Туризм имеет социально-культурное, медико-биологическое, экономическое и политическое значение.
Социально-культурное значение – основное. Если необходимость охраны природы в глобальном масштабе общепризнанна во всем мире, то роль и место культуры в современном обществе недооценивается, хотя она становится определяющим фактором развития человеческого общества.
Растущая урбанизация, увеличение плотности населения, загрязнение окружающей природной среды, растущая негативная психологическая атмосфера требуют смены обстановки для восстановления физических и духовных сил. Оздоровительный туризм и имеет огромное медико-биологическое значение.
Экономическое значение туризма проявляется в том, что он превратился в отрасль экономики. По прогнозам ЮНВТО туризм в будущем должен занять одно из ведущих мест в мировой экономике. Сегодня доходы от туризма составляют около 1 триллиона долл. США (данные ЮНВТО от 28.01.2009 г.) или 30% мирового экспорта услуг.
|
|
Политическое значение международного туризма
Развитие международного туризма способствует укреплению не только социально-экономических связей между странами, но и способствует усилению политического имиджа государств.
Отсутствие криминогенной обстановки в принимающей туристов стране, благоприятное расположение население к туристам, отсутствие языковых барьеров – все это сближает страны и народы.
К функциям туризма относятся:
• оздоровительная.
• познавательная;
• просветительная;
• коммуникабельная;
• удовлетворение потребностей в смене впечатлений;
• удовлетворение потребностей в смене места пребывания;
• способствует рациональному использованию свободного времени людей;
• способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;
• обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов.
Классификация видов туризма.
В соответствии с рекомендациями ВТО выделяются следующие типы туризма:
1. внутренний,
2. въездной,
3. выездной,
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
1. туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
2. национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;
3. международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.
Классификации видов туризма:
Функциональная классификация -определяется целью поездок.
|
|
· рекреационный
· лечебный
· спортивный
· деловой
· конгрессовый
· религиозный
· этнический
· Транзитный- остановки туристов по пути к месту назначения.
· Развлекательный
· Познавательный
· Научный
· Образовательный
· Экскурсионный
· Экологический
· Агротуризм
· шоппинг-туризм
· секс-туризм
2) По продолжительности путешествия:
· краткосрочный (до 6 дней)
· догосрочный (7 дней и более)
3) По основному средству передвижения:
· пешеходный
· водный (речной и морской)
· горный
· авиационном
· конный
· спелеотуризм
· лыжный
· автомобильный
· железнодорожный
· велосипедный
· с использованием прочих средств передвижения (дирижабль, воздушный шар, собачья упряжка)
4) По интенсивности туристических потоков:
· постоянный
· сезонный
5) По возрастной категории туристов:
· детский
· молодежный
· зрелый
· пенсионный
6) По источнику финансирования:
· коммерческий
· социальный
7) По методу размещения:
· стационарный
· подвижной
8) По численности:
· индивидуальный
· семейный
· групповой
Формы туризма.
· организованный (плановый, паушальный)
неорганизованный (самодеятельный)
Факторы развития туризма
· политические;
· экономические;
· социально-демографические;
· культурные;
· научно-технический прогресс.
Далее обо всех подробнее.
Политические факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.
Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.
Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.
Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам.
Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.
Подводя небольшой итог можно выделить что все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две группы:
1) внешние факторы, которые действуют вне зависимости от функционирования организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные);
|
|
2) внутренние факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своем функционировании.
2.Организационные особенности религиозного туризма. Организационные особенности и тенденции развития экскурсионного туризма.