Элементы содержания менеджмента | Парадигма последних 40 лет XX века | Парадигма XXI века |
Культура | Стабильность, рациональность | Изменения, решение проблемы |
Технологии | Механистические | Электронные |
Задачи | Материальные | Ментальные, базирующиеся на идеях |
Иерархия | Вертикальная | Горизонтальная |
Власть/Контроль | Высшего менеджмента | Широко распределенная |
Цели карьеры | Безопасность | Личный рост, мастерство |
Лидерство | Автократическое | Преобразующее |
Рабочая сила | Однородная | Многообразие культур |
Выполнение рабочих заданий | Индивидуальное | Командное |
Рынки | Локальные, внутренние | Глобальные |
Фокус внимания | Прибыли | Потребители |
ресурсы | Капитальные | Информационные |
Качество | По возможности | Без исключений |
Представленная таблица отражает наблюдаемую гуманизацию управления. Происходит смена высших ценностей менеджмента: меняется поведение менеджеров, технологии из механических переросли в электронные, функции, выполняемые сотрудниками, все больше носят личностный характер, структуры теряют иерархический вид, а власть и контроль чаще передаются в нижние уровни организации, появляются более широкие возможности для индивидуального роста и обретения мастерства. Задачи, которые решаются командами, отличаются многообразием и универсальностью, заставляют находить свое место уже в системе глобальных рынков и ориентироваться не столько на прибыль, сколько на потребителя, по-новому относиться к информации, рассматривая ее как главный ресурс. В результате меняются и требования к управленцу, который должен представлять собой самореализующуюся универсальную личность, что находит отражение в концепции поведенческого менеджмента.
|
|
Смена управленческого мышления и освоение новой управленческой культуры происходят в борьбе двух подходов к управлению: рационалистического и поведенческого. В рационалистическом подходе управление строится на получении максимальной прибыли от деятельности сотрудников, рабочих по переработке природных ресурсов. Поведенческий подход основан на максимальном эффекте от инициативной деятельности и реализации квалификационных интересов каждого участника команды.
В зарубежной управленческой мысли поведенческий менеджмент обгоняет менеджмент обучения и знаний, сущность которого заключается в раскрытии человеческих возможностей. Данные теории видят ресурсы управления в неиспользованных человеческих возможностях, в открытости границ и интенсивности информационных потоков, в взаимопроникновении национальных культур, что делает необходимым постоянное обучение персонала, усвоение им новых знаний, технологий, ценностей деловой, организационной, трудовой, инновационной и других видов культуры управления. Соответственно меняется поведение и стиль мышления сотрудников, система ценностей, которые становятся результатами коллективных усилий сотрудников, способствуют успеху и устойчивому росту организации. Организация становится обучающей системой, представляя собой новый тип управления.
|
|
В ближайшем будущем в развитии национального бизнеса как в сфере экономики, производства, так и в области культуры ожидают изменения, связанные с проходящими во всем мире процессами глобализации.
В России эти тенденции будут усиливаться вступлением нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию), которое откроет торговые границы нашей страны. Глобализация откроет новые рынки, устранит торговые барьеры между странами, расширит возможности для конкурентоспособных фирм и выплеснет на рынок многообразие рабочей силы от дешевых малоквалифицированных рабочих до опытных, высококвалифицированных, знающих несколько иностранных языков и понимающих культуру зарубежных партнеров, потребителей и конкурентов.
Именно поэтому важным условием в построении конкурентоспособных обучающихся моделей организаций в России становится овладение менеджерами культуры системного мышления, общего (совместного) видения меняющихся ситуаций и целей, методами командной работы, развитие индивидуального мастерства руководства людьми и процессами. Концепция обучающей организации становится воплощением новой социокультурной парадигмы в арт-менеджменте, в которой гуманистическая и профессиональная деятельность реализуется на микроуровне.
Тема 1.4. Организационно-управленческие технологии в арт-индустрии
Организационно-управленческие технологии играют значительную, даже порой решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программы, проекта, в проведении диагностических или экспертных исследований. Это и понятно, поскольку правильная организация и эффективный менеджмент являются условиями успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий.
В классическом менеджменте организация рассматривается как одна из основных функций наряду с планированием, мотивацией и контролем. Каждая из функций жизненно необходима при проектировании и реализации социокультурных и арт-проектов. При этом планирование обеспечивает основу для достижения главной цели - создания и реализации проекта, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических задач проекта.
Под термином «организация» философы подразумевают:
- структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность;
- определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс);
- социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность.
Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс по реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.
При разработке арт-проектов всегда присутствует организационный этап, т. е. этап создания определенных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности учреждения культуры, арт-фирмы, арт-менеджера и исполнителей проекта. Через организаторскую деятельность, т. е. распределение обязанностей и объединение задач и компетенций, происходит целенаправленное управление отношениями в учреждении, на фирме при работе над арт-проектом.
|
|
Исследователь проблем культурно-досуговых технологий, наиболее близких к арт-технологиям, А.Д. Жарков, рассматривая организацию культурно-досуговой деятельности как часть технологического процесса, привязывает ее к функциональным особенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации:
- оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь;
- рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;
- взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями.
Однако в практической деятельности все не так просто. В ходе организации своей деятельности специалистам, работающим в сфере культуры, приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовариантными ситуациями, требующими порой незамедлительного разрешения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что большое количество участников социально-культурных акций (многочисленные и разножанровые творческие коллективы), работников культуры - организаторов мероприятий, различного рода управленцев требует согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведении мероприятия, а также целенаправленных действий работы с аудиторией.
Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредителям и организаторам приходится решать не один ряд проблем.
С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не явилась тормозом для творческой составляющей социально-культурной деятельности, а с другой - организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем (организационном процессе) представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап включает в себя определенный набор целенаправленных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности.
|
|
В.З. Дуликов рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов социально-культурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата, и протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурного мероприятия.
Организационная деятельность арт-менеджера тесно связана с управленческой и имеет в своей основе общие и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно выделить общие цели по достижению позитивного результата. Различает же их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии как между специалистами-организаторами, так и рядовыми участниками - посетителями мероприятий, а также представителями широкой общественности, подключенной к реализации проекта.
Организация представляет собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управление - взгляд, как правило, сверху. Управление деятельностью предполагает определение стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.
Процесс организации деятельности решает следующие задачи: а) определение кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; б) установление связи между участниками социокультурного процесса; г) координация их действий.
В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-Культурной деятельности. Среди них:
- ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости от ситуации, собственно организации и самоорганизации;
- принцип партнерских, основанных на субъектно-субъектных связях отношений, проявляющийся в признании равноправия участников социокультурного процесса;
- принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социокультурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).
Функция организации состоит в том, чтобы свести воедино всех специалистов, занятых в разработке и осуществлении проекта, определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. В процессе организации структурируется работа и формируются подразделения, исходя из размера предприятия, целей и проектного объема работ, технологий и персонала.
Существует ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться арт-менеджеру в процессе выполнения организационной функции независимо от масштабов арт-проектов:
- определение и детализация целей учреждения, фирмы, оргкомитета, которые выявлены в ходе проектирования;
- определение видов деятельности, необходимых для достижения выявленных целей;
- разделение труда между специалистами и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение руководителя и подчиненных, круга обязанностей, сроков исполнения, видов отчетности, главного менеджера или директора;
- единство целей деятельности, где каждый член организации работает на общее благо, никто не имеет права работать против целей организации;
- размах менеджмента, включающий определенное число подчиненных (руководители высшего звена управляют не более десятком подчиненных, руководители низшего звена могут контролировать большее количество сотрудников).
Таким образом, организацию как важнейшую функцию управления мы можем понимать, с одной стороны, как структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, а с другой -как процесс, в ходе которого разрабатывается и создается проект и сохраняется структура учреждения, фирмы.
Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи перевода процесса воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление можно рассматривать в статике как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и осуществления контроля за деятельностью всех элементов организации на различных уровнях.
Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры регионального или местного подчинения осуществляет директор, который нанимается, назначается или избирается на эту должность в соответствии с уставом учреждения.
При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство этим учреждением осуществляет его учредитель или попечительский совет, утвержденный учредителем.
Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определенного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ресурсов.
Наибольшее распространение в технологиях арт-менеджмента получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения, фирмы или отдельного проекта. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция фирмы, маркетинговый сектор, сектор связей с общественностью и рекламы, художественно-творческий отдел, финансово-экономический отдел, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом или в конкретных социально-культурных проектах, Система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать следующее штатное расписание: арт-мененджер, главный режиссер, режиссер-постановщик, автор сценария, балетмейстер-постановщик, композитор, художник по костюмам, художник по свету, звукорежиссер, редактор, стилист, директор проекта, менеджер, главный администратор, менеджер по связям с общественностью, коммерческий директор.
Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения по организации процесса деятельности.
В арт-программах и арт-проектах процесс управления также достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в арт-индустрии определяются на базе содержательных основ и понимания сущности управления.
Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает:
- планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;
- четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и их регулирование, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально-культурной деятельности;
- налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий;
- всесторонний и глубокий анализ деятельности, своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков;
- создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов;
- создание особого психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, изменение отношений и мотивации внутри коллектива сотрудников и участников мероприятий;
- стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности.
Организационно-управленческие технологии, широко применяемые в арт-проектах, имеют достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей с организацией охранных зон, схем барьеров безопасности и разработанной системой и формами аккредитации и пропусков. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, отвечающие за рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ.
Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных целей и задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают новое качество и новое значение. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами возрастной или социальной группы.
Системный подход можно представить в виде следующей цепочки: Цель
Ресурсы
План
Решение
Реализация
Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление всем процессом. При этом формулирование главной цели влечет за собой следующие действия:
- выявление главной стратегической цели;
- выявление частной промежуточной цели;
- определение и планирование задач;
- определение путей и сроков решения задач;
- распределение ресурсов;
- выделение средств и определение методов решения;
- организационные действия;
- выполнение решений;
- осуществление контроля и коррекции;
- достижение цели.
Организационно-управленческие технологии в деятельности арт-менеджера имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что:
- содержание деятельности арт-менеджера настолько емко и разнообразно, что позволяет использовать все богатство видов и форм управления;
- в этой отрасли имеются большие возможности для сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых доноров на основе взаимного интеpeca (формирование репутации и имиджа фирмы, проведение рекламной кампании и т.п.);
- в данной отрасли все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов, получение бюджетных и внебюджетных средств;
- социально-экономическая ситуация в стране привела к изменению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на самостоятельном поиске новых механизмов управления;
- управление коммерческими и некоммерческими проектами потребовало от менеджеров освоения новых знаний и умений не только в сфере культуры и искусства, но и в области управления, экономики и права.
Организационно-управленческие технологии предполагают жесткое распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, регламентирующих трудовые права и обязанности. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы.
Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организаторов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций.
Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами, оговаривающими взаимовыгодные условия. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грандов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижению ее товаров.
Форма патронажа предполагает финансовое и организационное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы представляют различные льготы и прерогативы для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.).
Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекта, не требуя каких-либо обязательств со стороны руководства проекта.
Отдельные социальные фонды становятся активными участниками разработки и осуществления социальной политики региона и их приоритетов, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социальный посредник требует определенных затрат - около 10% стоимости проекта.
Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которой осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным донором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, его коммерческая или имиджевая сторона (реклама, связи с общественностью, донорство), а также престижность участия донора в проекте, подтверждающего или продвигающего его социальный статус.
Формирование у доноров чувства сопричастности, ответственности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых мероприятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка билетов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долговременных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, вечера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конференции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и доноров, способствуют привлечению к благотворительной деятельности новых организаций.
Управленческие планы конкретного проекта или организации разрабатываются в зависимости от содержания, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания - они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности или комплексными, включающими ряд направлений; б) от уровня принятия решений по реализации проекта - федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности - прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации - перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).
Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, которые проявились в период реализации проекта. Этому способствует учет, который осуществляется в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий.
Текущий учет предполагает оценку как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К отчету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу: программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, раскрывающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки специалистов. Акты о приеме подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели.
Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от учета текущей работы, по особой табличной форме.
Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, представляющий контроль со стороны вышестоящей организации - учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы; общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан.
Контролю подвергаются документы (законы, приказы, распоряжения, планы, инструкции, нормы и нормативы), материально-технические средства и проведенные финансовые операции.
Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов проекта как важной составляющей формирования и утверждения образа фирмы и конкретного проекта. Корпоративная культура находит свое отражение в стиле управления (ритмичности, равномерности в распределении заданий и сроков исполнения); культуре общения (разрешении и профилактике конфликтов); формах управления внутри проектной жизни (традициях, ритуалах, внешних символах), информационном дизайне (аббревиатуре фирмы, проекта, знаковых и Графических символах, одежде сотрудников, слоганах, звуковых И музыкальных сигналах, запахах и т.п.). Возможным является Принятие системы запретов на внешний облик и систему взаимоотношений внутри коллектива и другие требования.
Тема 1.5. Создание коммерческих фирм в сфере культуры и искусства
Рыночная экономика и юридическое признание собственности возродили в России предпринимательскую деятельность, которая активно развивается и в сфере культуры и искусства. Коммерческое предприятие в сфере культуры представляет собой сложную творческую и производственно-хозяйственную систему, в задачи которой входит производство особого вида продукции, разнообразных услуг и товаров культурного назначения, будь то создание и организация концертной деятельности, кинопроизводство, производство музыкальных товаров, инструментов, товаров шоу-индустрии и т.п.
В отличие от других видов деятельности, где разовая услуга или производство товаров не является продуктом предпринимательской деятельности, в коммерческой деятельности в сфере культуры, и особенно в сфере шоу-бизнеса, продукт чаще всего является разовым - концерты, фестивали, выставки и т.п. Поэтому предпринимательскую деятельность в сфере культуры, и в частности в шоу-бизнесе, можно трактовать как «деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли»1.
Деятельность подобного предприятия, выступающего в качестве субъекта рыночных отношений, протекает в условиях жесткой конкуренции. Но именно эта жесткая конкурентная среда и создает наиболее благоприятные условия для развития конкретного предприятия в сфере культуры и является движущей силой как в освоении новейших технологий производства современного оборудования и оснащения шоу-индустрии, так и в поиске новых форм оригинальных актуальных проектов в различных областях культуры.
Рыночная среда заставляет коммерческую организацию (арт-фирму, продюсерскую или дистрибьютерскую компанию) и другие формы предпринимательской деятельности в области культуры работать в режиме рентабельности, т.е. производить лишь те товары и услуги, которые удовлетворяют потребности населения, отдельных его слоев - публики, пришедшей на концерт, в театр, музей.
Работа в условиях рыночной экономики требует от предпринимателя, продюсера, менеджера высокой компетентности при ведении бизнеса. Умело подготовить и начать свое дело, наладить механизм функционирования, а также понять, в чем суть и движущая сила конкуренции - все это необходимо для успешной деятельности в бизнесе шоу-индустрии и зрелищ. Очень часто в России продюсер или арт-менеджер работает без образования юридического лица, однако в этом случае им необходимо приобретение патента. Нередко продюсер или арт-менеджер работает по трудовому контракту с коммерческой или некоммерческой организацией.
Создание же коммерческой фирмы (ТОО, ЗАО, ООО) в сфере культуры предполагает определенную последовательность действий. На начальном (организационном) этапе создания организации, фирмы, компании определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав и договор о создании и деятельности фирмы с указанием его организационно-правовой формы. Также оформляется протокол собрания участников (создателей) фирмы, на котором назначается директор и председатель ревизионной комиссии, открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации фирмы в местном органе власти должны поступить не менее 50% уставного капитала.
Для государственной регистрации в местные органы власти представляются следующие документы:
1. Заявление учредителя (или учредителей) о регистрации.
2. Устав фирмы.
3. Решение о создании фирмы (постановление собрания учредителей).
4. Договор учредителей о создании и деятельности фирмы.
5. Свидетельство об оплате государственной пошлины.
В уставе оговариваются: вид предприятия, его полное название, адрес, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля и их компетенции, порядок образования имущества и его выкупа, распределение прибыли, условия организации и прекращения деятельности.
После регистрации и получения свидетельства сведения о новой фирме передаются в Министерство финансов Российской Федерации для включения образованной фирмы в реестр предприятий, где фирме присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
Заключительный этап создания коммерческой организации предполагает открытие постоянного расчетного счета в банке, регистрацию в районной налоговой инспекции, изготовление печати и углового штампа. С этого момента арт-фирма, продюсерский центр или иная форма предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства начинает функционировать как юридическое лицо.
Возможно создание акционерного общества. Однако в этом случае его учредителям предстоит организовать также подписку на акции.
При открытой подписки на акции учредители должны опубликовать извещение о предстоящей подписке, где указывается предмет, цели и сроки деятельности предполагаемого акционерного общества, состав его учредителей и дата проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальная стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.
Акционеры (держатели акций) обязаны внести не менее 30% номинальной стоимости акций до дня созыва учредительного собрания, при условия распределения всех акций среди учредителей взнос должен составить не менее 50%. Кроме того, акционер обязан полностью выкупить акции общества не позднее одного года после регистрации акционерного общества.
На учредительной конференции решаются следующие Вопросы:
1. Утверждение акционерного общества (АО).
2. Утверждение устава АО.
3. Утверждение размера уставного фонда (капитала) после Завершения подписки на акции.
4. Выборы руководящих органов АО.
После проведения конференции учредителями осуществляется регистрация акционерного общества.
Перед началом деятельности по созданию арт-фирмы необходимо провести маркетинговую разведку и найти свою рыночную нишу, изучив:
A. Политические факторы - стабильность политической системы, формы защиты собственности, возможности инвестиций.
Б. Социально-экономические и культурные факторы - спрос на культурную продукцию, культурные интересы и запросы отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать фирма, возможные конкуренции, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы.
B. Правовые факторы - наличие и состояние законодательной базы.
При выборе организационно-правовой формы учитываются стартовые условия вновь открывающейся фирмы. Большинство предпринимателей выбирают форму товарищества с ограниченной ответственностью (ООО). При этой форме участники общества не отвечают по его обязательствам и несут тот риск убытков, который связан лишь с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
При выборе учредителя следует учитывать такие параметры, как платежеспособность, деловая порядочность, взаимное доверие.
Важным документом, предваряющим начало деятельности коммерческой организации в сфере культуры и искусства, становится бизнес-план.
1. Бизнес-план помогает очертить тот круг проблем, с которыми придется столкнуться директору и коллективу продюсерского центра или арт-фирмы в процессе своего функционирования в рыночных условиях.
2. Бизнес-план служит основанием для предполагаемой деятельности и оценки ее результатов.
3. Бизнес-план является важным документом для стратегического планирования, руководства к действию и контроля за исполнением намеченных планов.
4. Бизнес-план можно использовать как средство для получения инвестиций.
5. Бизнес-план может служить рекламой предполагаемого творческого проекта или деятельности фирмы в целом, поэтому он должен быть компактным, информационно наполненным и красиво оформленным.
Бизнес-планы могут быть разными по форме, структуре, содержанию. Оптимальная структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
- концепция бизнеса и конкретного проекта;
- ситуация на рынке услуг и краткая информация о фирме или проекте;
- характеристика объекта деятельности;
- исследование и анализ рынка, выявление конкурентной ситуации;
- организационный план и правовое обеспечение;
- персонал и управление;
- план деятельности, контроль за исполнением;
- план маркетинговых действий;
- потенциальные риски;
- финансовый план и финансовая стратегия.
Немаловажное значение приобретает и формирование коммерческой структуры арт-фирмы, компании, ассоциации, объединения. Крупная фирма в сфере музыкального шоу-бизнеса может включать от семи и более отделов.