ЕЕ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Главной чертой XX в. стало невиданное развитие науки и техники. В этом столетии возникла и структурно оформилась новая информационно-технологическая сфера МЭО, основу которой составляет мировой рынок информации и технологий (МРИТ). С экономической точки зрения информация как некая совокупность новых сведений, расширяющих объем знаний об объекте, характеризуется следующими особенностями:
•неуничтожимостью в процессе использования;
•иным механизмом старения, по сравнению с амортизацией вещественных предметов;
•отсутствием универсальной стоимостной оценки.
На мировом рынке технология как товар представляет собой комплекс научно-технических знаний, приемов и методов производства, а также форм его организации и управления. Всякая новая технология проходит сдой жизненный цикл. После своего создания она является лишь потенциальным товаром, способным, в зависимости от определенных факторов (маркетинга, рекламы и т. д.), найти своего потребителя на рынке. В случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе жизненного цикла технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Однако в отличие от других товаров стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящей от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяется дополнительной прибылью, возникающей в процессе реализации на рынке технологии/информации. Речь в этом случае идет о так называемой технологической ренте.
|
|
Объекты (МРИТ) - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты. Мировой рынок сведений и технологий развивается весьма динамично. Уже в середине 90-х годов сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.
Превращение теоретической модели в технологию товар, востребованный рынком, называют инновационной деятельностью. Как свидетельствует международный опыт, для осуществления этого процесса необходимо создание инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые специализируются на коммерциализации разработок, их информационном обеспечении и тренинге персонала. На практике ИТЦ представляют собой конгломераты множества средних и малых предприятий, размещенных под одной крышей.
|
|
Расширение инновационной деятельности в мире связано с производством наукоемких товаров, основанном на новейших изобретениях и внедрении ресурсосберегающих технологических процессов, которые обеспечивают снижение издержек и улучшение потребительских свойств изделий. Ведущие страны мира выделяют на НИОКР значительные бюджетные ассигнования. Так, в Японии на эти цели расходуется 3% ВВП, в США - 2,54%, во Франции -2,34%, в Германии - 2,26%, Великобритании - 2,05%.
Международный обмен информацией и технологиями представляет собой процесс взаимодействия партнеров на длительной основе. Он подразумевает отбор и приобретение информации/технологии, ее освоение с учетом конкретных локальных условий, дальнейшую ее модификацию или замену более совершенной.
К основным каналам информационно-технологического обмена следует отнести:
•межгосударственный (по программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям);
•межфирменный (контракты с иностранными партнерами);
•внутрифирменный (между структурами одной корпорации, филиалы и дочерние предприятия которой действуют в разных странах).
В последнее время именно внутрифирменная передача (трансферт) информации и технологий играет определяющую роль среди других каналов международного обмена, особенно в сфере патентно-лицензионной торговли. Характеризуя практику подобного обмена, следует сказать, что существуют как коммерческие, так и некоммерческие формы обмена. Все зависит от того, осуществляются ли денежные расчеты при сделках между продавцом и покупателем (производителем и потребителем).
Некоммерческие формы подразумевают:
• пользование бесплатными источниками сведений (специальной литературой, информационными массивами Интернета и базами данных);
• обмен идеями, концепциями, разработками в процессе личных контактов ученых и изобретателей на конференциях, выставках и в клубах;
• стажировку специалистов за рубежом в государственных и частных компаниях;
• миграцию научно-технических кадров на временной или безвозвратной основе.
Ведущее место в некоммерческом трансферте занимают непатентованные (т. е. незащищенные свидетельством об авторском праве) сведения и технологии.
Что касается коммерческого обмена результатами интеллектуальной деятельности, то среди его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу и аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.
Транспорт в системе коммуникаций