Мировая система коммуникаций, особенности

ЕЕ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Главной чертой XX в. стало невиданное развитие науки и техники. В этом столетии возникла и структурно оформилась новая информационно-технологическая сфера МЭО, основу которой составляет мировой рынок информации и технологий (МРИТ). С экономической точки зрения информация как некая совокупность новых сведений, расширяющих объем знаний об объекте, характеризуется следующими особенностями:

•неуничтожимостью в процессе использования;

•иным механизмом старения, по сравнению с амортизацией вещественных предметов;

•отсутствием универсальной стоимостной оценки.

На мировом рынке технология как товар представляет собой комплекс научно-технических знаний, приемов и методов производства, а также форм его организации и управления. Всякая новая технология проходит сдой жизненный цикл. После своего создания она является лишь потенциальным товаром, способным, в зависимости от определенных факторов (маркетинга, рекламы и т. д.), найти своего потребителя на рынке. В случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе жизненного цикла технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Однако в отличие от других товаров стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящей от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяется дополнительной прибылью, возникающей в процессе реализации на рынке технологии/информации. Речь в этом случае идет о так называемой технологической ренте.

Объекты (МРИТ) - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты. Мировой рынок сведений и технологий развивается весьма динамично. Уже в середине 90-х годов сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

Превращение теоретической модели в технологию товар, востребованный рынком, называют инновационной деятельностью. Как свидетельствует международный опыт, для осуществления этого процесса необходимо создание инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые специализируются на коммерциализации разработок, их информационном обеспечении и тренинге персонала. На практике ИТЦ представляют собой конгломераты множества средних и малых предприятий, размещенных под одной крышей.

Расширение инновационной деятельности в мире связано с производством наукоемких товаров, основанном на новейших изобретениях и внедрении ресурсосберегающих технологических процессов, которые обеспечивают снижение издержек и улучшение потребительских свойств изделий. Ведущие страны мира выделяют на НИОКР значительные бюджетные ассигнования. Так, в Японии на эти цели расходуется 3% ВВП, в США - 2,54%, во Франции -2,34%, в Германии - 2,26%, Великобритании - 2,05%.

Международный обмен информацией и технологиями представляет собой процесс взаимодействия партнеров на длительной основе. Он подразумевает отбор и приобретение информации/технологии, ее освоение с учетом конкретных локальных условий, дальнейшую ее модификацию или замену более совершенной.

К основным каналам информационно-технологического обмена следует отнести:

•межгосударственный (по программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям);

•межфирменный (контракты с иностранными партнерами);

•внутрифирменный (между структурами одной корпорации, филиалы и дочерние предприятия которой действуют в разных странах).

В последнее время именно внутрифирменная передача (трансферт) информации и технологий играет определяющую роль среди других каналов международного обмена, особенно в сфере патентно-лицензионной торговли. Характеризуя практику подобного обмена, следует сказать, что существуют как коммерческие, так и некоммерческие формы обмена. Все зависит от того, осуществляются ли денежные расчеты при сделках между продавцом и покупателем (производителем и потребителем).

Некоммерческие формы подразумевают:

• пользование бесплатными источниками сведений (специальной литературой, информационными массивами Интернета и базами данных);

• обмен идеями, концепциями, разработками в процессе личных контактов ученых и изобретателей на конференциях, выставках и в клубах;

• стажировку специалистов за рубежом в государственных и частных компаниях;

• миграцию научно-технических кадров на временной или безвозвратной основе.

Ведущее место в некоммерческом трансферте занимают непатентованные (т. е. незащищенные свидетельством об авторском праве) сведения и технологии.

Что касается коммерческого обмена результатами интеллектуальной деятельности, то среди его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу и аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.

 

 Транспорт в системе коммуникаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: