Инновационного процесса

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важней­шего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечествен­ной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной актив­ности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регу­лирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, свя­зан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реали­зации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регули­руемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инно­вационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университет­ским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В прак­тической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная си­ла для капиталистических компаний.

Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специ­фика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового произ­водства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инно­вационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабо­раторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная при­чина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой твор­ческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной ком­пании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможно­стью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказы­ваются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно ус­тойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом мо­гут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соот­ветствующими мерами экономической политики государства

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осущест­вления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В це­лом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство спо­собствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках боль­шинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государст­венные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы го­сударственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внеш­ней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инноваци­онных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства госу­дарства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала кон­цепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором па рыночные отношения (США, Великобритании); третья придержива­ется "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновацион­ной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

 С усилением международных интеграционных процессов и выработкой со­гласованной экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов со­общества Выработка единого антимонопольного законодательства; использо­вание системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льгот­ное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университет­ской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного биз­неса.

Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика на­ходит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европей­ском объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ). Регламент освобож­дает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчи­няя их единым правилам сообщества и создавая таким образом благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними. Принятие плана "развития международной инфраструктуры нововведе­ний и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример ко­ординации в сфере инновационной политики стран ЕС. Основной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональ­ном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций -предусматривает создание "консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен коорди­нации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффектив­ности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработа­ны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патент­ной системы, унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охваты­вает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция).

Обращение государств с традиционно развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщатель­ный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных облас­тей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных про­цессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; ини­циирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину го­сударственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государст­венные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, ока­зывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Ры­ночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю эконо­мическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным про­цессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего макси­мум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "об­щественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенци­альный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным обра­зом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика промышленно развитых капиталистических стран.

 

 38 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга.

Прогноз на 2005-2025 г.г., разработанный Институтом экономики АН РБ, предусматривает динамичное увеличение объемов продукции, реализуемых на мировых рынках ( за 20 лет в 2,2 раза) и рынках стран СНГ в 2,5 раза. При этом удельный вес товаров, поставляемых на мировой рынок, к 2025 году снизится на 0,6% и на 2,6% возрастет доля реализации продукции на рынках СНГ. В то же время, согласно прогнозному анализу, произойдет незначительное снижение удельного веса продукции, реализованной на внутреннем рынке – с 49 до 47%. В целом экспортный потенциал отраслей производства с 2006 года по 2025 год возрастет в 2,4 раза. Таким образом, в перспективе сохранятся тенденции, отражающие ориентацию белорусских производителей в основном на уже освоенные внутренние рынки сбыта.

Для выхода на мировой рынок планируется совершенствовать отраслевую экспортную стратеги. С этой целью предполагается увеличение доли высокотехнологичных, наукоемких товаров.

Проследить изменения, которые будут происходить в прогнозируемом периоде в товарной структуре экспорта, можно на примере отдельных производств. Так, если на предприятиях Министерства промышленности в 2004 году важнейшей статьей экспорта была металлургическая продукция, а за ней с существенным отрывом следовали грузовые автомобили и тракторы, то уже к 2010 году прогнозируется, что поставки за рубеж тракторов превысят удельный вес вывозимой металлопродукции, экспорт грузовых автомобилей сохранится почти на том же уровне при существенном расширении внешних продаж частей и принадлежностей для транспортных средств.

В легкой промышленности экспортная конкурентоспособность продукции будет основываться на повышении производительности и качества труда, а так же на маркетинговой направленности на высокое качество товаров. Их производство предполагается переориентировать на выпуск небольших партий разнообразного ассортимента. Это потребует реструктуризации, разукрупнения ряда подразделений отрасли, привлечения иностранного капитала и создания совместных предприятий.

В химической и нефтехимической промышленности основу экспорта будет составлять химическая продукция с более глубокой степенью переработки, высоким уровнем качества, новыми потребительскими возможностями, отвечающая требованиям внешних рынков.
       Таким образом, использование высоких и новых технологий в производстве в 2006-2025 годах позволит изменить экспортный потенциал республики, ориентируя ее на переход от экспорта сырья и продукции с низкой наукоемкостью на экспорт товаров со средней и высокой наукоемкостью, которые являются наиболее востребованными. С этой целью в обозначенном периоде предполагается повышение инновационной активности отдельных отраслей производства.

Тем не менее, прогноз показывает, что наибольшую долю в объеме произведенной продукции в перспективе по-прежнему будут составлять товары с низкой наукоемкостью (92% - в 2006г., 86% - 2010г., и 70% - в 2025 году). Доля продукции со средней наукоемкостью вырастет к 2010 году в 2,5 раза, и в 5,5 раза – к 2025г. Удельный вес продукции с высокой наукоемкостью к 2010 году увеличится незначительно по сравнению с 2006 годом – с 3 до 4%, к 2025 году этот показатель предполагается поднять до 9%. При этом показатели соотношения с объемов продукции, имеющей высокую, среднюю и низкую наукоемкость, в рассматриваемом периоде будут коррелироваться с тенденциями изменения в структуре объемов продукции, произведенной по высоким, новым и традиционным технологиям.

Анализ стратегии производственного комплекса республики в 2006-2025 г.г. свидетельствует о том, что его инновационное развитие будет основываться на ускоренном переходе от технологического уклада, центр тяжести которого лежит в области сырьевых отраслей и машиностроения, к широкому использованию тонкой химии, оптических, информационных и биотехнологий.

В связи с этим проведение в прогнозном периоде отраслевой инновационной политики, базирующейся на стимулировании научно-технического потенциала и инвестиционных процессов, внедрении высоких и новых технологий для производства наукоемкой продукции, позволит отечественным производителям существенно изменить к 2025 году структуру производимой продукции, повысив ее качество и конкурентоспособность.

С этой целью выпускаемые в республике товары и параметры должны быть не ниже установленных международных или региональных стандартов стран, в рынках которых заинтересованы отечественные производители.

В прогнозируемом периоде планируется увеличение доли продукции, сертифицированной по международным стандартам с 49% в 2006 году до 69% к 2025 году в общем объеме произведенной продукции, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности и экспорта.

 Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной сестемы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.

Перечисленные выше требования изложены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010гг. В основу программы положены такие документы стратегического характера, как: Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная правительством. Государственными заказчиками программы выступили 40 органов госуправления, облисполкомы и Администрация Парка высоких технологий.

Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально-ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а так же построение национальной инновационной системы как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

В основу стратегии модернизации белорусской экономики на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков заложен принцип 6-ти уровневой системы модернизации:

1 уровень: новые предприятия и важнейшие производства, обеспечивающие значительный прирост ВВП и выпуска новой продукции, экспорт и импортозамещение, которых всего по стране к 2010 году будет создано 100, из них 22 с внедрение зарубежных технологий; 78 – с внедрением лучших отечественных разработок.

2 уровень: новые производства (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях, всего по стране 386, из них 68 с внедрением зарубежных технологий и 318 – с внедрением отечественных разработок.

3 уровень: модернизация 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых (новых и высоких) технологий, из них 96 – с внедрением зарубежных технологий и 792 с внедрением отечественных разработок.

4 уровень: выполнение отраслевых программ инновационного развития.

5 уровень: выполнение региональных (областных и г.Минска) программ инновационного развития.

6 уровень – реализация мероприятий по выполнению инновационных разделов бизнес-планов, программ развития производственных, сельскохозяйственных и других предприятий, организаций.

По предварительным оценкам для реализации намеченных целей потребуется 16,8 трлн.бел.руб.

В результате выполнения мероприятий программы в республике значительно возрастет доля конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов, будет создано около 50тыс. новых рабочих мест. К 2010 году увеличится в два раза выпуск новой промышленной продукции (ее доля составит 19%), возрастет количество инновационно активных предприятий (25% от общего количества), а удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции составит более 70%. Будут достигнуты высокие показатели по глубокой переработке нефти, лесных ресурсов. На белорусском рынке появятся новые виды автомобильного топлива (биодизель, этанол), новые виды лекарств, электронных услуг и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: