ЕС как форма международной интеграции

Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран - ФРГ Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырех свобод». В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. - Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчетная единица - ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары США на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центробанков (для большинства стран) и формирование тем самым своего рода валютного «коридора» для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации тамо-женно-платежного союза в экономический и валютный, в 1992 г. - договор о создании Европейского Союза. Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственными институтами, единого гражданства.  

В 2004 году ЕС-15 превратился в ЕС-25, т.к. в его состав вошли: Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и др.

В течение нескольких лет осуществлялся переход к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчетное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, в затем, с 2002 г. стала выполнять роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. Доля ЕС в производстве МВП - около 29%.

В ЕС создана система органов надгосударственного управления: Совет ЕС; Комиссия ЕС; Европейский Парламент; система Европейских банков; Европейский суд; Европейский социальный Фонд; Европейский фонд регионального развития.

ЕС - это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой. Это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам Средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, ТНК. Многие европейские (Болгария, Украина) и неевропейские (Израиль, Марокко) страны ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели.

С июля 1998 г вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и РФ, создан специальный орган - Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиаль-ных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговли, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. На страны ЕС у РФ приходится до 40% внешней торговли, в западноевропейских валютах номинировано более 40% внешнего долга иофициальных резервов ЦБ РФ.

У РБ с ЕС отношения носят несколько более сложный характер, они в большей степени политизированы, и потому менее эффективны.

В настоящее время ЕС достаточно интенсивно трансформируется из экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики. Осуществляются шаги по формированию единых европейских вооруженных сил. Все это означает, что ЕС фактически трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера.

Очевидно, что формирование такого государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьезного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания Европейских Вооруженных сил, что неизбежно ставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а в перспективе - и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США).

 

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: