Особенности формирования целевой аудитории YouTube-форматов и применение программирования в условиях отложенного просмотра

     Аудитория конкретного YouTube шоу определяется прежде всего аудиторией самого ресурса и непосредственной аудиторией канала, на который загружаются ролики. В отличие от аудитории телеформата на видеохостингах аудитория практически не зависит от таймслота, так как подразумевается отложенный просмотр контента. При этом популярные YouTube блоггеры зачастую придерживаются внутренних принципов сезонного и недельного циклов, реже обращая внимание на суточный цикл.

     Эксперты отмечают, что аудитория интернет-видеохостингов – молодежная. Это во многом определяет тематику каналов и их форматных героев. В вопросе определения аудитории канала интересен кейс шоу «вДудь», так как остальные выбранные для изучения шоу ориентированы на аудиторию 14-24, что отражается в лексике, тематике и подборе гостей для шоу. Но шоу редактора Sports.ru, как отмечают многие эксперты, ориентировано не только на молодежную аудиторию, совпадающую с целевой аудиторией YouTube, но и на более старшую аудиторию.

Российская журналистка и телеведущая Юлия Панкратова отмечает, что «аудитория [YouTube] тоже не стоит на месте. Они растут, но привычка смотреть YouTube идет с ними. Аудитория растет, аудитория умнеет, поэтому в 13 лет у них один спрос, а в 23 — другой. И у него [Дудя] хорошо получилось на эту аудиторию сыграть. И его аудитория с удовольствием, судя по количеству просмотров, смотрит как каких-то рэперов, так и Познера»[69]. Взросление целевой аудитории YouTube за последние несколько лет отмечается снижением интереса к популярным несколько лет назад форматам, например, формату челленджей и лайфхаков, и ростом интереса к более сложным форматам, как, например шоу и интервью[70]. Кроме того, усложнение форматов привлекло аудиторию, которая ранее не пользовалась сервисом: «Очень важно, что после появления «вДудя» взрослая аудитория обратила внимание на YouTube. Если раньше для них это было абсолютно неизвестное пространство, то теперь оно ассоциируется у них с именем Дудя» отмечает видеоблоггер Дмитрий Масленников[71]. Эту позицию разделяет и сам Юрий Дудь: «Больше взрослого народа стало создавать контент и больше взрослых зрителей пришло его смотреть. Ютубовская аналитика показывает, что людей, которым больше 20 лет, там сейчас очень много. Есть каналы, которые смотрят люди в возрасте 18 – 24 года, а дальше идет самая лакомая аудитория — 24 – 35 лет»[72].

Кроме того, интересно и то, как для привлечения аудитории используются темпоральные законы телесмотрения. Так, в большинстве случаев новые выпуски шоу приходятся на вторник. Также шоу разделено на сезоны, об окончании которых ведущий объявляет в последнем выпуске, и предупреждает, как скоро выйдет новый выпуск. Теперь вопросы в СМИ вызывает невыход шоу по вторникам, а Дудю приходится оговаривать отсрочки выпусков в своих социальных сетях[73]. Формирование привычки у аудитории таким образом можно сравнить с приемами, используемыми для тех же целей на телевидении. Ярослав «Эльф-Торговец» Андреев, основатель агентства Wildjam, специализирующегося на работе с видеоблогерами высказался об этом явлении так: «Учитывая, что видео Юры выходят раз в неделю, то это получается как часовой эпизод сериала»[74]. Таким образом даже несмотря на возможность отложенного просмотра, четко установленный день выхода роликов позволяет выработать у аудитории привычку заходить на канал в определенный день.

Стоит также обратить внимание на сезонность шоу. На данный момент выпущено 3 сезона «вДудя» с перерывами длиной около месяца между ними. Так, после окончания первого сезона шоу 20 июня 2017 года, был взят перерыв до 25 июля. Выбор именно этого периода можно объяснить сезонным спадом интереса к медиа в принципе. Перерыв после следующего сезона был взят на ноябрь, чтобы вернуться к пиковому для медиа предновогоднему сезону. Последний сезон закончился в начале июня 2018 года, перерыв был взят на период чемпионата мира по футболу. Это можно объяснить повышением интереса аудитории к футбольным событиям, что может привести к снижению интереса к новым выпускам шоу.

Интересной особенностью программирования на YouTube является своеобразная перетекаемость аудитории – после окончания ролика зрителю предлагается продолжить просмотр подобных роликов, а если функция автовоспроизведения не отключена, новый ролик с того же канала начнется сразу после окончания предыдущего. Также зачастую непосредственно в самих роликах появляются иконки, предлагающие просмотреть другой ролик автора, что обеспечивает “program flow” аудитории между роликами канала.

Таким образом, аудитория YouTube-форматов в целом сходна с основной аудиторией ресурса. Попытки использования приемов недельного цикла в сочетании с возможностью отложенного просмотра приводят к формированию у постоянной аудитории привычки просмотра форматов. В то же время отложенность просмотра не позволяет в полной мере использовать темпоральные законы телесмотрения, в особенности суточного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: