Методика работы по изучению имени существительного в начальной школе

Грамматика – самый обширный раздел школьного курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его функционирования.

В начальных классах начинается работа над формированием таких морфологических понятий, как «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»; синтаксических понятий: «словосочетание», «предложение», «подлежащее», «сказуемое».

Для того чтобы учитель мог управлять процессом формирования понятий, правильно организовывать познавательную деятельность учащихся, он должен четко представлять себе, что такое понятие, каковы особенности процесса овладения понятием, при каких условиях усвоение понятий протекает более результативно.

Понятие – это форма мысли, в которой отражаются существенные признаки предметов и отношений. В грамматике тоже есть система понятий. Каждое понятие характеризуется содержанием и объемом. Содержание понятия – совокупность его существенных признаков. Например, понятие «суффикс» включает следующие признаки: 1) часть слова,2) расположен после корня, 3) обладающий значением. Объем понятия – совокупность языковых явлений (фактов), которые обладают данным содержанием.

Например, объем понятия «суффикс» – все существующие суффиксы. Каждое понятие имеет свое название – грамматический термин. Термины могут быть мотивированными, то есть те, которые прямо указывают на содержание понятия (приставка, словообразование). Немотивированные термины – те, которые не указывают на содержание понятия (суффикс, спряжение)[2].

Каждое понятие можно как-то определить. Определить понятие – значит установить его предел, границы, позволяющие отличить его от других понятий того же ряда. С этой целью выделяют в явлении, отображенном в понятии, существенные признаки. Определение содержится в учебнике. В определении указывается то родовое понятие, к которому принадлежит данное понятие, и перечисляются существенные признаки понятия. Определение может в разной степени полным. Краткое, упрощенное определение понятия называется дефиницией и применяется в практической деятельности.

Этим объясняется множество трудностей, которые возникают в процессе формирования грамматических понятий. Понятия могут обладать системой подчинения. Так, понятие «слово» является родовым по отношению к частям речи: глаголам, существительным, прилагательным и т. д.; в свою очередь, имена существительные выступают как родовое понятие по отношению к таким их видам, как конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные существительные, одушевленные и неодушевленные и т. д.

Процесс формирования понятий – очень долгий и довольно сложный процесс для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике. Раскрытие признаков понятия и введение термина еще не означает, что учащиеся осознали сущность понятия. Необходимо, чтобы они умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т. е. умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике.

Как отмечают Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова, показателями усвоения грамматического понятия являются:

- умение отличить данную категорию от сходной.

- умение подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры).

- умение пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах [9].

Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний.

Сформировать понятие – значит обобщить наблюдение о том или ином грамматическом явлении, научить выделять это грамматическое явление из ряда похожих или противопоставленных явлений, а также научить употреблять данное явление в речевой практике в соответствии с нормами языка.

Наиболее популярным в начальной школе является эмпирический тип обобщения, что объясняется возрастными особенностями школьников. М.Р. Львов выделяет следующие этапы формирования грамматических понятий:

1) создание мотивации для формирования грамматического понятия,

2) анализ языкового материала с целью выявления существенных признаков понятия,

3) обобщение существенных признаков понятия,

4) осознание научной формулировки изучаемого понятия,

5) конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале.

Создание мотивации для формирования грамматического понятия– это очень важный этап, который может стать мощным стимулом в усвоении сущности данного понятия. Мотив – побуждение к деятельности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих познавательную активность субъекта.

В педагогике и психологии различают три вида мотивации, которые отличаются по содержательным характеристикам:

1) внешняя мотивация, которая непосредственно не связана с изучаемым материалом, она как бы с внешней стороны обеспечивает привлекательность этого материала с его формальной (внешней) стороны. Сюда входит наглядность (яркая, привлекательность), игровая ситуация (игра-миниатюра, сюжетная игра, сюжетно-ролевая игра);

2) учебная мотивация, которая имеет общий план, не имеет прямого отношения к данному материалу; когда дети заинтересованы в результатах учения (в отметках, поощрениях);

3) познавательная мотивация – самый высокий и сложный уровень мотивации, самый эффективный, качественный; когда побуждение к знаниям, к исследованию нового материала возникает на основе анализа языкового материала, в результате проблемной ситуации. Проблема – диалектическое противоречие между знанием и временным незнанием. Это «хитрый» опрос, на который нельзя ответить в силу незнания. При создании учителем проблемной ситуации – возникает познавательная мотивация. Анализ языкового материала с целью выявления существенных признаков грамматического понятия. Путем анализа специально подобранного учителем языкового материала выделяются существенные признаки понятия и наблюдаются связи между этими признаками. Методы, используемые на данном этапе:

а) эвристическая беседа (поиск, открытие) – в процессе беседы с учителем учащиеся приходят к узнаванию чего-то нового для них, но это новое не навязывается, а учитель подводит детей к этому в процессе беседы;

б) беседа репродуктивного характера (учащиеся много воспоминают) или беседа с наблюдением, сравнением (беседа под наблюдением учителя, «мнимая самостоятельность»);

в) объяснение с элементами беседы – дети минимально активны, в то время как максимально активен учитель. Приемы использования языкового материала: сравнение, классификация, группировка, подбор слов, прогнозирование, установление аналогий, выборочное списывание, творческие упражнения.

Средства языкового материала:

а) наглядность (предметы, ребусы, схемы, кроссворды, картинки и т.д.);

б) доска (перенесение из учебника на доску), мел;

в) словарь, редко учебник.

Рекомендации:

1) Удачно подобрать языковой материал, который должен удовлетворять таким критериям:

- достаточность по объему (не много и не мало),- материал должен быть выразительный и функциональный,-материал должен быть проблемный;2) способ подачи материала должен быть оригинален;3) беседа, направленная на анализ материала, должна быть краткая, четкая, логическая. Учитель должен уметь заострить проблему и дать детям время на ее решение, дать детям возможность найти верное решение самим.4. Обобщение существенных признаков понятия – систематизация существенных признаков понятия, формулировка с детьми первоначального определения понятия. Метод– обобщающая беседа.

Средства – опорные схемы, таблицы, памятки. Опорная схема подкрепляет словесную форму изложения материала наглядно-образным его видением. Опорная схема – это совокупность графических изображений, символов, ключевых слов и других мыслительных опор, изучаемого понятия, заменяющих некое смысловое значение, которые в дальнейшем помогают восстанавливать ее в памяти. Памятка отличается от опорной схемы тем, что имеется больше текстовой информации, которая дана в виде отдельных пунктов, плана, где обозначен порядок признаков, их количество и даже приведены примеры. Таблица имеет статический текстовый материал, которые раскрывает содержание понятия. Используются готовые печатные таблицы.

Рекомендации:

1) желательно составлять на глазах у детей, вместе с детьми,

2) показать детям образцы рассуждения по памятке или схеме.

4. Знакомство с научным определением изучаемого понятия. Определение грамматических понятий содержатся в учебниках по русскому языку. Они выделены какими-либо опознавательными знаками. Определения, как правило, состоят из 4-х частей:

1) термин,

2) указание родового понятия, к которому принадлежит данное частное видовое понятие,

3) перечисление наиболее существенных признаков изучаемого понятия,

4) приведение примеров.

Порядок работы с определением в учебнике:

1) Постановка учебной (новой) задачи («А теперь давайте посмотрим, как определено это понятие в учебнике. Правильно ли мы определили это понятие»),

2) чтение «птичьим базаром», затем чтение вслух (1-2 человека),

3) работа с определением (подчеркивание карандашом самого главного, беседа по определению по вопросам)

4) повторение определения (наизусть, с подглядыванием).

5. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале– это наиболее важный этап формирования грамматических понятий. Важность заключается в том, что в процессе выполнения упражнений у учащихся углубляются устойчивые связи между содержанием и объемом понятия, а также устанавливаются связи между системой родственных понятий.

По содержанию и характеру деятельности все грамматические упражнения делятся на 4 разновидности:

1) грамматический разбор,

2) грамматическое конструирование,

3) грамматико-орфографические упражнения,

4) лексико-грамматические упражнения.

1) Грамматический разбор– аналитическое упражнение, при котором
общее понятие характеризуется через систему частных понятий.
Грамматический разбор бывает:

а) по содержанию языкового материала:

- фонетический – характеристика слогового и звукового состава слова,

- морфемный разбор – разбор слова по составу,

- морфологический разбор – характеристика частей речи,

- синтаксический разбор – характеристика предложения, разбор его по членам,

- комбинированный разбор – разбор предложения по членам и по частям речи;

б) по объему разбор может быть полным или выборочным (частичным);в) по форме проведения разбор может быть устным или письменным; г) по назначению разбор может быть обучающим и контрольным.2) Грамматическое конструирование– это синтетическое упражнение, при выполнении которого на основе данных частных понятий составляется общее понятие.

По содержанию языкового материала грамматическое конструирование может быть фонетическое, морфемное, морфологическое, синтаксическое.3) Грамматико-орфографические упражнения – это такие упражнения, при выполнении которых учащиеся учатся находить связи грамматических и орфографических явлений. Это самая большая группа упражнений в учебниках.4) Лексико-грамматические упражнения – это такие упражнения, при выполнении которых дети учатся связывать грамматические явления с семантикой, смыслом слова. Это небольшая группа упражнений в учебниках.

Рекомендации к выполнению упражнений:

1. Повторение необходимого для выполнения упражнения материала.2. Знакомство учащихся с заданием к упражнению (чтение задания по учебнику, сообщение учителем, объяснение детей, как следует выполнять).3. Выполнение упражнения (несколько примеров выполнить коллективно, с комментированием, затем самостоятельная работа детей, возможно по вариантам).4. Проверка (самопроверка или взаимопроверка).5. Обобщение и вывод.

Итак, подводя итог сказанному, отметим, что процесс формирования грамматического понятия – процесс сложный и длительный. Важно, чтобы учащиеся осознали сущность понятия, умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т. е. умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике. Для этого необходимо в процессе работы над усвоением грамматической категории в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся, придерживаться выделенных М.Р. Львовым этапов формирования грамматических понятий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: