Анализ готовности органов и учреждений здравоохранения субъекта РФ к работе в условиях ЧС эпидемиологического характера

 

При подготовке органов и учреждений здравоохранения (медицинских организаций, центров, подразделений) к работе в условиях ЧС, выполнению карантинных мероприятий и организации СПЭР, а также к проведению тактико-специальных учений, необходимо обеспечить эффективное управление на всех уровнях и добиться выработки навыков соблюдения эпидемиологической безопасности каждым сотрудником в его работе.

Основой эффективного управления является рациональное распределение имеющихся ресурсов на текущий временной интервал в соответствии с задачами, определяемыми сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой. Кроме этого, необходимо создание стратегических запасов сил и средств для выполнения диагностических, санитарно-противоэпидемических и лечебных мероприятий в течение длительного промежутка времени (от одного месяца и более). Руководителям МО следует заблаговременно предусматривать источники людских и материальных ресурсов по мере необходимости замены персонала, вышедшего из строя по разным причинам, и израсходования средств, в том числе и в случаях незапланированных ситуаций. В связи с этим при разработке комплексного плана по санитарной охране территории и подготовке протокольных решений (на региональном и административном уровнях) следует использовать следующие данные:

- структура региональной инфекционной службы и в каждом муниципальном образовании;

- количество инфекционных стационаров (взрослых и детских), отделений, кабинетов и их коечная ёмкость;

- кадровый потенциал: численность врачей (инфекционистов, педиатров, госпитальных эпидемиологов и их помощников), средних и младших медицинских работников в структуре инфекционной службы; наличие специалистов, имеющих навыки работы в очагах инфекционных болезней;

- возможности перепрофилиризации врачей других специальностей и персонала для работы в инфекционных стационарах (центрах, обсерваторах), использования студентов медицинских вузов и волонтеров;

- наличие патологоанатомических отделений и их готовность к работе в условиях ЧС эпидемического характера;

- схемы и системы обеззараживания канализационных стоков; дезкамеры; схемы и системы обеззараживания инфекционных отходов (мощность, резервы, возможности дополнительного развёртывания);

- обеспеченность помещениями и прочими ресурсами для перевода персонала на посменный режим работы в условиях СПЭР и выполнения карантинных мероприятий;

- структура и мощность лабораторной службы:

- диагностические возможности лабораторной базы (клинические, бактериологические, серологические и молекулярно-генетические исследования) в отдельных муниципальных образованиях и регионе в целом;

- обеспеченность оборудованием, диагностическими тест-системами и пр.;

- обеспеченность кадрами (с высшим и средним образованием);

- материально-техническая оснащённость:

- количество имеющихся в настоящее время медикаментов, ИМН, СИЗ, средств для дезинфекции, оборудования, транспорта;

- созданный резерв (лекарственных средств, ИМН, СИЗ, средств для дезинфекции, оборудование);

- возможности пополнения израсходованного имущества;

- возможности усиления, перераспределения сил и средств:

- количество неинфекционных медицинских организаций, планируемых на перепрофилирование коек; оценка возможности их работы на СПЭР;

- расчёт потребностей для обеспечения санитарно- противоэпидемического режима работы, в том числе в силах и средствах для проведения дезинфекционных мероприятий, в перепрофилированных МО;

- наличие помещений для перевода персонала на изоляционный режим (карантин), предполагающий их постоянное нахождение в МО;

- вопросы взаимодействия с другими ведомствами и федеральными службами.

Реализация указанных направлений позволит эффективно проанализировать состояние не только инфекционной службы, но и всех медицинских сил и средств региона и оценить их готовность к работе при ЧС эпидемиологического характера (массовом потоке инфекционных больных). Полученные данные позволят определить срочные проблемы и прогнозную мощность сил и средств МО, в т.ч. ее коечной сети и лабораторной базы с учетом работы в штатном режиме. Эти данные необходимы для расчета в потребностях по всем указанным позициям при работе МО в условиях ЧС. В перепрофилируемых МО при необходимости проводятся дополнительные работы, связанные с установкой дополнительного оборудования (приемно-сортировочные шлюзы, санпропускников для персонала, передаточных постов, боксирование палат, перегородки для разграничения потоков людей, зонирование МО и др.).

Комплексные планы по санитарной охране территории субъекта РФ и муниципальных образований региона корректируются с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки и накопленного опыта в организации и проведении конкретных мероприятий.

Решение задач по выявлению и лабораторному подтверждению диагноза инфекционной болезни (обследование пациентов и контактных лиц, пищевых продуктов, объектов внешней среды и др.) предполагает межведомственное взаимодействие на постоянной основе. Это взаимодействие осуществляется на региональном и муниципальном уровне при организации лабораторной диагностики в системах здравоохранения и Роспотребнадзора.

При необходимости увеличение мощностей лабораторной службы может производиться за счет:

- распределения потоков исследований между медицинскими организациями и лабораторной службой ФБУЗ ЦГиЭ (их филиалов);

- усиления кадрового состава лабораторной службы медицинских организаций (из других учреждений);

- усиления кадрового состава лабораторной службы ФБУЗ;

- использования мощностей ФКУЗ ПЧС Роспотребнадзора;

- использования мощностей СПЭБ Роспотребнадзора.

В соответствии с группой привлеченных сил, каждое ведомство и учреждение производит расчет необходимого количества тест-систем, оборудования, средств диагностики, ИМН и расходных материалов, хозяйственных принадлежностей в соответствии с планируемым количеством и видов лабораторных исследований.

Взаимодействие осуществляется не только на уровне Минздрава и Роспотребнадзора на субъектовом уровне, но и при участии других ведомств и структур (Минобороны, Росгвардия, ФМБА России и др.).

Данные о фактической мощности позволяют произвести расчет потребности в койках в случаях возникновения ЧС и на период их ликвидации. В комплексных планах должны быть представлены схемы перепрофилирования, как по МО в целом, так и по его структурным подразделениям. Каждый руководитель перепрофилируемой МО разрабатывает оперативный план противоэпидемических мероприятий для обеспечения развертывания коек для приема пациентов инфекционного профиля.

Расчёт потребности в кадрах (врачебных, среднего и младшего персонала, вспомогательных служб) проводится с учетом численности и особенностей организации работы медперсонала, режимом его работы, требованиями к работе в СИЗ и сложившихся условий деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: