СССР в 50-60 годы 20 века. Реформы и сущность

Борьба за власть и начальный этап десталинизации.

5 марта 1953 года умер И. Сталин. После его смерти главой правительства утверждается Г. Маленков, а министром объединенного МВД – Л. Берия.

Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства экономикой страны, был согласен на создание единой Германии.

По инициативе Н. Хрущева и министра обороны Н. Булганина Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков. В декабре 1953 г. состоялся закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. В числе других им предъявили обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке государственного переворота.
В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях», в котором приводились многочисленные факты репрессий над руководителями партии, государства и армии во времена Сталина.

Подтверждалось наметившееся после смерти Сталина изменение политического курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот секретный доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Вместе с тем он внес серьезный раскол в международное коммунистическое движение и рядом компартий был признан ревизионистским.

После решений ХХ съезда и последующих партийных и государственных решений начался процесс реабилитации осужденных за политические преступления в период 30-50 гг. Процесс реабилитации принимал все более широкие масштабы.

В 1957 г. были приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область. Высланным представителям этих народностей была дана возможность вернуться на историческую родину.

Остался нерешенным вопрос территориального расселения немцев Поволжья и крымских татар.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у многих представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал авторитет КПСС.
Группа партийных руководителей (Воронов, Булгарин, Молотов и т.д.) сделали попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС.

В борьбе с этой группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков и председатель КГБ Серов) и на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники Хрущева были отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную (Первый секретарь ЦК КПСС) и государственную (Председатель Совета Министров СССР) власть.

В октябре 1961 г. на ХХ11 съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма».

Для построения коммунистического общества следовало создать «материально-техническую базу коммунизма», перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать «нового, всесторонне развитого человека». Эта триединая задача должна быть решена в короткие исторические сроки.

При этом конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

В октябре 1964 г. Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме» и снят со всех постов. Основным мотивом к его смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и государственных постов.

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране был проведен ряд экономических реформ, не затонувших, однако, основ административно-командной системы.

Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку», в связи с чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сельского хозяйства и производства товаров народного потребления.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. По­этому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачи­ваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным администра­тивно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.
В 1956 г. колхозам было предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. Колхозы получили право вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям.

В 1958 г. отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

С начала 1954 г. государство стало проводить политику освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском пленуме ЦК освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты и партийные работники.

После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану оказалось распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн. т, доля целинного хлеба составило около 40 %. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Их виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Результаты 1955 г. оказались плачевны. На 20 % засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24 % - они были сильно изреженными, на 37,5 % в удовлетворительном состоянии, на 11,5 % - в хорошем, а на 8 % площадей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.

На сельхозработы активно привлекались рабочие и служащие Ленинграда и области. Был организован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от «кукурузной кампании» не посмели. Только после смерти Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако, был допущен другой перегиб – кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где она возделывалась многие годы подряд.

С 1958 г. началась работа по реорганизации МТС (машинно-тракторных станций). Техника, которая ранее принадлежала государственным организациям, теперь в обязательном порядке должна была выкупаться колхозами. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технических служб вовремя создать не удалось.

Параллельно проводилась кампания на сокращение личных хозяйств колхозников. Предполагалось их потребности удовлетворять из общественных фондов.
С 1962 г. стимулирование животноводства стало осуществляться путем повышения цен на мясо. Одним из результатов этой политики стало выступление рабочих в г. Новочеркасске, подавленное силой оружия.

Начались перебои с мясом, хлебом, маслом. СССР был вынужден закупать зерно за границей. В сельском хозяйстве продолжался хронический кризис.
В области промышленности производство средств производства опережало развитие обрабатывающей и легкой промышленности. Много усилий было направлено на механизацию и автоматизацию производства. Затем настала очередь химизации производства, как главного звена научно-технического прогресса. Приоритетную роль играло исследование космоса.

В хрущевское десятилетие с особой настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. В 1957 г. была проведена реформа управления промышленностью и строительством: осуществлен переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления. Вместо министерств создавались советы народного хозяйства (совнархозы), призванные приблизить управление к местным нуждам.

Тенденция к децентрализации управления не смогла развиться. В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. вновь воссоздается централизованная система управления: образуется ВСНХ СССР, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие 1957 г. упраздненные министерства). Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило вскоре поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия «территориальное управление», а также идей, заложенных в нем.

Конец 50-х годов стал окончанием периода в экономической политике Н.Хрущева, который охарактеризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В 1959 г. формируется первый семилетний план развития народного хозяйства, призванный решить некоторые глобальные проблемы (освоение Востока страны, интенсификация научно-технического прогресса) и скоординировать народнохозяйственные планы стран – участниц СЭВ.

Планом ставились конкретные цели – «догнать и перегнать» Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раз. Производительность труда колхозников должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах – на 55-60 %. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд. руб. 

В начале 60-х годов правительство пошло на непопулярный шаг – объявило о повышении цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и пр. на 35 %. Одновременно розничные цены возрастали на 25 %. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в г. Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию, которая была расстреляна войсками.

Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6 % в год на этапе 1953 – 1958 гг. до 1,5 % в период 1959 – 1964 гг. Рост производительности труда сократился с 9 % до 3 %. В 1963 г. Советский Союз вынужден был начать закупку зерна за границей.

Международное положение СССР.

В это время мирная политика СССР проявилась в сокращении вооружения (почти в 2 раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия.

В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет они завершились подписанием договора. Вскоре к договору присоединились еще более 100 государств. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

В 1962 г. на Кубе была создана советская ракетно-ядерная база (в ответ на создание подобных баз на территории Турции вблизи советских границ). Американский флот установил блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность.

«Карибский кризис» разрешился политическим путем: СССР демонтировали свои ракетные установки на Кубе, а США вывели свои ракеты из Турции.

В 60-х гг. обострились отношения СССР и Китая. Разоблачение «культа личности» Сталина в КПСС вызвало протест китайского руководства. В 1960 г. СССР отозвал своих специалистов из КНР и сократил научно-техническую помощь этой стране. Напряженность отношений вылилась в 1969 г. в вооруженный конфликт в районе острова Даманский (на Амуре).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991 гг).

Экономические. Середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), низким жизненным уровнем, что вызывало объективную потребность радикальных преобразований.

Политические. В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялась ее неэффективность, порочность самих основ, на которых она была создана (коррупция, протекционизм и др.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. В результате общество столкнулось с такими явлениями как неосталинизм, геронтократия. У власти оказались стареющие лидеры. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем становится Ю.В. Андропов, скончавшийся после тяжелой болезни в феврале 1984 г. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения.

Социальные. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Люди оказались отчуждены от политической власти, от средств производства, были лишены важнейших гражданских прав. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось расцветом диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

Международные (цивилизационные) Холодная война нанесла удар по идее "естественных союзников", выдвинув на первый план в США концепцию "империи зла", в СССР - тезис о "кровавом империализме". С периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР - США, которая привела к соперничеству двух стран и непрерывной гонке вооружений. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства.

К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника).

Сущность перестройки. Вступление СССР в эпохурадикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. и связано оно с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК). Один из предшественников Горбачева на посту Генсека - Ю.В. Андропов предпринимал попытку обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе.

Новый курс М.С. Горбачева предполагал внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию. В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взятничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ. Начиная с 1985 г., речь шла о совершенствовании социализма и необходимости его ускорения. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.). М.С. Горбачевым впервые была изложена новая идеология и стратегия реформ. Теперь признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели "социализма с человеческим лицом". В идеологию перестройки включаются некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностным выражением в новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере.

А)  Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и следовательно, исключалось из свободной продажи. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Б) Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР (основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, политическое движение "Женщины России", Коммунистическая партия РФ). Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР.

Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики созывался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первый съезд состоялся в мае-июне 1989 г., на нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев (председателем Верховного Совета РСФСР - Б.Н. Ельцин). В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачев Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

Итоги:

А) Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Б)  Реформирование сельском хозяйстве. В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение).

В)  Программа "500 дней". Летом 1990 г. (в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР") вместо ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др.

В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: