Глава 2. Особенности применения принципов форматного телевидения в производстве youtube-форматов

Основные форматные элементы шоу на платформе YouTube в контексте теории телеформатов

Как упоминалось ранее, под телевизионным форматом подразумевается задокументированная в форме продюсерской библии совокупность характеристик конечного продукта, таких как:

- целевая аудитория;

- структура;

- тематика и жанр;

- герои;

- драматургия;

- упаковка;

- производство;

- штатное расписание;

- документы;

- бюджет.

Эти элементы, характеризующие процесс разработки, производства и дистрибуции программы, называют элементами телеформата. В то же время, рассматривая профессиональный контент на YouTube, есть смысл говорить о схожих элементах «YouTube-формата» и возможности рассмотрения процесса разработки, производства, и даже дистрибуции профессионального YouTube-контента.

В данном случае под «YouTube-форматом» предлагается понимать совокупность элементов, делающих выпускаемый на регулярной основе YouTube-контент похожим на себя от видео к видео (которые не являются сниппетами по отдельности, но могут сочетать в себе несколько сниппетов, используя их как элементы собственной структуры – как, например, YouTube-шоу «+100500» и «This is Horosho» – российские аналоги YouTube-шоу Рэя Уильяма Джонсона «Equals Three» («=3»)) и не похожим на другой YouTube контент по аналогии с телеформатом. Рассмотрение YouTube-форматов в сравнении с телеформатами имеет несколько принципиальных отличий в их элементах, а также усложняется отсутствием регулирования авторских и смежных прав на форматные особенности контента, что приводит к появлению большого количества шоу, дублирующих формат популярного контента (как это произошло, например, с форматом шоу «вДудь», который в точности повторяется в видео канала «TheЛюди», появившемся позднее). Также блоггеры часто признаются, что существенным отличием от телевидения для них является отсутствие запрета на ненормативную лексику, что повышает открытость героев и доверие зрителя[68].

Данная работа нацелена на рассмотрение применимых в практической продюсерской деятельности принципов работы с YouTube контентом, его сходствами и принципиальными различиями с телевизионным контентом. Мы будем фокусироваться скорее на содержательной части контента, рассматривая его как современное зрелище с присущими ему аттракционами и элементами, и в меньшей степени коснемся технических характеристик YouTube-форматов.

Среди российских YouTube-форматов были выбраны наиболее популярные и часто упоминаемые в СМИ серии видео, производимые профессиональными командами:

- “вДудь” – шоу в жанре интервью, создателем которого является спортивный журналист, главный редактор Sports.ru Юрий Дудь с профессиональной командой. Каждый выпуск Юрий интервьюирует одну медийную личность. В среднем интервью длятся от 40 минут до 1 часа;  

- “Druzko-Show” – YouTube-формат интернет-новостей, является сочетанием различных рубрик. Производится командой агентства нативной рекламы «Изюм» медиахолдинга News Media;

- “Big Russian Boss Show” –  юмористический YouTube-проект в формате вечернего шоу. Первые 6 сезонов проходили в формате интервью на грани фола, 7 сезон представляет собой «интеллектуальное» соревнование между двумя гостями, сопровождаемое провокационными шутками ведущего. Шоу производится командой Comedy Club Production;

- “Узнать за 10 секунд” – музыкальная викторина, производимая командой онлайн-СМИ «Афиша». В каждом отдельном выпуске гостю и его друзьям предлагается угадать 35 песен по отрывку в 10 секунд. У них есть 3 подсказки – «Жертва фанатам», за которую они получают 4 варианта исполнителей на выбор, «Помощь фанатов» в социальных сетях гостя и «Звонок другу». 5 песен из 35 загадывает предыдущий участник шоу, еще 5 – песни из суперигры – более сложные и малоизвестные композиции. 

- “Дай леща” – шоу, производимое объединением блоггеров «КЛИККЛАК». Каждый из выпусков представляет собой сражение между двумя участниками. На протяжении 10 раундов участники по очереди в течении минуты пытаются рассмешить соперника. Если им это удается, соперник получает пощечину («лещ»), если нет, то ее получает «нападающий». В шоу существует турнирная сетка, сначала участники проходят отборочные туры, затем полуфиналы и, наконец, финал.

     Таким образом в данной работе предлагается рассмотреть такие элементы телеформата, как целевая аудитория, тематика, герои, структура и драматургия по отношению к YouTube-форматам и выяснить их особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: