Описание системы оценки результатов

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В основу разработки системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Центр образования» положены:

1. Требования к результатам освоения ООП НОО (ФГОС, раздел II);

2. Цели-ориентиры развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»;

3. Планируемые результаты освоения ООП НОО МБОУ «Центр образования».

Система оценки представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Система оценки, ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

5. сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

6. использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

7. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

8. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

10. использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Функции оценки и контроля

Система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в начальной школе реализует следующие функции:

1) социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика с требованиями программы, познакомить обучающихся и их родителей с направлениям и критериями оценивания успехов в учении, наметить перспективы развития индивидуальных возможностей ребенка).

2) воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; вовлечение детей в оценочную деятельность снимает у них страх перед оценкой).

3) образовательную (учитель определяет уровень освоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а чему еще нужно учиться).

4) эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция ученика на оценку или отметку определяет его дальнейшее отношение к учебе, успешность или неуспешность. Задача педагога заключается в том, чтобы оценка работы ученика стала стимулом к его дальнейшему развитию).

5) формирующую самоорганизацию и самоуправление (лицеисты приобретают навыки самооценки и самоконтроля, учитель – возможность корректировать образовательный процесс).

 

Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы МБОУ «Центр образования» в частности предполагает:

1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

2. Использование критериальной системы оценивания;

3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе: 

· как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

· субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

· интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

· самоанализ и самооценку обучающихся;

· оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

· разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

 

Особенности контрольно-оценочной деятельности.

Главным действующим лицом в образовательной деятельности является растущий человек, контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта:

1)контроль и самоконтроль со стороны учителя;

2)контроль и самоконтроль со стороны ученика.

Главная цель контрольно-оценочной деятельности в 1-4 классах – определять уровень достижений обучающегося. Такой подход обеспечит ученикам адекватную оценку своей работы.

Основные этапы контролирующе-оценочной деятельности в начальной школе:

· раскрытие перед учеником его достижений в учении;

· совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе;

· совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения.

Оценка и контроль деятельности первоклассников имеет дополнительные особенности:

· в первом классе проводятся входящая и итоговая диагностики, несущие скорее информационную, чем оценочную функцию;

· оценка проверочных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;

· учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;

· для развития самооценки и самоконтроля используются учебные ситуации.

Основным объектом, содержательной и критериальнойбазой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставлении и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательной деятельности. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Принципы оценивания

1) комплексность:

оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

2) содержательность и позитивность:

оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;

3) определённость:

оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

4) открытость:

оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

5) объективность:

оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости;

6) диагностичность:

оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

7) технологичность:

оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.

8) принцип доступности:

постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

9) принцип компьютеризации:

внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу (подробные отчёты возможны один раз в учебный год).

Описание системы оценки результатов

 

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

 

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

 

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

 

Приложение №3

Алгоритм самооценивания 1 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

 

Алгоритм самооценивания во 2 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

 

Алгоритм самооценивания в 3 классе

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Примеры вопросов для самооценивания (4 класс)

1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …

2. Наиболее трудным мне показалось …

3. Я думаю, это потому, что …

4. Самым интересным было …

5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …

6. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …

7. Я бы хотел попросить своего учителя …

 

3-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

Ø таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Ø таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Ø таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

 

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений (Приложение №4)»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). 

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».

 

4-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

 

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

 

Максимальный уровень (необязательный)- решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).

Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основе продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трёх шкал (выбранной учителем):

- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности;

- 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности;

- 10-балльная шкала, соотнесённая с уровнями успешности.

Возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности.

Уровни успешности   5-балльная шкала 10-балльная шкала (для рабочего материала учителя, по его желанию)
Не достигнут необходимый уровень   Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» – неудовлетворительно 1

Необходимый уровень («хорошо»)

 

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания. 1) Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения)   «3» – удовлетворительно 2 – при минимуме знаний 3 – при минимуме знаний с частичным усвоением 4 – достаточные знания с частичным усвоением
2) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «4» – хорошо 5 – полное освоение

Повышенный уровень («отлично»)

 

Решение нестандартной задач, где потребовалось: - либо применить новые, получаемые в данный момент знания; - либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации 3) Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения)     «5» – отлично 6 – с незначительной ошибкой и небольшой помощью 7 – либо с ошибкой, либо с помощью  
4) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5» – отлично 8

Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи

Максимальный (высокий) уровень («превосходно»)

 

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; - либо новых самостоятельно приобретённых умений 5) Частично успешное (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения)     «5 и 5» – превосходно     9
6) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5 и 5» – превосходно 10

 

 

Особые ситуации

1. Если ученик пропустил занятия и изучил материал самостоятельно, то для такого ученика при выполнении им задания необходимого уровня это задание засчитывается как программный уровень.

2. Если материал не пройден в силу объективных причин (болезнь учителя), а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые выполнили задание по непройденному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.

Особые ситуации – исключения из общих правил уровней успешности по предметам «Русский язык» и «Математика»

1. Русский язык – диктант в начальной школе.

Сам диктант как вид работы может быть отнесён к необходимому уровню, при проверке учитываются только изученные орфограммы (неизученные учитель должен проговаривать). Поэтому отметка за безошибочно написанный диктант необходимого уровня в пятибалльной системе должна быть не «4», а «5» – в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе» (№ 1561 / 14-15 от 19.11.98 г.)

2. Русский язык – изложение и сочинение.

Сами эти формы работы могут быть отнесены к программному уровню (действие в нестандартной ситуации). Отметки за них нужно выставлять в соответствии с тем же Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ.

3. Математика – контрольные работы (без уровней успешности).

Первые задания контрольных работ проверяют отработанные в теме вычислительные навыки и относятся таким образом к необходимому уровню (действие в стандартной ситуации). Однако объявлять максимальной отметкой за такие задания «4» по пятибалльной системе несправедливо по отношению к ученикам, которые всё решили верно. Поэтому для данных заданий в контрольных работах делается исключение. Максимально возможной отметкой за них может являться «5» по пятибалльной системе.

 

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

 

 

6-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

3.3 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и

социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание основны моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

• знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта          не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность образовательного учреждения. Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в мае школьным психологом и имеет неперсонифицированный характер.

Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

• характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

• определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

• систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

 

Вторым методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. (портфолио, как форма представления образовательных результатов может быть использована по усмотрению (выбору) учителя.

 

№ п/п Процедура оценивания Кто оценивает Сроки Фиксация результатов
1 Тестирование Педагог -психолог   Входное – 1 класс Промежуточные 2-3 класс Итоговое - 4 класс Портфолио
2 Наблюдения Педагоги, работающие с ребёнком В течение обучения Рабочая тетрадь педагога
3 Анализ содержания «Портфолио» Классный руководитель По окончании каждого учебного года Аналитическая справка классного руководителя
4 Анкетирование Психолог и /или классный руководитель Входное – 1 класс Промежуточные 2-3 класс Итоговое – 4 класс Портфолио
5 Мониторинг активности участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня и социально- значимых акциях. Степень активности: 1.Высокая, 2.Средняя, 3.Низкая, 4.Нулевая Классный руководитель По окончании каждого учебного года Аналитическая справка классного руководителя

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Достижение метапредметных результатов выступает как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в примерах инструментария для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам, представленных в Приложении к данной Примерной основной образовательной программе. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Таким образом, оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

 через итоговые комплексные работы на межпредметной основе, где выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также через  опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле достижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.

Все эти средства, формы и методы обеспечивают главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий учитель использует  следующие виды заданий:

· «найди отличия» (можно задать их количество);

· «на что похоже?»;

· поиск лишнего;

· «лабиринты»;

· упорядочивание;

· «цепочки»;

· хитроумные решения;

· составление схем-опор;

· работа с разного вида таблицами;

· составление и распознавание диаграмм;

· работа со словарями и т.д.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий учитель использует следующие виды заданий:

· «преднамеренные ошибки»;

· поиск информации в предложенных источниках;

· взаимоконтроль;

· взаимный диктант;

· диспут;

· заучивание материала наизусть в классе;

· «ищу ошибки»;

· КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и т.д.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий учитель использует следующие виды заданий:

· составь задание партнеру;

· отзыв на работу товарища;

· групповая работа по составлению кроссворда;

· «отгадай, о ком говорим»;

· диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

· «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Критерии оценивания: Уровень освоения УУД

 

№ п/п Процедура оценивания Критерии оценивания Кто оценивает Сроки Фиксация результатов
1 Итоговые контрольные работы по предметам Уровень освоения УУД Учитель, психолог По плану проведения контрольных работ Оценочный лист (в портфолио)
2 Комплексная работа на межпредметной основе Уровень освоения УУД Администрация По итогам года (май) Аналитическая справка Оценочный лист (в портфолио)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: