Показатели и критерии оценивания

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. - знания и кругозор студента; -умение логически построить ответ; - владение монологической речью.

 

 

Требования к структуре и оформлению

Показатели

Критерии оценивания

«Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично»
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией  

Доклад

Тема: Жанровое своеобразие и художественные особенности «Повести временных лет».

1. Пути формирования летописи (гипотезы академиков А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова).

2. Основные идеи «Повести временных лет»: величие и красота Русской земли; равенство Русской земли среди других народов; исконное родство всех славян; осуждение княжеских междоусобиц.

3. Композиционные особенности «Повести временных лет»: погодный принцип изложения материала; фрагментарность летописного повествования; нарушение причинно-следственных связей; отражение в летописи исторического сознания средневекового человека (роль божественной воли в объяснении явлений и событий).

4. Типы летописного повествования в «Повести временных лет».

5. Типы героев «Повести» и принципы их изображения.

Тема: «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник русской литературы XII века

1. Влияние основной идеи «Слова» на художественную структуру произведения (усложнение задач автора; специфика повествования о событиях в «Слове» в сопоставлении с летописным рассказом о походе князя Игоря (экскурсы в прошлое, отступление от событийной линии повествования, роль авторских отступлений); своеобразие образной системы «Слова».

2. Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством;

3. Проблема времени создания «Слова о полку Игореве»;

4. Проблема авторства «Слова»;

Тема: Изображение человека в древнерусской литературе

1. Особенности изображения человека в различных жанрах древнерусской литературы (монументальный историзм, абстрактный психологизм).

2. Конфликт личности со средой в бытовых повестях XVII века: (проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений. Тема личной судьбы, рока; гуманизм позиции автора по отношению к падшему герою.

3. Отличие героя нового типа от средневекового идеала человека.

4. Сходство и различие в образах героев бытовых повестей XVII века.

Тема: Литературное творчество протопопа Аввакума. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума»

1. Причины появления и особенности старообрядческой литературы.

2. Личность и судьба протопопа Аввакума Петрова.

Показатели и критерии оценивания

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение.

Типовые контрольные задания и иные материалы, используемые для оценки результатов обучения в ходе промежуточной аттестации

Форма контроля: экзамен

Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:

Вопросы к экзамену

1. Отличия древней литературы от литературы нового времени.

2. В чем своеобразие жанровой системы древнерусской литературы? Приведите примеры ее основных жанров и охарактеризуйте их особенности.

3. Древнерусская литература и фольклор.

4. Роль переводных памятников в становлении древнерусской литературы. Типы произведений, переведенных в XI – первой половине XIII в. Дать характеристику одного из них («Александрия», «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром», «Житие Евстафия Плакиды», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»).

5. Воспитательное значение и гражданский пафос древнерусской литературы. Периодизация ее развития.

6. Типы летописного повествования. Своеобразие стиля летописи.

7. «Повесть временных лет» — величайший памятник древнего летописания. Патриотический пафос, художественное своеобразие, основные признаки жанра.

8. Типы героев «Повести временных лет» и принципы их изображения.

9. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как образец торжественного красноречия Киевской Руси. Отражение в нем политических идей времени.

10. «Хождение игумена Даниила в Святую землю».

11. «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского» — первые русские жития. Сходство и отличие от византийского канона.

12. Дидактическое красноречие Киевской Руси. Произведения Владимира Мономаха.

13. Композиция, сюжет, основные образы «Слова о полку Игореве». Их роль в воплощении идейного замысла произведения.

14. Основные произведения куликовского цикла. Почему одно событие вызвало широкий отклик в литературе? Расскажите о чертах сходства и различия «Задонщины» и «Слова о полку Игореве».

15. Основные нерешенные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве». Изложение на них взгляда одного из исследователей.

16. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

17. «Моление» Даниила Заточника. Сюжет, идея, образная система.

18. Своеобразие состава и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем», ее поэтические особенности.

19. «Слово о погибели Русской земли» и его поэтические особенности. Внимание исследователей.

20. Эволюция жанра воинской повести в древней литературе.

21. Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.

22. Идеологические функции житийного жанра в древней литературе. Герой, сюжет, художественное своеобразие.

23. Агиографическая литература XIII—XIV вв.

24. Жизнь и деятельность Епифания Премудрого. «Стиль плетения словес» и его особенности.

25. Творчество Епифания Премудрого — новый этап в русской агиографии.

26. Начало русской беллетристики. «Повесть о Петре и Февронии».

27. «Сказание о Магмете-Салтане» Ивана Пересветова как отражение идеологических тенденций XVI века.

28. Отличительные черты «Хождения за три моря» Афанасия Никитина от «Хождения игумена Даниила»? Эволюция жанра «хождений».

29. Расцвет публицистики в XVI веке. Характеристики основных проблем церковной и светской публицистики. Известные публицисты того времени.

30. Проблемы, поднимаемые в переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным. Черты стиля каждого из авторов.

31. Развитие исторического повествования в XVI в. Появление новых форм повествования («Степенная книга», «Казанская история»), их особенности.

32. «Повесть о Петре и Февронии» — сочетание житийных и фольклорных черт. Почему митрополит Макарий не включил это произведение в «Великие Четьи Минеи» как житие?

33. Переводная литература XVI века («Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Бове-королевиче»).

34. Повести об Азове. Их художественное своеобразие.

35. Дайте характеристику новых явлений в литературе XVII века. Как изменяются в это время ранее существовавшие жанры и какие новые появляются?

36. Проблема личности в демократической литературе XVII века.

37. Почему в XVII веке широко распространяются сатирические повести? Какие типы их выделяют? Дайте анализ содержания и литературных особенностей одной из повестей («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде»).

38. «Повесть о Горе и Злочастии» как произведение демократической литературы. Проблемы, герой, художественное своеобразие.

39. Почему проблема выбора жизненного пути молодым человеком становится актуальной в XVII веке, что раскрывается в целом ряде повестей? Проанализируйте художественные особенности и жанровые признаки этих повестей («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»).

40. Изменение традиционного облика агиографического произведения в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном». Двуединая художественная структура и новаторство произведения.

41. Охарактеризуйте основные направления литературной деятельности Симеона Полоцкого. Какую систему стихосложения он утвердил в русской литературе? Каковы темы его стихотворных сборников и как проявляется в них стиль барокко? Основы каких поэтических традиций заложены в них?

42. Назовите причины возникновения в XVII веке театра и драмы. Расскажите о своеобразии пьес, входивших в репертуар придворного театра. Проиллюстрируйте их особенности на примере пьесы «Юдифь». Как проявился стиль барокко в придворной драме?

43. Чем отличается школьный театр от придворного? Каково назначение пьес школьного театра? Назовите основные закономерности построения, создания образов, ритмического оформления пьес и проиллюстрируйте их на примере «Комедии притчи о Блудном сыне».

44. Возникновение драматургии. «Придворная» и «школьная» драма.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Показатели и критерии оценивания, балл

2 3 4 5
Знать: ПК-1 содержание учебного предмета (учебных предметов) (З–4). Знать: ПСК-3 этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса (З-2) не знает содержание учебного предмета   не знает этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса частично знает   содержание учебного предмета.     демонстрирует частичное понимание особенностей формирования  основных этапов мирового историко-литературного процесса и закономерностей его развития.   в достаточной степени обладает знаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС   демонстрирует значительное понимание особенностей формирования и организации мирового историко-литературного процесса, достаточный уровень знаний об основных этапах его развития, однако допускает неточности в объяснении причин его возникновения. обладает безупречными теоретическимзнаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС.   демонстрирует полное понимание особенностей формирования мирового историко-литературного процесса, высокий уровень знаний об основных этапах его развития, обладает безупречными теоретическими знаниями о современном литературном процессе,  имеет целостное представление об его организации и структуре, свободно воспроизводит полученную информацию.
Уметь: ПК-1 определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У–3). Уметь: ПСК-3 характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2); отсутствие умения определять структуру и анализировать содержание образовательных (рабочих) программ по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС     не умеет характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, не имеет представления о творческом пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы.   недостаточно умеет нализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС недостаточно умеет определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС.     недостаточно глубоко характеризует литературные направления, не видит причинно-следственной связи между историей и культурой, частично знаком с творчеством великих представителей отечественной и зарубежной литературы, не может цитировать тексты их произведений.   в достаточной степени умеет анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; в целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС.     в достаточной степени глубоко и подробно характеризует литературные направления в контексте истории и культуры, демонстрирует значительное понимание особенностей каждого из литературных направлений, достаточные, но содержащие некоторые пробелы, знания о творческом и жизненном пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы, цитирует тексты их произведений. демонстрирует безупречное умение анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; демонстрирует безупречное умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС     демонстрирует безупречное умение характеризовать литературные направления, обладает способностью самостоятельно использовать знания, полученные в процессе освоения дисциплины, демонстрирует умение глубоко анализировать творческий путь великих представителей отечественной и зарубежной литературы, свободно и к месту цитирует тексты их произведений.    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: