Особенности выбора форматных героев YouTube-шоу в контексте теории телеформатов

Форматные герои YouTube-шоу во многом определяются спецификой аудитории платформы. В целом, героев популярных YouTube шоу можно разделить на четыре основные категории: звезды российского сегмента YouTube, звезды музыки (чаще всего российской поп- и рэп- сцены), «люди-мемы» и «неформатные» форматные герои. Рассмотрим подробнее каждую из представленных категорий, охарактеризуем их и приведем примеры постоянных и временных форматных героев популярных YouTube шоу, относящихся к данным категориям.

Четыре из выбранных для изучения шоу имеют постоянных героев – ведущих, которые представляют собой названные выше типажи:

- YouTube-звезда: герой, хорошо известный в YouTube-среде на момент появления в шоу, имеет свой канал-миллионник; целевая аудитория основного канала совпадает или близка аудитории канала, шоу на котором ведет; его можно считать экспертом в работе видеоблоггером, так как данная деятельность должна быть профессиональной для такого типа героя. Примером YouTube-звезды является ведущий шоу «Дай леща» на канале «КЛИККЛАК» Руслан Усачев – один из первых российских видеоблоггеров (зарегистрировал канал в 2010 году; 1,6 млн. подписчиков[78]) и организатор первого в России фестиваля видеоблоггеров «Видфест».

- звезда музыки: основной задачей такого героя является перетекание аудитории из его основного вида деятельности – музыки – на его YouTube канал. Главными средствами в данном случае являются медийность и телегеничность, а также связь с историей успеха в другой области. В данной подборке таким персонажем является Большой Русский Босс (наст. имя – Игорь Лавров), ведущий «Big Russian Boss Show». Стал известен среди своей целевой аудитории как рэп-исполнитель, выпустив свой первый альбом в 2014 году. Большого Русского Босса выделяют подчеркнуто “фриковая” внешность – накладная борода, синяя шуба, пластиковая корона, вызывающие жесты и позы.

- «человек-мем»: герой, не входящий в круг лидеров мнений целевой группы, но тиражируемый целевой группой как шутка, известный необычным поведением, узнаваемой внешностью, фирменными фразами. Чаще всего воспринимается целевой аудиторией как фрик. Ярким примером меметичного персонажа является ведущий канала «Druzko Show» Сергей Дружко, ставший мемом благодаря телепередаче «Необъяснимо, но факт», которая была разобрана на цитаты участниками публичной группы социальной сети Вконтакте «Сергей Дружко на каждый день». Ведущего отличают медийность в сочетании с хорошо известной целевой аудитории фриковой манере разговора, мимике и жестам.

- «неформатный» форматный герой: человек, неизвестный или плохо известный целевой аудитории видеоплатформы, известный скорее как эксперт, а не медийная личность. Главной характерной чертой такого героя является подчеркнутая экспертность в определенной области, напрямую связанной с направлением канала. Таким героем является создатель канала «вДудь» журналист, главный редактор издания Sports.ru Юрий Дудь. Его журналистская экспертность и опыт ведения программы на телевидении позволили ему стать наиболее известным интервьюером российского YouTube.

     Важно отметить, что данные категории не статичны. Большинство героев YouTube шоу в разной степени сочетают в себе различные характеристики тех или иных категорий, с обретением большей популярности переходят из одной категории в другую. Приведенное выше распределение скорее отражает превалирующую характеристику на момент выхода ранних выпусков названных шоу. Так, во многом Большой Русский Босс перешел за время существования своего YouTube шоу в из категории музыкальной звезды с категорию мем-персонажа, а его фирменные фразы (как, например, слова «Но это не точно») тиражируются в социальных сетях и используются другими видеоблоггерами как юмористические вставки (в частности, блоггером Николаем Соболевым).

Временных героев YouTube-форматов также можно распределить по данным категориям с оговоркой о сочетании признаков нескольких категорий. При этом большинство из них отличает высокая узнаваемость, медийность и яркая личная история.

     Наиболее популярными на канале Большого Русского Босса являются видеоинтервью, гостями которых стали группа «Серебро» (“звезды музыки”), российские YouTube-звезды Юрий Хованский, Александр «Ресторатор» Тимарцев (создатель и ведущий Versus Battle), Дмитрий Ларин, меметичные, но в то же время неформатные персонажи Николай Должанский и Дмитрий Маликов и Ольга Бузова, сочетающая в себе музыкальную звезду и персонаж-мем. Это отмечает и блоггер Руслан Усачев, сотрудничающий с объединением КЛИККЛАК: «На текущем этапе ребята из телевизора воспринимаются в интернете как мемы. Когда мы c «Кликклак» организовывали съемки «Кажется, нащупал» на VK Fest, [Ольга] Бузова была той, кого я пытался пробить всеми силами, потому что было очевидно, что в комментариях будет много хейта. «Зачем вы позвали Бузову?» — люди это обсуждают. С точки зрения шоу это важно — это значит, что его интересно смотреть»[79].

     Кроме того, важными критериями при подборе временных героев YouTube шоу являются целевая аудитория формата, его тематика и структура. Если рассмотреть наиболее популярных героев «Шоу Большого Русского Босса» и «вДудь» - форматов в жанре интервью, направленных на различную целевую аудиторию, можно отметить, что подбор героев осуществляется с опорой на предпочтения целевой аудитории, и скорее согласуется с образом ведущего. Так, наиболее популярными на канале «вДудь» являются интервью с рэперами Иваном Дрёминым (FACE) и Вячеславом Машновым (Гнойный/Слава КПСС), политическими деятелями Ксенией Собчак и Алексеем Навальным, видеоблоггером Евгением Баженовым (BadComedian). В отличие от «BRB Show», шоу Юрия Дудя ориентируется не на подростковую, а более возрастную аудиторию. Это объясняет наличие в списке самых популярных видео сразу двух роликов с политическими деятелями, которые для YouTube являются скорее неформатными героями. В то же время интересно обратить внимание, что лишь некоторые неформатные герои получают большое количество просмотров. Чаще всего это связано с актуальной повесткой дня (в случае политиков их интервью были в основном связаны с президентскими выборами, прошедшими в марте 2018 года). Так в 12 самых популярных видео на данном канале входят все 3 видео с кандидатами в президенты (Ксения Собчак, Владимир Жириновский и Павел Грудинин), а также с Алексеем Навальным, недопущенным до выборов. В то же время наименее популярными на канале являются также видео с «неформатными» для YouTube-аудитории героями – режиссером и продюсером Александром Роднянским, режиссером и сценаристом Борисом Хлебниковым и актером театра и кино Юрием Колокольниковым. На наш взгляд, это можно объяснить более молодежной аудиторией YouTube, не заинтересованной тематикой кино, а также отсутствием актуальной повестки дня в интервью.

     Говоря о тематике формата и ее взаимосвязи с выбором форматных героев, нам хотелось бы обратить внимание на героев музыкального YouTube шоу «Узнать за 10 секунд». Герои, которые принимают участие в данном шоу, чаще всего являются музыкальными артистами (как российскими, так и зарубежными) или YouTube-звездами. Интересно отметить, что наименее популярными выпусками шоу являются те, в которых участвуют зарубежные музыканты. В то же время в топ-5 самых популярных видео на канале не вошел ни один выпуск с представителями YouTube сообщества, но вошел один выпуск с иностранной звездой – рэпером Lil Peep. Это можно объяснить трагической смертью рэпера 17 ноября прошлого года, через три месяца после выхода ролика с его участием. Об этом можно судить из самых популярных комментариев под видео, авторы которых утверждают, что просмотрели данное видео именно после смерти артиста. Аналогично можно объяснить и популярность ролика с белорусской группой ЛСП, участник которой, Роман Сащеко, также умер через несколько месяцев после участия в шоу. Некоторые комментаторы под данным видео отметили, что посмотрели его еще раз уже после смерти Романа. Также в пятерку вошли выпуски с FACE, группами Время и Стекло, SEREBRO.

     Таким образом YouTube-форматы имеют особенные типажи форматных героев, которые подбираются в соответствии с тематикой шоу, его аудиторией, а также с актуальной повесткой дня. В то же время такая особенность хоумкастинговых сервисов, как возможность отложенного просмотра позволяет говорить о возможности повторного просмотра в связи с событиями, непосредственно связанными с героями форматов.  

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: