Оглавление
Введение | ……………………………………………………………….. | стр.3 |
Глава 1. | Теоретические основы изучения имени существительного | |
1.1. | Понятие об имени существительном……………………… | стр.5 |
1.2. | Подходы к изучению имени существительного в различных УМК по русскому языку………………………… | стр.10 |
Глава 2. | Методика работы по изучению имени существительного в начальной школе | |
2.1. | Методика работы по изучению имени существительного в начальной школе……………………………………………… | стр.15 |
2.2. | Упражнения, при выполнении которых формируются знания и умения учащихся ………………………………… | стр.21 |
2.3 | Упражнения для закрепления темы………………………… | стр. 30 |
Заключение………………………………………………………………… стр.34
Список используемых источников………………………………………. стр.36
Введение
Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретенным младшими школьниками при изучении родного языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам. Одним из разделов русского языка является морфология. Морфология содержит сведения о грамматических классах слов русского языка, об образовании форм и систем форм, о морфологических категориях, в которых эти формы реализуются. Образовательная ценность морфологии заключается в том, что она помогает ребенку понять природу языковых явлений, осознать сложность, богатство и красоту родного языка. В рамках раздела «Морфология» дети изучают тему «Имя существительное». Работа над темой «Имя существительное» представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с первого по четвёртый класс.
|
|
Актуальность работы определяется необходимостью формирования грамотности у учеников начальных классов для формирования гармонично развитой и всесторонне подготовленной личности.
Цель исследования: раскрыть методику изучения имени существительного на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие об имени существительном.
2. Рассмотреть подходы к изучению имени существительного в различных УМК по русскому языку.
3. Исследовать методику работы по изучению имени существительного в начальной школе.
4. Рассмотреть упражнения, при выполнении которых формируются знания и умения учащихся.
5. Исследовать упражнения для закрепления темы.
|
|
Объект исследования - процесс изучения имени существительного в начальных классах.
Предмет исследования: методические приемы изучения лексико-грамматических признаков имен существительных в начальных классах.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме.
2. Методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики.
3. Метод наблюдения, количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Глава 1. Теоретические основы изучения имени существительного
1.1. Понятие об имени существительном
В начальной школе происходить обучение слову. Ученики изучают морфологию. Это весьма непростая часть русского языка. Для того, чтобы в совершенстве владеть ею, следует формировать у учеников способность к абстрактному мышлению. Исследование частей речи предполагает понимание того, из чего состоит слово и как слово образуется. Кроме того, требуются лексические знания, и синтаксические знания.
С помощью исследования морфологии у детей развивается мышление. Возникает понимание языка как системы. Само собой, происходить рост грамотности.
В системе изучения русского языка исследование имени существительного занимает существенное место.
Представление об имени существительном формируется у учеников поэтапно в течение четырех лет. Для этого используется принцип преемственности [2].
Исследование данной темы носит системный характер. Для того, чтобы работа была результативной, необходимо в определенной последовательности исследовать грамматические признаки и лексические особенности. Кроме того, следует постепенно все более усложнять упражнения. Это нужно для того, чтобы в итоге сформировалось точное употребление слова в речи и его верное написание.
Размер материала, который изучается, определяется особенностями имени существительного как явления языка, поставленными задачами и особенностями возраста учеников.
Рассмотрим основные задачи, которые стоят перед педагогами и учениками в начальной школе при изучении данной темы.
В первую очередь, это понимание грамматики имени существительного. Это также формирование понимания различий и употребления одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Необходимо сформировать умения употребления больших букв при написании фамилий, имен, отчеств и ряда географических наименований.
Ученики должны овладеть родами имен существительных, правильно употреблять мягкий знак в тех словах, где на конце шипящие звуки. Ученики также должны овладеть навыками употребления при изменении имен существительных по числам.
Необходимо сформировать представление о том, как правильно писать окончания в падежах. При этом происходит обогащение словарного запаса детей новыми словами, дети учатся верно употреблять новые имена существительные. При этом формируется понимание многозначности имен существительных, понимание того, что есть синонимы и антонимы.
Постепенно дети учатся применять операции обобщения, учатся анализу и сравнению. Характерно, что все эти задачи решаются не отдельно, но в комплексе, они связаны друг с другом.
Вместе с тем, на разных стадиях работы наибольшую значимость приобретают различные задачи. В частности, для первого и второго классов характерно фокусирование понимания признаков имен существительных как части речи. В следующих двух классах акцент делается на исследование правильного письма окончаний в падежах. При этом работа носит целостный характер.
Так, в частности, в первых двух классах исследование грамматических признаков формирует базу знаний для осознанного правильного написания. В-третьих и четвертых классах непрерывно совершенствуются знания о роде, числах и падежах существительных.
|
|
У учеников развивается речь и мышление. Это происходить на протяжении всего обучающего процесса. Вся работа имеет своей целью развитие словаря детей. Они учатся связно говорить и ясно мыслить.
Для имени существительного характерно определенное лексическое значение. У него также есть определенные грамматические особенности. Для всех имен существительных характерна предметность.
Итак, дадим определение имени существительного.
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение пpедметности в частных гpамматических категоpиях одушевленности-неодушевленности, pода, числа и падежа.
С помощью существительных предметы именуются в широком понимании. Таким образом, происходить не только именование конкретных предметов, но и их общностей. Например, стул, или стол. Или же мебель или листва. Также именуются элементы, например ветка или ствол. Именуются живые существа такие, например, как птица, человек. Кроме того, действия в состоянии отвлеченности от тех, кто эти действия выполняет. Например, ходьба или отдых. Также используется отвлечение количества от носителей, как, например, белизна или сотня [7].
Их такого положения вещей можно сделать вывод о том, что понимание предметности является отвлеченным грамматическим значением. И оно характерно для всех существительных.
Для имен существительных характерна предметность в формах рода, падежа и числа.
С наибольшей характерностью это отражается в сравнении имени существительного и глагола, или прилагательного. Если привести в пример такие слова, как бег и бежит, то становится очевидно, что оба эти слова используются для обозначения действия, однако, неодинаково. В случае со словом бежит обозначается действие. Это действие находится во взаимосвязи с кем-то или чем-то. Вместе с тем в слове бег не указывается на то, что оно с чем-либо связано.
|
|
Суть в том, что при использовании слова бег происходить название действия, которое опредмечено. Такое же свойство проявляется если провести сравнение таких слов, как смелый или смелость. В слове смелый для обозначения качества используется признак, имеющий отношение к лицу или предмету. Что касается слова смелость, то в таком случае, обозначается признак или качество, которое опредмечено.
Отличия в морфологии имени существительного, глагола и прилагательного выражаются в разных формах изменения. Для глагола характерно спряжение. Для существительного, в свою очередь, склонение. Для прилагательного характерно изменение соответственно роду.
Что касается синтаксических отличий, то их суть в том, что для глагола в основном предусмотрено место сказуемого. Существительное используется как дополнение или подлежащее. Что касается прилагательного, то оно бывает определением.
Разница в образовании слов состоит в том, что для глагола характерно богатство приставок. С их помощью меняется лексическое значение глагола. Например, идти, уйти, войти, выйти, перейти.
Что касается имени существительного, то оно богато на суффиксы. Примером может служить следующее: книга – книжка – книжечка – книжонка – книжник.
В качестве базовых категорий грамматики имени существительного выступают род, число и падеж. При обучении в начальной школе детей знакомят с родом, числом и падежом.
Рассмотрим кратко данные грамматические категории. Так, категория рода применяется для обозначения предметности. Для детей не вызывает сложности понимание рода с точки зрения морфологических признаков. Например, мужской pод с нулевым окончанием: дом, сад, учитель, саpай.
Что касается женского рода:женский pод в именительном падеже единственного числа – -а, -я: стена, земля; сpедний pод в именительном падеже единственного числа – -о, -е: окно, поле.
Также обычно не вызывает затруднений определение по признакам синтаксиса. Как, например, если существительные соединяются с прилагательными:(большой дом, большая книга, большое поле) или с глаголами (мальчик ушел, девочка ушла).Не возникает сложностей также категория числа существительных. В начальной школе ученики изучают только базовые формы существительных в единственном числе. Это, например, стол, стена, окно. А также множественное число. Например, столы, стены, окна[6].
Появляется понимание того, что, если существительное находится во множественном числе, то оно не подлежит изменению по родам.
Характерно, что со спецификой категорий чисел у собирательных существительных ученики не знакомятся. Так, например, это молодежь, листва, сосняк. Также это вещественные и отвлеченные, такие, как железо, золото, нефть, и веселье, трудолюбие, лень. Кроме того, это такие существительные, как сливки, дpожжи, ножницы. Эти существительные имеют только единственное или только множественное число. Характерно, что ученики не так уж часто ошибаются в употреблении этих существительных.
Таким образом, для смысловых и грамматических признаков имен существительных характерна определенная сложность. Поэтому необходимо поэтапно при выполнении практических заданий и упражнений аккумулировать данные для сравнения. Впоследствии эти сведения обобщаются и благополучно усваиваются учениками. Общность таких знаний и является сутью знаний учеников об имени существительном.