Опыт 1. Коррозионное поведение металлов в воде
1.1. Взаимодействие кальция и магния с водой
Поместите в пробирку небольшой кусочек металлического кальция и прилейте воды. Наблюдайте быстрое протекание реакции. Добавьте в пробирку 1 – 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.
Проделайте такой же опыт с куском магния. Что наблюдается? Можно ли сделать вывод, что магний устойчив по отношению к воде? Нагрейте пробирку с водой и магнием до кипения.
Появляется ли теперь окрашивание раствора от фенолфталеина?
Обоснуйте. Составьте уравнение реакций.
1.2 Поведение в воде алюминия и титана
В две пробирки поместите по небольшому куску: а) алюминия; б) титана, прилейте воды и нагрейте металлы с водой до кипения. Добавьте в каждую пробирку по 1 – 2 капли фенолфталеина. Окрасился ли раствор? Обоснуйте.
Сделайте заключение о коррозионной стойкости алюминия и тиатна.
Опыт 2. Значение защитных пленок
Поместите в две пробирки по небольшому кусочку алюминия и
добавьте в первую 30% раствор щелочи (NaOH или KOH); во
вторую 10% раствор соляной кислоты. Пробирки с растворами
можно слегка подогреть. Что наблюдаете? Составьте уравнение
реакций. Объясните механизм растворения алюминия в щелочи.
Какие среды представляют опасность для алюминия и его сплавов
Почему?
Аналогичный опыт проделайте с титаном. Разрушается ли
защитная пленка ГiO2 в кислой и щелочной средах? Сделайте
заключение о коррозионной стойкости титана.
Опыт 3. Поведение металлов в растворах HCl H3PO4 H2SO4 (разбавл.)
В четыре пробирки поместите по небольшому кусочку: а) цинк; б) железа; в) свинца; г) меди.
В пробирку с цинком налейте 2н раствор HCl; в пробирку с железом H3PO4;
в пробирку со свинцом – 2н раствор H2SO4 в пробирку с медью – 2н H2SO4. Слегка подогрейте пробирки. Что наблюдаете? Какой металл разрушается? Почему? Составьте уравнение реакций. Обьясните устойчивость свинца в растворе H2SO4 и железа в растворе H3PO4.
Какие пленки образуются на поверхности этих металлов в вышеуказанных средах? Представляют ли опасность HCl, H3PO4 H2SO4 (разбавл.) для меди? Почему?
Опыт 4. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты
(опыт проводить в вытяжном шкафу)
В три пробирки поместите металлы а) цинк б) железо в) медь. В каждую пробирку прилейте осторожно небольшое количество серной кислоты. Пробирки с цинком и медью слегка подогрейте. Что наблюдаете? Составьте уранения окислительно – восстановительных реакций. До каких продуктов восстанавливает серную кислоту цинк и медь? Концентрированную серную кислоту перевозят в железной таре. Почему металл не разрушается? Запишите процесс пассирования железа в H2SO4.
Опыт 5 Окислительные свойства азотной кислоты
(опыт проводить в вытяжном шкафу)
В две пробирки поместите по небольшому кусочку алюминия и меди. В каждую пробирку прилейте 2 – 3 мл разбавленной азотной кислоты. Что происходит? Запишите уравнения окислительно – восстановительных реакций. До каких продуктов восстанавливается HNO3 алюминием и медью? Какой металл является наиболее сильным восстановителем?
Литература
1. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия. 1980. – 694 с.
2. Левант Г.Е., Райцын Г.А. Практикум по общей химии. – М.: Высшая школа, 1971. – 334 с.
3. Программа методические указания и контрольные задания для студентов – заочников. – М.: Высшая школа, 1980 – 81. – 95 с.