Реформа 1965 г. и ее результаты

Свержение Н. С.Хрущева и поиски политического курса.

В нача­ле 60-х гг. хх в. политика Хрущева, его Постоянные преобразова­ния вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны. Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14-15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС сместивший Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С трибун еще го­ворили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к Bpeменам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии совет­ского общества. Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв полити­ческих процессов. Распространялись слухи, что последует полити­ческая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30~40-e гг. ХХ в. И не желали их повторения. Жизнь общества внешне стано­вилась размеренной и Спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвиже­ние Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.

Власть и общество.

КПСС по-прежнему контролировала все СТОРОНЫ жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйствен­ной икультурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. хх в. КПСС насчитыва­ла около 19 млн. человек и считалась руководящей и направляю­щей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной меч­той многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным, для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции. Во время правления Брежнева значительно выросло число ми­нистерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чи­новников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены ВЫВОДИЛИСЬ крайне редко. Их средний возраст к началу 80-х гг. хх в. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15­20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не счи­таться с велением времени. Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ра­нее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят За­кон о полномочиях депутатов Советов. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрыти­ем для принятых партийных решений. В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма». Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верхов­ный Совет СССР, ядром политической системы социалистиче­ского общества была Коммунистическая партия.

Реформа 1965 г. и ее результаты.

Несмотря на то, что Советский Союз являлся великой державой и имел одну из самых мощных армий мира, уже в 60-е гг. хх в. стали отчетливо заметны первые признаки политического и экономического кризиса. В 60-е гг. хх в. система, ранее провозглашавшая принципы ра­венства, начала саморазлагаться. Все больше людей в Советском Союзе желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Предпринимались попытки структурных перестроек экономи­ки, ее усовершенствования. Они начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе. Было принято решение об изменении практи­ки планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Ее стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагал ась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не могли пол­ностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 Г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косы­гина, складывались в процессе экономических экспериментов. Переломным моментом в осуществлении экономической рефор­мы стал сентябрьский Пленум ЦККПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая тор­говля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой критике недо­четы в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оцени вались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной про­дукции. Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавлива­ли величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжать­ся полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полу­ченные средства на повышение заработной платы. По многим показателям восьмая пятилетка (1965 - 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приоста­новить снижение темпов роста производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: