Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. | - знания и кругозор студента; -умение логически построить ответ; - владение монологической речью. |
Требования к структуре и оформлению | ||||
Показатели | Критерии оценивания | |||
«Неудовлетворительно» | «Удовлетворительно» | «Хорошо» | «Отлично» | |
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией | содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией | не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий | содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией | содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией |
Доклад
Тема: Жанровое своеобразие и художественные особенности «Повести временных лет».
1. Пути формирования летописи (гипотезы академиков А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова).
2. Основные идеи «Повести временных лет»: величие и красота Русской земли; равенство Русской земли среди других народов; исконное родство всех славян; осуждение княжеских междоусобиц.
3. Композиционные особенности «Повести временных лет»: погодный принцип изложения материала; фрагментарность летописного повествования; нарушение причинно-следственных связей; отражение в летописи исторического сознания средневекового человека (роль божественной воли в объяснении явлений и событий).
4. Типы летописного повествования в «Повести временных лет».
5. Типы героев «Повести» и принципы их изображения.
Тема: «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник русской литературы XII века
1. Влияние основной идеи «Слова» на художественную структуру произведения (усложнение задач автора; специфика повествования о событиях в «Слове» в сопоставлении с летописным рассказом о походе князя Игоря (экскурсы в прошлое, отступление от событийной линии повествования, роль авторских отступлений); своеобразие образной системы «Слова».
2. Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством;
3. Проблема времени создания «Слова о полку Игореве»;
4. Проблема авторства «Слова»;
Тема: Изображение человека в древнерусской литературе
1. Особенности изображения человека в различных жанрах древнерусской литературы (монументальный историзм, абстрактный психологизм).
2. Конфликт личности со средой в бытовых повестях XVII века: (проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений. Тема личной судьбы, рока; гуманизм позиции автора по отношению к падшему герою.
3. Отличие героя нового типа от средневекового идеала человека.
4. Сходство и различие в образах героев бытовых повестей XVII века.
Тема: Литературное творчество протопопа Аввакума. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума»
1. Причины появления и особенности старообрядческой литературы.
2. Личность и судьба протопопа Аввакума Петрова.
Показатели и критерии оценивания
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение. |
Типовые контрольные задания и иные материалы, используемые для оценки результатов обучения в ходе промежуточной аттестации
Форма контроля: экзамен
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Вопросы к экзамену
1. Отличия древней литературы от литературы нового времени.
2. В чем своеобразие жанровой системы древнерусской литературы? Приведите примеры ее основных жанров и охарактеризуйте их особенности.
3. Древнерусская литература и фольклор.
4. Роль переводных памятников в становлении древнерусской литературы. Типы произведений, переведенных в XI – первой половине XIII в. Дать характеристику одного из них («Александрия», «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром», «Житие Евстафия Плакиды», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»).
5. Воспитательное значение и гражданский пафос древнерусской литературы. Периодизация ее развития.
6. Типы летописного повествования. Своеобразие стиля летописи.
7. «Повесть временных лет» — величайший памятник древнего летописания. Патриотический пафос, художественное своеобразие, основные признаки жанра.
8. Типы героев «Повести временных лет» и принципы их изображения.
9. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как образец торжественного красноречия Киевской Руси. Отражение в нем политических идей времени.
10. «Хождение игумена Даниила в Святую землю».
11. «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского» — первые русские жития. Сходство и отличие от византийского канона.
12. Дидактическое красноречие Киевской Руси. Произведения Владимира Мономаха.
13. Композиция, сюжет, основные образы «Слова о полку Игореве». Их роль в воплощении идейного замысла произведения.
14. Основные произведения куликовского цикла. Почему одно событие вызвало широкий отклик в литературе? Расскажите о чертах сходства и различия «Задонщины» и «Слова о полку Игореве».
15. Основные нерешенные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве». Изложение на них взгляда одного из исследователей.
16. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
17. «Моление» Даниила Заточника. Сюжет, идея, образная система.
18. Своеобразие состава и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем», ее поэтические особенности.
19. «Слово о погибели Русской земли» и его поэтические особенности. Внимание исследователей.
20. Эволюция жанра воинской повести в древней литературе.
21. Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.
22. Идеологические функции житийного жанра в древней литературе. Герой, сюжет, художественное своеобразие.
23. Агиографическая литература XIII—XIV вв.
24. Жизнь и деятельность Епифания Премудрого. «Стиль плетения словес» и его особенности.
25. Творчество Епифания Премудрого — новый этап в русской агиографии.
26. Начало русской беллетристики. «Повесть о Петре и Февронии».
27. «Сказание о Магмете-Салтане» Ивана Пересветова как отражение идеологических тенденций XVI века.
28. Отличительные черты «Хождения за три моря» Афанасия Никитина от «Хождения игумена Даниила»? Эволюция жанра «хождений».
29. Расцвет публицистики в XVI веке. Характеристики основных проблем церковной и светской публицистики. Известные публицисты того времени.
30. Проблемы, поднимаемые в переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным. Черты стиля каждого из авторов.
31. Развитие исторического повествования в XVI в. Появление новых форм повествования («Степенная книга», «Казанская история»), их особенности.
32. «Повесть о Петре и Февронии» — сочетание житийных и фольклорных черт. Почему митрополит Макарий не включил это произведение в «Великие Четьи Минеи» как житие?
33. Переводная литература XVI века («Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Бове-королевиче»).
34. Повести об Азове. Их художественное своеобразие.
35. Дайте характеристику новых явлений в литературе XVII века. Как изменяются в это время ранее существовавшие жанры и какие новые появляются?
36. Проблема личности в демократической литературе XVII века.
37. Почему в XVII веке широко распространяются сатирические повести? Какие типы их выделяют? Дайте анализ содержания и литературных особенностей одной из повестей («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде»).
38. «Повесть о Горе и Злочастии» как произведение демократической литературы. Проблемы, герой, художественное своеобразие.
39. Почему проблема выбора жизненного пути молодым человеком становится актуальной в XVII веке, что раскрывается в целом ряде повестей? Проанализируйте художественные особенности и жанровые признаки этих повестей («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»).
40. Изменение традиционного облика агиографического произведения в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном». Двуединая художественная структура и новаторство произведения.
41. Охарактеризуйте основные направления литературной деятельности Симеона Полоцкого. Какую систему стихосложения он утвердил в русской литературе? Каковы темы его стихотворных сборников и как проявляется в них стиль барокко? Основы каких поэтических традиций заложены в них?
42. Назовите причины возникновения в XVII веке театра и драмы. Расскажите о своеобразии пьес, входивших в репертуар придворного театра. Проиллюстрируйте их особенности на примере пьесы «Юдифь». Как проявился стиль барокко в придворной драме?
43. Чем отличается школьный театр от придворного? Каково назначение пьес школьного театра? Назовите основные закономерности построения, создания образов, ритмического оформления пьес и проиллюстрируйте их на примере «Комедии притчи о Блудном сыне».
44. Возникновение драматургии. «Придворная» и «школьная» драма.
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Показатели и критерии оценивания, балл | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |
Знать: ПК-1 содержание учебного предмета (учебных предметов) (З–4). Знать: ПСК-3 этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса (З-2) | не знает содержание учебного предмета не знает этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса | частично знает содержание учебного предмета. демонстрирует частичное понимание особенностей формирования основных этапов мирового историко-литературного процесса и закономерностей его развития. | в достаточной степени обладает знаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС демонстрирует значительное понимание особенностей формирования и организации мирового историко-литературного процесса, достаточный уровень знаний об основных этапах его развития, однако допускает неточности в объяснении причин его возникновения. | обладает безупречными теоретическимзнаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС. демонстрирует полное понимание особенностей формирования мирового историко-литературного процесса, высокий уровень знаний об основных этапах его развития, обладает безупречными теоретическими знаниями о современном литературном процессе, имеет целостное представление об его организации и структуре, свободно воспроизводит полученную информацию. |
Уметь: ПК-1 определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У–3). Уметь: ПСК-3 характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2); | отсутствие умения определять структуру и анализировать содержание образовательных (рабочих) программ по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС не умеет характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, не имеет представления о творческом пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы. | недостаточно умеет нализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС недостаточно умеет определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС. недостаточно глубоко характеризует литературные направления, не видит причинно-следственной связи между историей и культурой, частично знаком с творчеством великих представителей отечественной и зарубежной литературы, не может цитировать тексты их произведений. | в достаточной степени умеет анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; в целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС. в достаточной степени глубоко и подробно характеризует литературные направления в контексте истории и культуры, демонстрирует значительное понимание особенностей каждого из литературных направлений, достаточные, но содержащие некоторые пробелы, знания о творческом и жизненном пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы, цитирует тексты их произведений. | демонстрирует безупречное умение анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; демонстрирует безупречное умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС демонстрирует безупречное умение характеризовать литературные направления, обладает способностью самостоятельно использовать знания, полученные в процессе освоения дисциплины, демонстрирует умение глубоко анализировать творческий путь великих представителей отечественной и зарубежной литературы, свободно и к месту цитирует тексты их произведений. |