Холдинг(холдинговая, или держательская, компания) представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов ХК., называются дочерними предприятиями.
Холдинг явл-ся специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка
По характеру деятельности холдинги подразделяются на:
—чистые (выполняющие только контрольно-управленческие финансовые функции);
—смешанные или оперативные (кроме выполнения контрольно-финансовых функций занимаются определенной предпринимательской деятельностью – промышленной, торговой, транспортной, кредитно-финансовой).
В последние годы роль смешанных холдингов постепенно убывает и преобладающими являются чистые холдинги – финансовые учреждения(банки, банкирские дома, страховые компании), финансовые группы.
В РФ получили развитие три типа холдинговых компаний:
1.имущественные. Форм-ся инвестором, роль кот выполняет пром-е пред-е, а участниками выступают пред-я с/х, пищевой промышленности, торговые, финансовые и другие организации АПК. Головная органиазция имеет преобладающее участие в капитале холдинга. Субъекты холдитнга теряют или сохраняют юр и хоз-ю сам-ть.
2.договорные. Форм-ся пром-ми, с.-х., обслуживающими и др пред-ми АПК. Отношения м/у головной организацией и дочерними строятся на договорной основе.
3.смешанные. Пром-е пред-е выступает в роли инвестора. Отношения м/у товаропроизв-ми и инвестором строятся на договорной основе.
Внешне деятельность холдингов заключается только в управлении пакетом акций и сборе дивидендов и доходов от биржевых операций. Холдинги, захватывая контрольный пакет акций какой-либо компании, получают возможность назначать своих людей в правление, совет директоров и другие органы подконтрольной компании.
Главные отличительные признаки холдинговых форм-й в нашей стране заключаются в следующем:
—объединение, в котором один из участников владеет контрольными пакетами акций других участников (дочерних) и поэтому явл-ся головной, контролирующей компанией (холдинг-компания, общ-во-холдинг).Холдинг-компания сама может не иметь произв-х пред-й;
—холдинги юр сущ-ют как АО,общ-ва с ограниченной ответственностью, единоличные пред-я. В их дея-ти заметную роль играют банки и другие финансовые учреждения;
—различают чистый холдинг, создаваемый специально для контроля и управления, и смешанный, занимающийся также предпринимательской деятельностью.
Организационная структура агрохолдинга. Параметры имущественной зависимости
Организационная структура ХК
—головная организация (основное общ-во),функция которой – управление дочерними пред-ми ч/з сис-му участия в капитале и договорных отношениях;
—дочерние орг-ции со статусом юр лица, право управления кот. принадлежат головной орг-ции;
—зависимые орг-ции, на кот влияет головная орг-ция путем участия ее представителей в органах управления;
—филиалы (обособленное подразделение, не имеющие статуса юр лица, и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть) и представительства (собственное подразделение, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту). Они располагаются вне места нахождения общества.
Экономические отношения м/у материнской и дочерними компаниями:
—отношения по поводу планирования производ-но-хоз-й дея-ти, потребности в финансах;
—бюджетирование доходов и расходов;
—учет и контроль дея-ти участников объединения;
—определение критериев и порядка распределения доходов и прибыли;
—разработка сис-мы стимулирования участников форм-ния за конечные рез-ты работы;
—выработка стратегических программ развития форм-ния по пр-ву и инвестиционной дея-ти.
Одна из наиболее распространенных моделей внутри холдинговых взаиморасчетов предполагает, что каждая дочерняя структура агрохолдинга, выступающая в качестве центра финансовой ответственности, в отдельности учитывает свои взаимоотношения с каждой другой дочерней структурой, а также с материнской компанией агрохолдинга. При этом все пред-я-участники агрохолдинга непосредственно осущ-ют внутрикорпоративные взаиморасчеты друг с другом. Производимые взаиморасчеты касаются вопросов внутрикорпоративного обмена промежуточной продукцией, системы взаимокредитования, участия в совместном финансировании инновационных проектов и т. п.
Сис-ма взаиморасчетов участников агропром-го форм-ния за промежуточную продукцию во многом определятся используемой моделью распределительных отношений. Если в рамках нормативно-распределительной модели взаиморасчет осущ-ся путем распределения итогового финансового результата дея-ти интегрированного форм-ния(выручки от реализации, прибыли) пропорционально индивидуальному вкладу участников совместную произв-но-хоз-ю дея-ть, то в рамках ценовой модели – по промежуточному результату с исп-ем сис-мы трансфертных цен. При распределении выручки от реализации конечной продукции м/у участниками холдинговой структуры в качестве распределительных критериев могут выступать: величина суммарных нормативных затрат, нормативная ресурсоемкость, величина нормативных амортизационных отчислений, нормативный фонд оплаты труда участника формирования и т. п.
Использование ценовой модели взаиморасчетов предполагает, что эк-е отношения м/у участниками агрохолдинговой структуры сроятся на договорах купли-продажи и опосредуются механизмом трансфертного ценообразования.