | N12,12' | N11,8 | N12,8 | N11,7 |
0,0 | 0,0 | 51,5 | -26,4 | -107,0 | -26,4 | 4,3 | 30,5 | 73,8 | -21,6 | -63,2 | -63,2 | 81,3 | 0,0 | -44,4 |
Анализ результатов расчета
Детали и узлы вагона должны быть такими, чтобы обеспечить их безотказность в эксплуатации.
Условие прочности выражается:
,
где - расчетное напряжение, МПа;
- допускаемое напряжение, МПа, ( = 210 МПа).
Результатами расчета будут являться напряжения в балках, которые мы будем определять по формулам:
для стержней испытывающих изгиб и
для стержней испытывающих растяжение (сжатие).
,
где ymax - расстояние по оси y от центра тяжести до наиболее удаленной точки в сечении.
Верхняя обвязка: МПа;
Боковая балка рамы: МПа;
Шкворневая стойка: МПа;
Промежуточная стойка: МПа;
Концевой раскос: МПа;
Промежуточный раскос: МПа;
Шкворневая балка: МПа;
Хребтовая балка: МПа;
Поперечная балка: МПа;
Концевая балка: МПа.
Заключение
В курсовой работе рассмотрена конструкция четырехосного крытого вагона модели 11-066, приведены технические характеристики данного вагона.
В соответствии с заданием приведен расчет на вертикальные нагрузки кузова вагона методом сил. Определены геометрические параметры сечений элементов.
В результате расчета определено, что все элементы конструкции кроме хребтовой и поперечной балки подходят по допускаемым напряжениям.