Подходы к изучение имени существительного в различных УМК

  по русскому языку

Одной из ведущих задач изучения морфологии в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся, которое идет за счет обогащения словарного запаса детей новыми существительными, прилагательными, глаголами, уточнения смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развития умения точно употреблять слова в связной речи. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг. Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития речи. Из этого следует, что изучение морфологии и, в частности, частей речи, как основной темы данного раздела, имеет большое развивающее значение. Кроме развития устной и письменной речи, у учащихся идет формирование грамматического обобщения и развитие абстрактного мышления. Знакомясь с некоторыми грамматическими формами частей речи, учащиеся овладевают и литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения речевой культуры детей. Изучение частей речи способствует также осознанию связей с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному усвоению языка в целом. Одной из основных трудностей, которые испытывают дети при изучении частей речи, является абстрактность языковых понятий, разграничение лексического и грамматического значений слов.

В настоящее время, в связи с большим разнообразием УМК для начальной школы и, соответственно, программ по русскому языку, предлагаются различные подходы к изучению морфологии в целом и конкретных морфологических тем в частности. Рассматривая методику изучения частей речи в начальной школе, следует отметить, что лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики»[6]. Следовательно, внимание учителя должно быть направлено на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.

Понятие о частях речи, о системе, которую они образуют, формируется в процессе их изучения. На основе анализа существующих программ по русскому языку в обобщенной формулировке следует сказать, что в начальных классах принят такой порядок изучения частей речи, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход, по утверждению ученых (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.), создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий [3].

Современные ученые-методисты, осознавая развивающее значение частей речи, предлагают различные подходы к их изучению.

Однако общая цель остается единой – оптимальное общее развитие каждого учащегося.

В программе по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого м др. в рамках УМК «Школа России» предлагается следующий порядок изучения имени существительного [2]. В 1 классе начинается пропедевтическая работа по изучению лексики полнозначных частей речи. Дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы кто? что? какой? и т.д., группируют слова-названия различного рода предметов, признаков, действий. Во 2 классе у учащихся формируются грамматические понятия «предмет», «признак предмета», «действие предмета». На основе этих понятий дети усваивают определения частей речи: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». В 3 классе проводится более широкое ознакомление со значениями и с некоторыми грамматическими признаками имени существительного: обозначает предмет, имеет определенный род, изменяется по числам.

На основе этих сведений формируются некоторые орфографические навыки: правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце. Остальные грамматические категории имени существительного изучаются в 4 классе.

Практически, в результате систематических упражнений, усваивается изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе, их правописание, произношение, раздельное написание с предлогами, употребление в речи. Несколько иной подход к изучению частей речи предложен в программе по русскому языку УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Т.Е. Кузьменко [2]. Пропедевтическая работа в области частей речи начинается с 1 класса со знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи. Наблюдения ведутся на достаточно широком языковом материале – на словах, которые составляют классы не только знаменательных частей речи, но и служебных. В первом классе большое внимание авторы обращают на значение слов, называя данный этап обучения этапом активизации внимания к слову, функционально-смысловых обобщений, тренировки языкового чутья и накопления опыта лингвистических наблюдений. На данном этапе изучения каждой части речи рассматриваются только слова, составляющие ее «ядро», при этом осваиваются основные грамматические категории, особенности связи с другими словами. Например, учитывая абстрактность понятия «предмет» авторы заменяют его более пространным описанием: названия людей и животных, вещей, всего того, что видят дети. На наш взгляд, данный прием является эффективным, так как ребенок привык к конкретным предметам и поэтому, не разрушая его представления, необходимо помочь первокласснику подняться в своем развитии на следующую ступень. Во 2 классе вводится понятия «названия предметов», «названия действий» и др. Учащиеся знакомятся со словами-названиями предметов, к которым можно поставить вопросы: Что это? Кто это? и тому подобное. В 3 классе такие слова объединяются в группу имен существительных, имен прилагательных, глаголов и т.д. Наблюдения за словами «периферийных» групп позволяют именно на этом основании отнести их к именам существительным, глаголам и т.д. Например, слово бег останется названием действия, но будет отнесено именам существительным, потому что «ведет себя» так же, как они (его можно изменить по падежам, но нельзя по временам).Таким образом, морфологическая работа со словами, составляющими периферию каждой части речи, выносится на второй этап обучения: конец третьего класса. Хотя в практической работе (при списывании, при решении орфографических задач и т.д.) такие слова используются и раньше.

Следует отметить, что специальные наблюдения за грамматическими признаками имен существительных на данном этапе помогают учащимся подняться на ступень грамматического обобщения. На изучение в 4 классе оставлены вопросы, связанные со склонением имен существительных. При этом материал, в силу его абстрактности трудный для детей, осваивается ими постепенно. Вышесказанное позволяет говорить, что логика знакомства с именем существительным как частью речи по программе «Гармония» отличается от традиционно принятой. Дети обучаются опознанию части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу его грамматических признаков. Проявляется пристальное внимание к значению каждой из изучаемых грамматических категорий: числа, падежа и т.д.

В связи с этим появляется необходимость в разведении лексического и грамматического значений в слове. Каждая из частей речи отличается своими возможностями соединения с другими словами, поэтому их рассмотрение проходит в связи с изучением словосочетания без предъявления термина. Именно эта синтаксическая единица избрана базовой для наблюдения за «поведением» слова как части речи, для выявления особенностей грамматических классов слов. Единая логика обсуждения каждой из частей речи, постоянное их соотнесение друг с другом позволяет более комплексно, чем это принято в других программах, подойти к анализу слов как частей речи (к морфологическому разбору).

Вполне обоснованной является точка зрения авторов программы, считающих, что понимание заложенной в учебниках общей логики изучения этого трудного для младших школьников грамматического материала поможет учителям точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях, отбирать дополнительный дидактический материал.

Следует отметить, что значение изучения частей речи в общей системе работы по языку предполагает сознательное и прочное усвоение учащимися всего того, что им сообщается в школе по данному разделу. От учителя же требуется не только продуманный план занятий, непрерывное возвращение к уже изученным разделам и установление связей нового со старым, но и тщательный анализ новых авторских подходов к изучению частей речи, их апробация и внедрение в практику преподавания русского языка в начальной школе.

Таким образом, логика изучения имени существительного как частью речи и формирование грамматических категорий по программе «Гармония» отличается от традиционно принятой, которая предлагается в программе «Школа России». Общая логика изучения этого трудного для младших школьников грамматического материала помогает учителям точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях, отбирать дополнительный дидактический материал.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: