Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений культуры характеризуется все более частым обращением учредителей и руководителей этих структур к теории и методам менеджмента в целом и арт-менеджмента в частности. Однако у российских руководителей, работающих в сфере культуры и искусства, нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается в причудливом сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или вообще в отрицании теории менеджмента как науки, в произвольном толковании отдельных технологий арт-менеджмента при их применении.
Да и затянувшийся общественно-экономический кризис в России, обусловленный возникшими проблемами смены строя, распадом СССР, развалом производства, а также переходом от/ индустриальной к постиндустриальной фазе развития современной цивилизации, невнятные стратегии государства по организации выхода из сложившегося кризиса, отсутствие четкого представления о необходимых действиях в сложившейся ситуации,которые позволят наладить устойчивое управление отдельным учреждением, регионом, страной, пренебрежение богатым научным и культурным потенциалом социума порождают неопределенность как в жизнедеятельности общества, так и на уровне отдельных учреждений и частных фирм, где по-прежнему используются традиционные командно-административные методы управления, дополненные приемами теневой экономики и низкопрофессиональной разнокачественной культурой псевдорыночного регулирования.
|
|
В то же время практика высокой культуры управления во всех областях экономической и социокультурной деятельности, как показывает опыт других стран, оказывает большое влияние на развитие страны и ее культуры, что ставит перед нами вопрос о необходимости поиска нового подхода к разработке теории арт-менеджмента, отвечающей запросам времени, и о наполнении этой деятельности гуманитарным содержанием.
Возникшие за этот период новые философские школы, систематизирующие практику переходных процессов в социально-культурной, политической и экономической сферах, по-новому рассматривают роль личности в общественных процессах и влияние интеграционных процессов на взаимопроникновение различных научных дисциплин. Это в свою очередь приводит к возникновению новых методологических обоснований, новых знаний, новых социальных тенденций, нового содержания менеджмента.
С этой целью обратимся к рассмотрению современных социокультурных концепций развития общей теории менеджмента, которые находят широкое применение во всех сферах управленческой деятельности, в том числе арт-менеджменте.
|
|
Развитие промышленного капитализма (конец XIX века) вызвал к жизни потребность в творческих управленческих кадрах. Владельцы в виду развития промышленности и возникновения крупных предприятий уже не могли самостоятельно наблюдать за деятельностью своих работников. Лучшие специально обученные рабочие стали представлять интересы владельцев на рабочих местах.
В этот период произошла институциализация менеджмента, благодаря чему менеджмент превратился в самостоятельный и престижный вид профессиональной деятельности, самостоятельную учебную дисциплину, область научных знаний и деловую культуру1.
В последующий период менеджмент меняет ориентиры от потребностей конкретной организации до изучения способов управления, действующих в их окружении.
Интенсивное развитие кибернетических и других информационных теорий приводит к формированию новой парадигмы управления, которая пришла на смену двум предыдущим: -американской (иерархической) и японской (корпоративной) моделям менеджмента. Под парадигмой принято понимать концепции, которые находят применение в общественной Практике в качестве руководящих идей и технологий.
Задача парадигмы управления начала XXI века, по мнению П. Друкера, заключается в том, чтобы делать «знания производительными». Другие исследователи в сфере менеджмента считают необходимым (в связи с изменением базовых общественных установок) значительное изменение систем управления, добиваясь их простоты, гибкости, эффективности, конкурентоспособности.
Так Дж. Траут в своей работе «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям»3 предлагает в современных Системах управления использовать следующие структуры:
- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим Штатом, но более квалифицированным;
- небольшое количество уровней управления;
- адаптивные структуры, сформированные по типу групп (команд) специалистов;
- максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики работы организаций.
Многие современные исследователи менеджмента рассматривают его как общий для всех социальных объектов институт, который переступил границы национальных государств, обеспечивая социально-экономическое развитие человеческого общества в целом1.
Современный менеджмент, таким образом, носит ярко выраженный междисциплинарный характер, сочетая как точные науки, где необходим результат и возможность его проверки, так и гуманитарные, представляющие систему ценностей, убеждений и практического опыта, и тесно связан с социокультурным развитием страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, с общим состоянием духовной сферы народа, нации, их деловой культурой.
В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры и искусства. Арт-менеджмент сегодня можно рассматривать как своеобразную культуру управления, присущую развитой гуманистической цивилизации, стремящейся глобализовать усилия человечества как ноософное явление2.
Исследуя психотехнологии и проблемы эффективного менеджмента, И. Кузьмин отмечает, что современная картина мира осмысляется и представляется менеджером при таком подходе путем развития точных наук сбора, систематизации, анализа, логического мышления и принятия им решений путем выбора из альтернатив3.
Кроме того, управленцы нового типа должны обладать интуицией, способностью к творчеству, умением подключить к поиску решения проблем весь свой интеллектуальный и духовный ресурс, стратегическое мышление, образность, коммуникацию идей.
|
|
Ему должно быть присуще целостное образное мышление, понимание смысла человеческого существования не только с точки зрения утилитарной, сиюминутной личной выгоды.
Менеджер нового типа должен глубоко понимать законы развития мира с точки зрения духовного ноосферного обоснования, основанного на принципах экологичности и синергии - охраны и поддержания жизни на Земле всего социума и каждой личности в отдельности.
Современная парадигма управления меняет свою сущность И в области наращивания гуманистических подходов к управлению. Необходимо решать новые задачи, связанные с проблемами экономичного расходования не только материальных и финансовых капиталов, но и человеческих - здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала. Вопрос стоит и об изменении форм и направленности стимулов труда уже с иных позиций - формационного развития общества и управления.
И, как отмечает Ю.В. Тихонравов, «прослеживая характер применения стимулов в различных общественно-экономических формациях, мы наблюдаем закон возрастания роли положительных стимулов труда и угасания значения негативного стимулирования»1.
Впервые доктрину социального человека в управлении, пришедшую на смену концепции экономического человека, выдвинула школа человеческих отношений в 30-е годы XX века в США. Исследования, проведенные Э. Мэйо и М. Фоллет, убедительно доказали значение человеческого фактора на производстве и целесообразность открытого общения с работниками.
Дальнейшее развитие эта концепция нашла в разработках основоположника школы операционного гуманизма Д. Макгрегора, обратившего внимание на важность в управлении не столько субъектно-объектных отношений, сколько отношения работников к самой работе. Исследования подтвердили верность предположения роли работы как главного фактора в поддержке мотивации и получении удовлетворения от труда.
|
|
Американский психолог А. Маслоу пошел дальше в своих исследованиях, выдвинув концепцию о самореализующемся работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку за счет личной независимости, максимального использования своих способностей и ответственного отношения к работе он сумел удовлетворить все предыдущие потребности. Парадигма менеджмента человеческих ресурсов стала пониматься следующим образом: успешность работы организации обеспечивается тем, насколько полно используется потенциал персонала при достижении целей, а методы управления должны быть направлены на то, чтобы сделать человеческие ресурсы фирмы наиболее продуктивными.
И в соответствии с концепцией социальной ответственности менеджмента среди направлений деятельности современного менеджера наиболее востребованными становятся:
• окружающая среда (забота о здоровье и безопасности персонала);
• развитие личности работников (повышение квалификации, качества жизни, включение его в управление);
•образование и культура (финансирование программ образования и культуры, развитие системы ценностей, целостного образа мышления работников);
• участие в жизни общества (качество продукции, финансирование социальных проектов, повышение уровня управленческой культуры сотрудников).
Использование всех возможностей менеджмента человеческих ресурсов становится приоритетным направлением в деятельности процветающих арт-фирм и учреждений культуры. В результате создаются организационно-технические и социально-психологические условия для формирования трудового потенциала и максимальной реализации профессиональных, физических и духовных качеств специалистов-профессионалов. А современные менеджеры стремятся к тому, чтобы организация под их управлением работала в режиме открытой системы, взаимодействуя с окружающей средой, использовать полноту интеллектуального и духовного потенциала персонала и современные ситуационные технологии при решении сложнейших задач выживания и развития.
Интересным становится сравнение открытых и закрытых управленческих систем, которое дано в представленной таблице: