Тема J.3. Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте

Современный период деятельности коммерческих и неком­мерческих учреждений культуры характеризуется все более час­тым обращением учредителей и руководителей этих структур к теории и методам менеджмента в целом и арт-менеджмента в ча­стности. Однако у российских руководителей, работающих в сфере культуры и искусства, нет ясного представления о ме­неджменте как таковом, что выражается в причудливом сочета­нии пренебрежительного отношения к научным постулатам или вообще в отрицании теории менеджмента как науки, в произ­вольном толковании отдельных технологий арт-менеджмента при их применении.

Да и затянувшийся общественно-экономический кризис в России, обусловленный возникшими проблемами смены строя, распадом СССР, развалом производства, а также переходом от/ индустриальной к постиндустриальной фазе развития современ­ной цивилизации, невнятные стратегии государства по организа­ции выхода из сложившегося кризиса, отсутствие четкого пред­ставления о необходимых действиях в сложившейся ситуации,которые позволят наладить устойчивое управление отдельным учреждением, регионом, страной, пренебрежение богатым науч­ным и культурным потенциалом социума порождают неопреде­ленность как в жизнедеятельности общества, так и на уровне от­дельных учреждений и частных фирм, где по-прежнему исполь­зуются традиционные командно-административные методы управления, дополненные приемами теневой экономики и низко­профессиональной разнокачественной культурой псевдорыноч­ного регулирования.

В то же время практика высокой культуры управления во всех областях экономической и социокультурной деятельности, как показывает опыт других стран, оказывает большое влияние на развитие страны и ее культуры, что ставит перед нами вопрос о необходимости поиска нового подхода к разработке теории арт-менеджмента, отвечающей запросам времени, и о наполнении этой деятельности гуманитарным содержанием.

Возникшие за этот период новые философские школы, сис­тематизирующие практику переходных процессов в социально-культурной, политической и экономической сферах, по-новому рассматривают роль личности в общественных процессах и влия­ние интеграционных процессов на взаимопроникновение различ­ных научных дисциплин. Это в свою очередь приводит к возник­новению новых методологических обоснований, новых знаний, новых социальных тенденций, нового содержания менеджмента.

С этой целью обратимся к рассмотрению современных со­циокультурных концепций развития общей теории менеджмента, которые находят широкое применение во всех сферах управлен­ческой деятельности, в том числе арт-менеджменте.

Развитие промышленного капитализма (конец XIX века) вызвал к жизни потребность в творческих управленческих кад­рах. Владельцы в виду развития промышленности и возникнове­ния крупных предприятий уже не могли самостоятельно наблю­дать за деятельностью своих работников. Лучшие специально обученные рабочие стали представлять интересы владельцев на рабочих местах.

В этот период произошла институциализация менеджмен­та, благодаря чему менеджмент превратился в самостоятельный и престижный вид профессиональной деятельности, самостоятельную учебную дисциплину, область научных знаний и деловую культуру1.

В последующий период менеджмент меняет ориентиры от потребностей конкретной организации до изучения способов управления, действующих в их окружении.

Интенсивное развитие кибернетических и других информа­ционных теорий приводит к формированию новой парадигмы управления, которая пришла на смену двум предыдущим: -американской (иерархической) и японской (корпоративной) моделям менеджмента. Под парадигмой принято понимать концепции, которые находят применение в общественной Практике в качестве руководящих идей и технологий.

Задача парадигмы управления начала XXI века, по мнению П. Друкера, заключается в том, чтобы делать «знания произво­дительными». Другие исследователи в сфере менеджмента считают необ­ходимым (в связи с изменением базовых общественных установок) значительное изменение систем управления, добиваясь их простоты, гибкости, эффективности, конкурентоспособности.

Так Дж. Траут в своей работе «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям»3 предлагает в современных Системах управления использовать следующие структуры:

- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим Штатом, но более квалифицированным;

- небольшое количество уровней управления;

- адаптивные структуры, сформированные по типу групп (команд) специалистов;

- максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики рабо­ты организаций.

Многие современные исследователи менеджмента рассмат­ривают его как общий для всех социальных объектов институт, который переступил границы национальных государств, обеспечивая социально-экономическое развитие человеческого общества в целом1.

Современный менеджмент, таким образом, носит ярко вы­раженный междисциплинарный характер, сочетая как точные науки, где необходим результат и возможность его проверки, так и гуманитарные, представляющие систему ценностей, убеждений и практического опыта, и тесно связан с социокультурным разви­тием страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, с общим со­стоянием духовной сферы народа, нации, их деловой культурой.

В последние десятилетия повысились требования к ответ­ственности за социальные результаты в области менеджмен­та, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры и искусства. Арт-менеджмент сегодня можно рассматривать как своеобразную культуру управления, присущую развитой гумани­стической цивилизации, стремящейся глобализовать усилия че­ловечества как ноософное явление2.

Исследуя психотехнологии и проблемы эффективного ме­неджмента, И. Кузьмин отмечает, что современная картина мира осмысляется и представляется менеджером при таком подходе путем развития точных наук сбора, систематизации, анализа, ло­гического мышления и принятия им решений путем выбора из альтернатив3.

Кроме того, управленцы нового типа должны обладать ин­туицией, способностью к творчеству, умением подключить к по­иску решения проблем весь свой интеллектуальный и духовный ресурс, стратегическое мышление, образность, коммуникацию идей.

Ему должно быть присуще целостное образное мышление, понимание смысла человеческого существования не только с точки зрения утилитарной, сиюминутной личной выгоды.

Менеджер нового типа должен глубоко понимать законы развития мира с точки зрения духовного ноосферного обоснова­ния, основанного на принципах экологичности и синергии - ох­раны и поддержания жизни на Земле всего социума и каждой личности в отдельности.

Современная парадигма управления меняет свою сущность И в области наращивания гуманистических подходов к управле­нию. Необходимо решать новые задачи, связанные с проблемами экономичного расходования не только материальных и финансо­вых капиталов, но и человеческих - здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала. Вопрос стоит и об изменении форм и направленности стимулов труда уже с иных позиций - формационного развития общества и управления.

     И, как отмечает Ю.В. Тихонравов, «прослеживая характер применения стимулов в различных общественно-экономических формациях, мы наблюдаем закон возрастания роли положитель­ных стимулов труда и угасания значения негативного стимулирования»1.

Впервые доктрину социального человека в управлении, пришедшую на смену концепции экономического человека, вы­двинула школа человеческих отношений в 30-е годы XX века в США. Исследования, проведенные Э. Мэйо и М. Фоллет, убеди­тельно доказали значение человеческого фактора на производст­ве и целесообразность открытого общения с работниками.

Дальнейшее развитие эта концепция нашла в разработках основоположника школы операционного гуманизма Д. Макгре­гора, обратившего внимание на важность в управлении не столь­ко субъектно-объектных отношений, сколько отношения работ­ников к самой работе. Исследования подтвердили верность пред­положения роли работы как главного фактора в поддержке моти­вации и получении удовлетворения от труда.

Американский психолог А. Маслоу пошел дальше в своих исследованиях, выдвинув концепцию о самореализующемся работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку за счет личной независимости, максимального исполь­зования своих способностей и ответственного отношения к рабо­те он сумел удовлетворить все предыдущие потребности. Пара­дигма менеджмента человеческих ресурсов стала пониматься следующим образом: успешность работы организации обеспечивается тем, насколько полно используется потенциал персонала при достижении целей, а методы управления должны быть направлены на то, чтобы сделать человеческие ресурсы фирмы наиболее продуктивными.

И в соответствии с концепцией социальной ответственности менеджмента среди направлений деятельности современного ме­неджера наиболее востребованными становятся:

• окружающая среда (забота о здоровье и безопасности персонала);

• развитие личности работников (повышение квалификации, качества жизни, включение его в управление);

•образование и культура (финансирование программ образования и культуры, развитие системы ценностей, целостного образа мышления работников);

• участие в жизни общества (качество продукции, финанси­рование социальных проектов, повышение уровня управленче­ской культуры сотрудников).

Использование всех возможностей менеджмента человече­ских ресурсов становится приоритетным направлением в дея­тельности процветающих арт-фирм и учреждений культуры. В результате создаются организационно-технические и социально-психологические условия для формирования трудового потен­циала и максимальной реализации профессиональных, физиче­ских и духовных качеств специалистов-профессионалов. А со­временные менеджеры стремятся к тому, чтобы организация под их управлением работала в режиме открытой системы, взаимо­действуя с окружающей средой, использовать полноту интеллек­туального и духовного потенциала персонала и современные си­туационные технологии при решении сложнейших задач выжи­вания и развития.

Интересным становится сравнение открытых и закрытых управленческих систем, которое дано в представленной таблице:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: