Проведение учебных мероприятий

 

Следующим этапом становится практическая отработка полученных навыков и знаний в виде проведения учений различного масштаба.

Для реализации этой цели необходимо применять следующие виды учебных мероприятий:

- отработка совместного взаимодействия медицинских работников в пределах отдельных структурных подразделений учреждения;

- отработка совместного взаимодействия медицинских и немедицинских работников в пределах всей медицинской организации;

- проведение внутриведомственных учений по отработке взаимодействия различных медицинских организаций в пределах муниципального образования и/или субъекта РФ в соответствии с Комплексными и оперативными планами;

- проведение межведомственных учений по отработке взаимодействия специалистов системы здравоохранения, службы Роспотребнадзора и специалистов немедицинских служб и ведомств, которые в соответствии с комплексными планами привлекаются к мероприятиям по локализации и ликвидации ЧС.

Перед проведением учебных мероприятий любого типа обязательно наличие такого документа как замысел учения. Замысел учения – это основной документ, определяющий содержание и порядок проведения планируемых учебных мероприятий. В первую очередь, он определяет цели, которые необходимо достигнуть и объем отрабатываемых мероприятий. На его основе разрабатываются все остальные документы по обеспечению учения (организационные, учебно-методические, оперативные и справочные).

В структуре замысла должны присутствовать следующие составляющие:

- тема и учебные цели;

- состав и количество привлекаемых сил и средств (участники учения);

- порядок проведения учения;

- место проведения учения и задействованные объекты (структурные подразделения, организации);

- этапы учения;

- планируемые оперативные скачки;

- показатели и критерии по которым будет проведена оценка действий участников учения;

- исходная обстановка к началу учения (текущая глобальная обстановка по тематике учения, обстановка в РФ и актуальность проблемы);

- оперативная обстановка (непосредственный ход учения);

- действия непосредственных участников (исходное расположение, отрабатываемые мероприятия, перемещение и др.);

- нормативная документация, на основании которой производится отработка мероприятий в ходе учения и осуществляется подготовка к нему, рекомендуемая для проработки участникам учения.

В системе обучения специалистов инфекционной службы Краснодарского края с целью повышения квалификации персонала медицинских организаций по части готовности к потенциально вероятным ЧС разной эпидемиологической значимости отрабатывались несколько групп замыслов:

по различной тематике:

- поступление пациента подозрительного на ООИ (в приемное отделение, кабинет поликлиники);

- выявление у госпитализированного пациента Болезни (мосле нескольких дней его пребывания в стационаре);

- аварийные ситуации с ПБА (при нарушении целостности СИЗ, разбрызгивание при упаковке и/или транспортировки отобранных проб биологического материала);

в различных по профилю учреждениях:

- инфекционных стационарах;

- неинфекционных стационарах;

- поликлиниках;

по нозологическим формам:

- сибирская язва,

- грипп,

- массовые поступления больных с клиникой острой кишечной инфекции,

- лихорадка Лаоса;

- и др.

для различных структурных подразделений учреждения:

- приемное отделение,

- отделения стационара,

- диагностические подразделения (рентгенкабинет, кабинет УЗИ);

- лаборатории.

На основании замыслов разработаны пошаговые алгоритмы действия медицинского и немедицинского персонала.

Разработка и последующее совершенствование системы пошаговых алгоритмов в отличие от общей схемы плана мероприятий, которой пользовались ранее, обеспечивает более высокий и эффективный уровень результативности проводимых противоэпидемических мероприятий благодаря следующим преимуществам:

- четкому осознанию последовательности действий при выполнении поставленных задач, как отдельными сотрудниками, так и структурными подразделениями, и учреждением в целом;

- ясному и однозначному пониманию исполнителями поставленных задач и итоговой цели;

- сведению к минимуму вероятности совершения ошибок;

- появлению возможности многократной отработки каждого действия до автоматизма, снижению риска ИСМП;

- уверенному приобретению профессиональных навыков работы в СИЗ в условиях СПЭР;

- упрощению системы обучения;

- упрощению системы контроля, что дает быстрое понимание сотрудником на каком из выполняемых этапов возникает проблема и позволяет ему в кратчайшие сроки разрешить возникшую кризисную ситуацию (скорректировать действия, ответственных лиц и др.).

Для эффективного выполнения поставленных задач, для достижения конечной цели разработаны алгоритмы действий для персонала учреждений в соответствии с общепринятыми критериями «SMART». Своевременность, достаточность и в конечном итоге – эффективность санитарно-противоэпидемических мероприятий в отношении больного (источника инфекции) определяется корректностью формулировки цели и постановки задач.

Во-первых – необходима конкретика, чтобы по ходу изложения цели формировалось единое представление о достижении результата у всех участников. Важно достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий «по умолчанию». Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых, нестандартных или динамично изменяющихся ситуациях.

Во-вторых – все участники должны ясно понимать критерии, по которым будет производиться оценка результатов работы соответствующей организации или подразделения. Общими критериями в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при локализации и ликвидации ЧС является выполнение комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение увеличения очага ИЗ, а также возникновения новых очагов.

В-третьих – цели должны соответствовать зоне ответственности соответствующей службы и/или организации, специфике структурного подразделения и компетенции сотрудников. Здесь, как никогда, справедлив принцип - «каждый должен заниматься своим делом», т.е. достигать цели в соответствии со своими прямыми обязанностями.

В-четвертых – все участники должны четко понимать значимость своего этапа. При этом все заинтересованные ведомства, как участники, должны исходить из того, что несмотря на наличие собственных «ведомственных задач», они играют весьма ощутимую роль при решении общей исходной задачи. В мероприятиях такого уровня работа различных подразделений является взаимозависимой. При «выключении» какого-либо ведомства, или некорректном выполнении своего участка работы, выполнение исходной задачи становится под угрозу, а подчас становиться невозможной.

В-пятых – на выполнение поставленных целей должно быть четкое временное ограничение на выполнении этапов, отдельных задач и подзадач. Этот критерий также является одним из наиболее важных, т.к. выполнение этапов и некоторых задач производится в последовательном режиме, что исключает возможность перехода к каждому последующему этапу без завершения предыдущего.

Еще одной стороной этапа планирования является гибкость. В режиме реального времени присутствует определенная вероятность возникновения нештатных ситуаций. Для этого необходимо предусмотреть резервные способы выполнения задач.

Отдельное внимание должно уделяться временному параметру, при выполнении пошаговых алгоритмов. Для достижения этой цели должна быть проведена разработка новых и корректировка уже имеющихся алгоритмов в соответствии с Замыслом. Хронометраж протокольных решений позволяют четко понимать, в течение какого периода отдельные структурные подразделения и организация в целом способны перейти в состояние готовности к работе в условиях СПЭР, а также проведение тех или иных мероприятий в условиях СПЭР. Алгоритмы, содержащие временной параметр позволяют руководителям структурных подразделений и главным врачам учреждений здравоохранения пользоваться ими как дополнительным инструментом контроля при введении в действие оперативного плана.

Этот подход позволяет проводить оперативный и ретроспективный анализ, для предупреждения возникновения ошибок. На аналитическом этапе при проведении сравнения планируемого и фактического хронометражей, происходит выявление недоработок и необходимость корректировки с учетом тех или иных факторов.

С этой целью целесообразно использовать статистов, для стенографирования происходящих событий, фиксирования действий всех участников учений, ведения хронометража.

На первом уровне отработка навыков производится в пределах структурных подразделений медицинской организации. Здесь уже происходит взаимодействие сотрудников различных звеньев, после детальной отработки своих индивидуальных функциональных обязанностей в пределах сферы ответственности (занимаемой должности), но в пределах одного коллектива. Этот этап мы выделяем для того, чтобы каждое структурное подразделение имело возможность несколько раз в течение учебного периода (года) отработать взаимодействие внутри своего коллектива.

На учениях второго уровня, в соответствии с календарно-тематическим планом, производится отработка взаимодействия на уровне всей медицинской организаций с участием как медицинского, так и немедицинского персонала учреждения. При этом персоналом учреждения производится отработка комплекса оперативных планов, алгоритмов, инструкций и методических материалов.

Учения третьего уровня представляют собой взаимодействие между медицинскими организациями различного профиля. При этом происходит отработка мероприятий системы здравоохранения, предусмотренные комплексным планом субъекта РФ и/или муниципального образования. Целью является – отработка вопросов перепрофилирования, развертывания дополнительных коек, транспортировки пациентов, предупреждение распространения очага, возникновение ИСМП среди персонала организации и/или других пациентов (ухаживающих и прочих ниц).

Учения четвертого уровня, по своей сути, являются максимально приближенными к реальным условиям ЧС. Здесь отрабатываются порядки межведомственного взаимодействия по различным направлениям всех структур, участвующих в реализации противоэпидемических мероприятий, предусмотренных Комплексным планом региона и/или муниципального образования. Самым сложным и важным звеном данного этапа является взаимодействие, интеграция всех сторон и аспектов деятельности различных ведомств.

Наиболее существенным результатом, которого достигают участники учебных мероприятий данного типа, является получаемый навык совместной работы со специалистами медицинских и немедицинских служб. Учения данного масштаба позволяют выявить «провальные» моменты, и позволяют дать не только оценку состоянию готовности и правильности проведения различных мероприятий задействованными службами и ведомствами, но и оценку состояния готовности всей системы ликвидации и локализации ЧС.

В настоящее время нормативно-правовая документация, к сожалению, не предусматривает исчерпывающего порядка взаимодействия для различных ведомств при локализации и ликвидации различных ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

Здесь необходимо провести четкое разграничение зоны ответственности в пределах разных ведомств, а также распределение задач между специалистами различных учреждений (организаций) или подразделений одного ведомства. В частности, речь идет о различных учреждениях здравоохранения, выполняющих смежные функции.

Таким образом, подготовка системы реагирования на ЧС эпидемиологического характера для наиболее эффективной работы должна быть комплексной и включать комбинацию:

- противоэпидемических мероприятий, основанных на требованиях нормативной документации, методической подготовки, включающей постоянный анализ глобальной и эпидситуации, разработку алгоритмов, инструкций, учебных и прочих документов;

- организационных и управленческих мероприятий, направленных на анализ текущего состояния инфекционной службы региона и готовности медицинских организаций к работе в условиях ЧС, принятию ряда управленческих решений;

- учебных мероприятий, направленных на локальную систематическую подготовку (теоретическую и практическую) медицинского и немедицинского персонала медицинских организаций, а также учебных мероприятий более высокого уровня в виде межведомственных тактико-специальных учений.

Данная система позволяет выявить уязвимые и дискутабельные вопросы по взаимодействию, материально-техническому оснащению, оперативным мероприятиям различных ведомств, служб и организаций.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: