Упражнения для закрепления темы

 

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которой формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное». Поэтому для того чтобы дети лучше запомнили изученный материал, необходимо давать задания не только во время изучения темы, но и подвести итог проведенный работы. Это позволит узнать, насколько дети в классе усвоили тему. Приведем примеры таких упражнений [5]:

Упражнение 1. Подчеркни только имена существительные:

Жук, обед, идёт, мама, сын, говорит, стол, ножка, милая, пошёл, немножко, кресло, буфет, алый, аппетит, бабушка, бантик, белый, берег, билет, вагон, вкусный.

Упражнение 2. Укажи, какие существительные одушевлённые, а какие - неодушевлённые.

Брат, ванна, вкус, вода, Валя, глаз, год, гадюка, голова, городок, гриб, дедушка, день, ёж, дикобраз, дождь, подорожник, дочь, ель, журавль, зверь, котик, медведь, мёд.

Упражнение 3. Выдели окончание, основу и корень в словах:

Гусь, гусыня, гусиный, дом, домовой, дорога, дороженька, ёлка, еловый, журавушка, журавлиный, звёздный, звезда, зверь, зверёк, звериный, зуб, зубок, белозубый, книга, книжечка, книжный.

Упражнение 4. Распредели слова в три столбика в зависимости от их родовой принадлежности.

Конь, капуста, лёд, мир, нора, орёл, орлица, осень, кино, остров, чудо, варенье, роза, рыба, сапог, смех желание, море, лето, стена, сосед, сторож, купание, золото, трава, флаг, мнение,

Упражнение 5. Выпиши из текста существительные, определи их род.

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.

Упражнение 6. Напиши по три имени существительных, выдели окончания [8].

Упражнение 7. Разбери слова по составу.

Пёрышко, лисёнок, рассказчик, смелость.

Упражнение 8. Напиши слова в скобках в единственном числе.

Тёмная (ночи) ______________                красивый (плащи) ___________________________

Интересная (задачи)__________________ колючий (ежи) ___________________________

 

Упражнение 9. Укажите, в каком ряду все существительные в винительном падеже.

а) свободу, песню, учителя

б) лапочкой, цветком, рожью

в) в саду, о городе, на солнце

г) лист, зайчик, кровать

Упражнение 10. Слово-помощник вижу употребляется в каком падеже?

а) в именительном

б) в творительном

в) в родительном

г) в винительном

Упражнение 11. В какой строчке имена существительные записаны в таком порядке:

м.р., ср.р., ж.р.?

а) весло, парус, лодка

б) стакан, тарелка, дупло

в) скворечник, дупло, кормушка

Упражнение 12. Выберите верное утверждение:

а) имя существительное – это состав слова

б) имя существительное – это член предложения

в) имя существительное – это часть слова

г) имя существительное – это часть речи

Упражнение 13:

1).Подчеркни существительные 1-го склонения:

Лошадь, конь, болото, трава, отвар, каша, седло, портфель, пенал, тетрадь, учебник, ручка, работа.

2).Подчеркни имена существительные 2-го склонения:

Город, поле, море, ветер, пассажир, состав, облако, трава, камыш, осина.

3). Подчеркни существительные 3-го склонения:

Поле, радость, мыло, страна, вагон, колесо, дочь, ночь, юность, мышь.

Упражнение 14. Слово земля какая часть речи?

а) имя прилагательное

б) имя существительное

в) глагол

г) местоимение

Упражнение 15. Укажите предложение, в котором выделенное слово стоит в именительном падеже.

а) Цветы похожи на маленькое солнце.

б) Всё лето цветут одуванчики.

в) В небо взлетают цветные огоньки.

г) Ветер погнал мяч по дорожке.

 

Заключение

В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы – сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учебной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.

Языковое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных.

Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.

Изучая данную тему, напрашивается вывод о том, что недостаточно того, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, усвоил термин и запомнил определение. Важно, чтобы знания закрепились, чтобы ребёнок мог их «переносить» на решение новых задач.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей применять знания по изученной теме на практике, для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной формах. Вот почему важно формировать лексические понятия именно в начальной школе. Ведь в младших классах закладывается тот самый «багаж» знаний, с которым дети в дальнейшем пойдут по жизни. Также именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. Поэтому так важно уделять большое внимание развитию речи младших школьников, формирование у них коммуникативного УУД (как это пишут в образовательных программах и ФГОС).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: